YouTube LinkedIn Flickr VKontakte
    "Президент" Общественно-политическая газета
    • Главная
    • О газете
    • Новости
      • Армия и ВПК
      • В мире
      • Главная новость
      • Дети
      • Закон
      • История России
      • Культура
      • Медицина
      • Политика
      • Наши расследования
      • Новости президента
      • Образование и наука
      • Общество
      • От первого лица
      • Происшествия
      • Спорт
      • Фотогалерея
      • Экономика и бизнес
    • Расследования
    • Архив печати
    • Обращение в редакцию
    YouTube VKontakte
    "Президент" Общественно-политическая газета
    Главная»Образование и наука»Концепция антикоррупционного образования и просвещения в Российской Федерации
    Образование и наука

    Концепция антикоррупционного образования и просвещения в Российской Федерации

    By Член-корреспондент РАО И.В. Годунов20.07.2021Изменено: 11.11.2021Комментариев нет7 Минут чтения
    VKontakte Ok
    Поделиться
    VKontakte Ok

    «Развитие научного потенциала, повышение качества и
    доступности образования ускорят структурную
    перестройку российской экономики».

    Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»

    Одним из важнейших негативных факторов, препятствующих обеспечению устойчивого и эффективного социального и экономического развития регионов России, является достаточно высокий уровень коррупционных проявлений в различных сферах общественной жизни.

    Системный характер коррупционных составляющих, с проявлениями которых человек может сталкиваться в различных ситуациях в разные периоды своей жизни, актуализирует необходимость разработки концептуальных основ формирования системы непрерывного антикоррупционного образования и просвещения, ориентированных на различные по своим возрастным, образовательным и профессиональным характеристикам целевые аудитории. Особенно актуально это в современных условиях формирования основ «экономики знаний», когда концепция непрерывного образования (или «образования на протяжении всей жизни») становится доминантой развития не только образовательных систем, но и сфер общественной и профессиональной жизни в целом.

    Именно ориентированность на реализацию непрерывного характера мероприятий по антикоррупционному образованию и просвещению обеспечивает возможность формирования системы знаний, позволяющей заложить базис для реализации индивидом в процессе своей жизнедеятельности антикоррупционного поведения в самых различных его проявлениях, а также обретения им антикоррупционных компетенций, соответствующих специфике его возрастных характеристик, образовательного уровня и направленности профессиональной деятельности.

    Цель непрерывного антикоррупционного образования и просвещения заключается в формировании и развитии условий для овладения гражданами, имеющими неоднородные возрастные, образовательные и профессиональные характеристики, антикоррупционными компетенциями различного уровня в рамках поэтапного образовательно-воспитательного процесса.

    Для достижения указанной цели представляется необходимым обеспечить решение комплекса следующих основных задач:

    1. Выстраивание связанной едиными целевыми ориентирами и методологическими принципами системы непрерывного антикоррупционного образования и просвещения и ее апробация на отдельном регионе, с возможностью распространения данного опыта на другие регионы РФ.
    2. Создание условий и возможностей, обеспечивающих овладение обучающимися базовыми, расширенными, профессиональными антикоррупционными компетенциями в процессе реализации образовательно-воспитательной работы на всех уровнях обучения.

    Организация системы непрерывного антикоррупционного образования и просвещения предполагает задействование потенциала образовательных учреждений различного уровня для формирования комплекса знаний, умений и личностных качеств и антикоррупционных компетенций, позволяющих индивидууму понимать сущностное содержание коррупционных проявлений, распознавать эти проявления и уметь противостоять им.

    При этом в зависимости от направленности процесса взаимодействия с обучаемыми, а также их возрастных характеристик, образовательного уровня и направленности профессиональной деятельности, представляется целесообразным разграничить сущностное содержание формируемых антикоррупционных компетенций, представив их в форме базовых, расширенных и профессиональных антикоррупционных компетенций.

    В данном контексте представляется необходимой разработка и практическое внедрение на каждой из вышеотмеченных ступеней образовательной системы комплекса методологических подходов и инструментарных средств, ориентированных на формирование комплекса антикоррупционных компетенций, наиболее важных для конкретной возрастной либо профессиональной группы в контексте решаемых ею на определенном жизненном этапе задач.

    При этом система непрерывного антикоррупционного образования и просвещения интегрируется в образовательный процесс по вертикали и горизонтали.

    Вертикальная интеграция предполагает введение элементов антикоррупционного образования и просвещений с обеспечением преемственности и целостности его содержания через все образовательные ступени с учетом возрастных особенностей учащихся. В свою очередь, горизонтальная интеграция предполагает различные формы включения антикоррупционного образования и просвещений в учебный процесс на каждой из образовательных ступеней.

    Создание и развитие системы непрерывного антикоррупционного образования и просвещения представляется целесообразным осуществлять на основе следования ряду ключевых принципов, к числу которых относятся:

    • изучение, анализ и оценка уровня реальной потребности различных групп населения в овладении антикоррупционными компетенциями и осуществление на этой основе прогнозирования и планирования процессов непрерывного антикоррупционного образования и просвещения на основе разработки специальных программ;
    • переход от периодического к последовательному и системному, непрерывному процессу антикоррупционного образования и просвещения;
    • развитие у обучаемых потребности и интереса к овладению антикоррупционными компетенциями через использование активных, инновационных форм и методов обучения, ориентированных на конкретный уровень образовательной систем;
    • создание системы непрерывного антикоррупционного образования и просвещения на новой концептуальной и содержательной основе, ориентированной на формирование у обучающихся антикоррупционных компетенций соответствующего уровня.

    Реализация Концепции непрерывного антикоррупционного образования и просвещения предполагает необходимость осуществления комплекса практических мероприятий, ориентированных на различные уровни формирования антикоррупционных компетенций у обучающихся и реализуемых на протяжении всего периода действия Концепции.

    При этом базовым основные координирующие функции в процессе подготовки и реализации мероприятий, запланированных в процессе реализации Концепции, возлагаются на Научно-образовательный центр противодействия коррупции Южного федерального университета, в основные задачи которого в контексте реализации цели и задач Концепции входит:

    • взаимодействие с профильными центрами, органами власти, средствами массовой информации по вопросам антикоррупционного образования и просвещения;
    • развитие теоретико-методологических и инструментарно-методических основ внедрения системы непрерывного антикоррупционного образования и просвещения;
    • разработка и реализация образовательных программ в сфере противодействия коррупции;
    • разработка и внедрение образовательных блоков, формирующих антикоррупционные компетенции в соответствии с интересами и потребностями обучающихся различных уровней образования;
    • повышение уровня учебно-методической работы образовательных учреждений на основе создания учебно-методических пособий, электронных научно-образовательных ресурсов в сфере антикоррупционного образования и просвещения;
    • содействие в организации и проведении социальных и образовательных мероприятий, направленных на предупреждение коррупционного поведения и формирование антикоррупционных компетенций;
    • проведение школьных, вузовских олимпиад, научно-практических конференций, мастер-классов и выставок и иных научных мероприятий по антикоррупционной тематике.

    В рамках реализуемой концепции, принимая во внимание перспективы развития информационных технологий в сфере науки, образования и просвещения в контексте дальнейшего повышения их эффективности и, учитывая общее намерение для создания просветительских ресурсов и общероссийской информационно-коммуникационной сети нового поколения, видим необходимым интегрировать в процесс непрерывного антикоррупционного образования и просвещения следующие механизмы:

    • разработка на основе собственных информационно-коммуникационных технологий мультимедийных, интерактивных образовательных и просветительских ресурсов, в целях антикоррупционного образования и просвещения в средних общеобразовательных школах, высших учебных заведениях, молодежных коллективах, а также среди широкой общественности;
    • производство на постоянной основе образовательно-просветительских, документальных и научно-популярных фильмов и культурно-просветительских киножурналов;
    • обеспечение активного продвижения образовательных и просветительских фильмов и цифровых ресурсов, в первую очередь, для юношества посредством разработки соответствующих информационно-коммуникационных платформ и сетей, в том числе, совместимых с программным обеспечением ноутбуков, планшетов, смартфонов и других малогабаритных гаджетов;
    • разработка эффективных информационно-коммуникационных платформ антикоррупционного образования и просвещения для перевода в форматы существующих научных, образовательных, просветительских ресурсов в новые удобные для пользователей с ограниченными возможностями, в том числе, для слабовидящих, слепых, глухих;
    • осуществление стационарной лекционной деятельности, а также выездных лекций в регионах РФ посредством лекторских групп, в том числе, на основе специально оборудованных передвижных многофункциональных центров;
    • создание информационно-коммуникационной сети антикоррупционного образования и просвещения на основе платформы собственной разработки для проведения мультимедийных интерактивных телемостов, мозговых штурмов, творческих вечеров, конференций, вебинаров, симпозиумов, семинаров, круглых столов, интеллектуальных игр совместно с библиотеками, музеями, выставочными центрами, другими культурно-просветительскими учреждениями и образовательными организациями в субъектах Российской Федерации.

    Создание и развитие системы непрерывного антикоррупционного образования и просвещения, основанной на реализации комплексного подхода, обусловливает необходимость ориентации на формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и личностных качеств, антикоррупционных компетенций, сопоставимых с потребностями личности в текущий и последующий периоды ее жизни.

    Антикоррупционное образование и просвещение в Российской Федерации на основе цифровой антикоррупционной образовательной среды:

    — формирование у обучающихся: негативного отношения к коррупции, неприятия и нетерпимости к проявлениям коррупции, к коррупционным преступлениям; поведенческих алгоритмов, обеспечивающих блокировку информации (из Интернет, сайтов, различных чатов и др. источников спонтанно получаемой информации), склоняющей к коррупционному поведению;

    — формирование у обучающихся компетенций в области: знаний об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и национальной безопасности государства; умений противодействия проявлениям коррупции; способности индивидуума уважать демократические ценности, быть честным, ответственным за свои действия, поступки, неравнодушным ко всему происходящему в социуме;

    — создание и использование цифровой антикоррупционной образовательной среды как совокупности условий, обеспечивающих информационное взаимодействие между субъектами образовательного процесса с интерактивным информационным ресурсом антикоррупционной направленности;

    — организация антикоррупционной экспертизы цифровых ресурсов Интернета (информация сайтов образовательных организаций, контент профессиональных социальных сетей, контент информационных систем, используемых в образовательных целях и пр.), периодическое исследование состояния коррупции в сфере образования и реализация эффективных мер, принимаемых по её предупреждению и по борьбе с ней;

    — организация антикоррупционной воспитательной и просветительской деятельности в сфере образования (обеспечение участия образовательных организаций в противодействии коррупции; расширение системы правового просвещения субъектов образовательного процесса; актуализация проблемы коррупции в сознании подростков и молодежи, привлечение их внимания к приоритетным направлениям государственной молодежной политики.

    Вышесказанное требует использования комплекса разнообразных нестандартных, творческих и ответственных подходов, реализуемых на всех уровнях образовательной системы в контексте обеспечения взаимосвязи информационно-просветительской, ценностной и профессионально-деятельностной составляющих процесса антикоррупционного образования и просвещения. При этом конечным результатом реализации Концепции непрерывного антикоррупционного образования и просвещения должна стать сформированная у максимально возможного числа жителей Российской Федерации антикоррупционных компетенций, позволяющая существенно снизить степень коррупциогенных факторов, проявления которых в настоящее время являются весьма существенной проблемой для многих регионов страны.

    Материал подготовил:
    Годунов Игорь Валентинович
    член-корреспондент РАО, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, Главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Главный научный сотрудник Института автоматизации проектирования РАН, Директор научно-образовательного центра противодействия коррупции Южного федерального университета.

    Поделиться VKontakte Ok
    Предыдущая статья Юбилей музея «Дорога к Пушкину»!
    Следующая статья Антикоррупционное образование и просвещение в условиях цифровой трансформации
    Член-корреспондент РАО И.В. Годунов

    Похожие Статьи

    Какие мероприятия пройдут в России в Год педагога и наставника?

    28.01.2023

    Коррупция может привести к ожирению

    23.01.2023

    Глобальная волна инноваций, мира и добра

    12.01.2023

    «Энергия – Буран» — уникальная космическая программа СССР

    09.01.2023

    Коррупция может привести к импотенции

    09.01.2023

    Интервью о развитии науки в школе с Еленой Игоревной Давыдовой-Мартыновой

    30.12.2022
    Написать комментарий

    Comments are closed.

    Рубрики
    • Армия и ВПК (176)
    • В мире (61)
    • Главная новость (4 465)
    • Дети (22)
    • Закон (313)
    • История России (23)
    • Культура (148)
    • Медицина (63)
    • Наши расследования (36)
    • Новости президента (153)
    • Образование и наука (61)
    • Общество (292)
    • От первого лица (14)
    • Политика (238)
    • Происшествия (86)
    • Спорт (46)
    • Фотогалерея (1)
    • Экономика и бизнес (164)
    YouTube VKontakte
    • О газете
    • Расследования
    • Обращение в редакцию
    • Архив печати
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-74039 от 29 октября 2018, выдано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредителем и редакцией издания является Общество с ограниченной ответственностью "Общественно-политическая газета "Президент" (ООО "Газета "Президент").
    Издание может содержать информацию, не предназначенную для лиц младше 18 лет!

    При использовании материалов газеты "Президент", ссылка на газету обязательна. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Авторы несут ответственность за предоставленные материалы.

    2023 © ООО "Газета "Президент"
    Почтовый адрес: 109012, Россия, г. Москва,
    Красная площадь, дом 5, АЯ 10
    Адрес электронной почты: kreml@prezidentpress.ru
    Главный редактор: Удалов Сергей Викторович
    Генеральный директор: Удалов Виктор Сергеевич

    Введите выше и нажмите Enter для поиска. Для отмены нажмите Esc