Разнообразные формы самоорганизации граждан в условиях информационного общества массовой коммуникации и глобализации несут в себе огромные резервы социального, экономического и культурного развития России, в том числе в области сохранения традиционных морально-нравственных и культурно-исторических ценностей. Стремление россиян к формированию гражданского общества в рамках Конституции РФ вырастают из чувства социальной ответственности – стремления гражданина самостоятельно либо в кооперации с другими гражданами брать на себя ответственность за решение своих и общих проблем развития российского общества, в том числе противодействия коррупции.
Разветвленной и устойчивой системе коррупционных отношений в современных условиях следует противопоставить комплексную систему эффективных и хорошо сбалансированных социально-экономических, правовых, образовательных, воспитательных, морально-этических, организационных и методических мер. Это должно позволить сформировать в российском обществе надлежащую исполнительскую дисциплину и ответственность, правовую культуру, изменить сознание людей, сделать его нетерпимым по отношению к коррупции и коррупционерам.
В настоящее время можно с уверенностью говорить об отсутствии у граждан части рассмотренных установок, что приводит к нарушению психического и психологического состояния человека. Большинство людей, участвующих в коррупционных отношениях, имеют достаточные умственные способности для понимания того зла, которое причиняет коррупция стране, зачастую занимают ответственные должности и тем не менее идут на совершение преступления. Исследования показывают, что они по большей мере руководствуются в своем поведении эгоистическими мотивами.
В настоящее время реализацию антикоррупционной стратегии государства целесообразно осуществлять по следующим основным направлениям:
- обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;
- расширение системы правового просвещения населения;
- актуализация проблемы коррупции в сознании подростков и молодежи, привлечение внимания к приоритетным направлениям государственной молодежной политики;
- организация воспитательной и просветительной работы на базе образовательных и общественных организаций по формированию негативного отношения к коррупции в подростковой и молодежной среде;
- выявление и стимулирование талантливой молодежи в области формирования активной гражданской позиции;
- модернизация антикоррупционного законодательства;
- периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по её предупреждению и по борьбе с ней;
- распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции;
- повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции.
Развитие чёткой установки неприятия коррупционных отношений снимает неопределенность в выборе поведения человека. Реализация системного непрерывного антикоррупционного образования и просвещения позволяет разобраться в исходных причинах возникновения коррупционных отношений, а также структурировать процесс принятия решений.
С учётом вышеперечисленных основных направлений реализации антикоррупционной стратегии государства, а также в связи со вступлением в силу с 01.01.2021 г. новых образовательных стандартов ФГОС ВО 3++ уровней бакалавриата и специалитета (введение универсальной компетенции УК 11 – «Способность формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению») необходимо организовать целенаправленную работу по антикоррупционному образованию и просвещению на всех образовательных уровнях с учётом имеющегося опыта.
Современный период развития отечественного образования характеризуется активным и систематическим применением цифровых технологий, в том числе технологий неконтактного информационного взаимодействия, технологий отображения реальной действительности предметной области в виртуальную, облачных технологий, робототехнических средств и устройств и др. Это приводит к существенным и системным изменениям в сфере образования, как позитивным, так и к негативным, результатом которых является цифровая трансформация образования.
Цифровая трансформация образования затрагивает почти все сферы образования: представление в электронном (цифровом) виде учебно-методических материалов и средств оценки учебных достижений; информационная деятельность и информационное взаимодействие между субъектами образовательного процесса с цифровыми образовательными ресурсами; предоставление образовательных услуг; организация учебной, исследовательской, экспериментальной деятельности; информационно-методическое обеспечение и организационное управление деятельностью образовательной организации; представление в цифровом виде результатов учебной деятельности («цифровое» портфолио, «цифровой профиль» ученика, компетенции и пр.).
Вместе с тем, цифровая трансформация образования вызывает озабоченность у педагогов, психологов и работников социальной сферы в связи с возможными негативными последствиями для физического и психического здоровья обучающегося, связанными с бесконтрольным использованием информации Интернета, изобилующей рекламными роликами антикультурной направленности, информационной продукцией индустрии развлечения и потребления, сетевыми играми и пр., насаждающей идеи примитивизма, бездуховности, склоняющей к коррупционным действиям, что приводит к «сужению» самосознания молодого человека, к его инфантильности и безразличию к реальным общечеловеческим взаимодействиям, основанным на вековых духовно-нравственных традициях российского народа, уважении к истории отечества, и патриотизме.
Еще большее опасение вызывает бесконтрольность распространяемых в Интернете идей и информации, манипулятивного характера, апеллирующей к низменным или примитивным влечениям молодого человека, насаждающих деструктивное асоциальное поведение молодежи. Это искусственно задерживает личностное и духовное развитие молодого человека и приводит к примитивизации внешнего и внутреннего мира индивидуума, к уменьшению способности психологической проницаемости, к интеллектуальной лени.
Вышеизложенное определяет необходимость создания системы антикоррупционного образования и просвещения, направленного, во-первых, на нивелирование и противодействие манипулятивным воздействиям извне, отрицательно влияющим на личностное и духовное развитие индивидуума, и, во-вторых, предложить научно-педагогическую базу антикоррупционного воспитания, обучения и развития молодого поколения россиян в условиях цифровой трансформации.
При этом антикоррупционное образование и просвещение должно реализовываться формальным и неформальным способами. Так, формальная подготовка представляет собой включение антикоррупционного образования в общеобразовательные программы на всех уровнях образования. Неформальная подготовка реализуется в системной организации патриотических мероприятий, конференций, экскурсий, различных форм внеучебной практики, в том числе в интернет-среде.
Основными целями реализации образовательных программ антикоррупционного образования и просвещения выступают:
— формирование неприятия к коррупционным преступлениям и персонифицированного понимания коррупции;
— формирование поведенческих алгоритмов, обеспечивающих блокировку информации (из Интернет, сайтов, различных чатов и др. источников спонтанно получаемой информации), склоняющей к коррупционному поведению;
— формирование навыков критического мышления по отношению к воспринимаемой информации и обучение методикам формирования цифровой антикоррупционной образовательной среды.-
— формирование многоаспектной компетентности в области знаний об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и национальной безопасности государства, умений противодействия проявлениям коррупции, а также способности индивидуума их устранять.
Учитывая вышеизложенное, представим задачи антикоррупционного образования и просвещения:
- Ознакомление с явлением коррупции (сутью, причинами, последствиями), изучение возможностей борьбы с коррупцией и их демонстрация в обществе для формирования нетерпимости к проявлениям коррупции;
- Достижение образовательных результатов, формулируемых в образовательных программах и образовательных стандартах:
— воспитание в себе просоциальных ценностных установок (уважение к демократическим ценностям; неравнодушие ко всему происходящему рядом; честность, ответственность за действие, поступок; постоянное совершенствование личной, социальной, познавательной и культурной компетенций и т. д.);
— реализация расширения конституционных возможностей в контексте противодействия коррупции (общаться, в том числе в социальных сетях, передавать информацию и распоряжаться ею; критически мыслить и решать возникающие проблемы; рационально планировать и организовывать деятельность; действовать инициативно, осмысленно и самостоятельно, а при необходимости, брать на себя ответственность за свои действия; общаться и сотрудничать, конструктивно решать разногласия и конфликты; принимать участие в жизни образовательной организации, местной общественности, общества, при необходимости брать на себя роль лидера). - Организация воспитательных мероприятий, организуемых в web-конференциях, в социальных сетях, в различных чатах, посвященных современным общественным отношениям, ориентированным на формирование у индивидуума значимых для него и присвоенных им идей, норм, принципов антикоррупционного поведения в современном обществе массовой коммуникации и глобализации при выборе им жизненных ориентиров и приоритетов.
- Разработка учебно-методического обеспечения процесса непрерывного антикоррупционного образования и просвещения, реализованного на базе информационных и коммуникационных технологий.
- Создание цифровой образовательной среды непрерывного антикоррупционного образования и просвещения, обеспечивающей информационное взаимодействие участников образовательного процесса с интерактивным информационным ресурсом соответствующего содержания.
- Проектирование портала, содержащего цифровой контент подготовки субъектов образовательного процесса (по уровням образования) в области непрерывного антикоррупционного образования и просвещения.
Предполагаемым результатом реализации вышеозначенных задач, конвертируемых в образовательные программы антикоррупционного образования и просвещения является формирование личности, наделенной знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция, для благосостояния общества и национальной безопасности государства, не желающей мириться с проявлениями коррупции и способной их устранять законными способами.
Эффективное антикоррупционное образование и просвещение выражается в уважительном отношении к Конституции РФ, формируемом на основе системы духовных и культурных ценностей, что предполагает:
- определение жизненной позиции, выражающей личные устремления человека к развитию и нормальной жизнедеятельности;
- формирование личностного отношения к базовым нравственным принципам, которыми оперирует человек в процессе деятельности и на основе которых воспринимает окружающий мир;
- установление правил поведения, позволяющих судить о категориях «хорошо – плохо», «добро – зло»;
- формирование системы ограничений, вызванных общественными целями и задачами;
- осознание и принятие ответственности за свое поведение перед самим собой и другими членами общества.
Успешная и эффективная реализация антикоррупционного образования и просвещения предполагает формирование у человека менталитета, основанного на понимании добра и общественной социальной справедливости, проявляемой в различных жизненных ситуациях, которая прописана в Конституции РФ.
При этом реализация антикоррупционного образования и просвещения должна способствовать выработке базовых, расширенных и профессиональных антикоррупционных компетенций, формируемых последовательно на ряде образовательных ступеней.
№ | Образовательная ступень | Уровень антикоррупционной компетенции |
1 | Среднее общее | Базовый |
2 | Среднее профессиональное | Базовый |
3 | Высшее | Расширенный |
4 | Дополнительное (в т.ч. для сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления, компаний, самозанятых) | Расширенный и Профессиональный |
Базовые антикоррупционные компетенции подразумевают формирование основных качеств для выработки антикоррупционного мировоззрения и соответствующей гражданской позиции.
Расширенные – формируют гражданскую позицию в сфере нетерпимого отношения к коррупционному поведению за счет выработки необходимых знаний, умений и навыков.
Профессиональные – предполагают овладение определенными знаниями и навыками для выполнения должностных обязанностей, связанных с противодействием коррупции во всех ее проявлениях.
В рамках реализуемой концепции и, принимая во внимание перспективы развития информационных технологий в сфере науки, образования и просвещения в контексте дальнейшего повышения их эффективности и, учитывая общее намерение для создания просветительских ресурсов и общероссийской информационно-коммуникационной сети нового поколения, необходимо интегрировать в процесс непрерывного антикоррупционного образования и просвещения следующие механизмы:
- разработка интерактивных образовательных и просветительских ресурсов, в целях антикоррупционного образования и просвещения в средних общеобразовательных школах, высших и средних профессиональных образовательных организациях, молодежных коллективах, а также среди широкой общественности;
- производство на постоянной основе образовательно-просветительских, документальных и научно-популярных фильмов и культурно-просветительских киножурналов с их реализацией в интернет-среде;
- обеспечение активного продвижения образовательных и просветительских фильмов и цифровых ресурсов, в первую очередь, для юношества посредством разработки соответствующих информационно-коммуникационных платформ и сетей, в том числе, совместимых с программным обеспечением ноутбуков, планшетов, смартфонов и других малогабаритных гаджетов;
- разработка эффективных информационно-коммуникационных платформ антикоррупционного образования и просвещения для перевода в форматы существующих научных, образовательных, просветительских ресурсов в новые удобные для пользователей с ограниченными возможностями, в том числе, для слабовидящих, слепых, глухих;
- осуществление стационарной лекционной деятельности, а также выездных лекций в регионах РФ посредством лекторских групп, в том числе, на основе специально оборудованных передвижных многофункциональных центров, и их представление в интернет-среде;
- создание информационно-коммуникационной сети антикоррупционного образования и просвещения на основе платформы отечественной разработки для проведения мультимедийных интерактивных телемостов, мозговых штурмов, творческих вечеров, конференций, вебинаров, симпозиумов, семинаров, круглых столов, интеллектуальных игр совместно с библиотеками, музеями, выставочными центрами, другими культурно-просветительскими учреждениями и образовательными организациями в субъектах Российской Федерации.
Таким образом, можно сделать вывод:
Несмотря на значительные меры по противодействию коррупции, которые сейчас применяются в России, начиная от принятия в 2008 году Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и заканчивая специальными антикоррупционными программами в образовательных организациях, необходимы современные подходы к интенсификации антикоррупционного образования и просвещения на всех уровнях образования в условиях цифровой трансформации общества. Только комплексная работа, охватывающая эффективное законодательство и антикоррупционное образование и просвещение (от школьной скамьи через университет до рабочих мест представителей органов власти и государственного сектора), может вывести деятельность по противодействию коррупции на новый уровень, в том числе значительно снизив коррупционные риски для инвестиционной привлекательности российской экономики на мировой арене.
Антикоррупционное образование и просвещение должно быть основано на патриотизме, самостоятельном выборе различных возможных вариантов поведения и построения жизненной траектории. Результатом антикоррупционного образования и просвещения должно явиться умение не просто понимать мир, общество, государство, а также процессы, происходящие в нем, но и обладать компетенциями для изменения части общественных отношений и противодействия негативным жизненным ситуациям и коррупционным процессам.
Вышесказанное требует использования комплекса разнообразных нестандартных, творческих и ответственных подходов, реализуемых на всех уровнях образовательной системы в контексте обеспечения взаимосвязи информационно-просветительской, ценностной и профессионально-деятельностной составляющих процесса антикоррупционного образования и просвещения.
Материал подготовили:
Член-корреспондент РАО И.В. Годунов.
Академик РАО Роберт Ирэна Веньяминовна, доктор педагогических наук, профессор, дважды лауреат Премии Правительства РФ в области образования, руководитель Научной школы «Информатизация образования».