«Развитие научного потенциала, повышение качества и
доступности образования ускорят структурную
перестройку российской экономики».
Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»
Одним из важнейших негативных факторов, препятствующих обеспечению устойчивого и эффективного социального и экономического развития регионов России, является достаточно высокий уровень коррупционных проявлений в различных сферах общественной жизни.
Системный характер коррупционных составляющих, с проявлениями которых человек может сталкиваться в различных ситуациях в разные периоды своей жизни, актуализирует необходимость разработки концептуальных основ формирования системы непрерывного антикоррупционного образования и просвещения, ориентированных на различные по своим возрастным, образовательным и профессиональным характеристикам целевые аудитории. Особенно актуально это в современных условиях формирования основ «экономики знаний», когда концепция непрерывного образования (или «образования на протяжении всей жизни») становится доминантой развития не только образовательных систем, но и сфер общественной и профессиональной жизни в целом.
Именно ориентированность на реализацию непрерывного характера мероприятий по антикоррупционному образованию и просвещению обеспечивает возможность формирования системы знаний, позволяющей заложить базис для реализации индивидом в процессе своей жизнедеятельности антикоррупционного поведения в самых различных его проявлениях, а также обретения им антикоррупционных компетенций, соответствующих специфике его возрастных характеристик, образовательного уровня и направленности профессиональной деятельности.
Цель непрерывного антикоррупционного образования и просвещения заключается в формировании и развитии условий для овладения гражданами, имеющими неоднородные возрастные, образовательные и профессиональные характеристики, антикоррупционными компетенциями различного уровня в рамках поэтапного образовательно-воспитательного процесса.
Для достижения указанной цели представляется необходимым обеспечить решение комплекса следующих основных задач:
- Выстраивание связанной едиными целевыми ориентирами и методологическими принципами системы непрерывного антикоррупционного образования и просвещения и ее апробация на отдельном регионе, с возможностью распространения данного опыта на другие регионы РФ.
- Создание условий и возможностей, обеспечивающих овладение обучающимися базовыми, расширенными, профессиональными антикоррупционными компетенциями в процессе реализации образовательно-воспитательной работы на всех уровнях обучения.
Организация системы непрерывного антикоррупционного образования и просвещения предполагает задействование потенциала образовательных учреждений различного уровня для формирования комплекса знаний, умений и личностных качеств и антикоррупционных компетенций, позволяющих индивидууму понимать сущностное содержание коррупционных проявлений, распознавать эти проявления и уметь противостоять им.
При этом в зависимости от направленности процесса взаимодействия с обучаемыми, а также их возрастных характеристик, образовательного уровня и направленности профессиональной деятельности, представляется целесообразным разграничить сущностное содержание формируемых антикоррупционных компетенций, представив их в форме базовых, расширенных и профессиональных антикоррупционных компетенций.
В данном контексте представляется необходимой разработка и практическое внедрение на каждой из вышеотмеченных ступеней образовательной системы комплекса методологических подходов и инструментарных средств, ориентированных на формирование комплекса антикоррупционных компетенций, наиболее важных для конкретной возрастной либо профессиональной группы в контексте решаемых ею на определенном жизненном этапе задач.
При этом система непрерывного антикоррупционного образования и просвещения интегрируется в образовательный процесс по вертикали и горизонтали.
Вертикальная интеграция предполагает введение элементов антикоррупционного образования и просвещений с обеспечением преемственности и целостности его содержания через все образовательные ступени с учетом возрастных особенностей учащихся. В свою очередь, горизонтальная интеграция предполагает различные формы включения антикоррупционного образования и просвещений в учебный процесс на каждой из образовательных ступеней.
Создание и развитие системы непрерывного антикоррупционного образования и просвещения представляется целесообразным осуществлять на основе следования ряду ключевых принципов, к числу которых относятся:
- изучение, анализ и оценка уровня реальной потребности различных групп населения в овладении антикоррупционными компетенциями и осуществление на этой основе прогнозирования и планирования процессов непрерывного антикоррупционного образования и просвещения на основе разработки специальных программ;
- переход от периодического к последовательному и системному, непрерывному процессу антикоррупционного образования и просвещения;
- развитие у обучаемых потребности и интереса к овладению антикоррупционными компетенциями через использование активных, инновационных форм и методов обучения, ориентированных на конкретный уровень образовательной систем;
- создание системы непрерывного антикоррупционного образования и просвещения на новой концептуальной и содержательной основе, ориентированной на формирование у обучающихся антикоррупционных компетенций соответствующего уровня.
Реализация Концепции непрерывного антикоррупционного образования и просвещения предполагает необходимость осуществления комплекса практических мероприятий, ориентированных на различные уровни формирования антикоррупционных компетенций у обучающихся и реализуемых на протяжении всего периода действия Концепции.
При этом базовым основные координирующие функции в процессе подготовки и реализации мероприятий, запланированных в процессе реализации Концепции, возлагаются на Научно-образовательный центр противодействия коррупции Южного федерального университета, в основные задачи которого в контексте реализации цели и задач Концепции входит:
- взаимодействие с профильными центрами, органами власти, средствами массовой информации по вопросам антикоррупционного образования и просвещения;
- развитие теоретико-методологических и инструментарно-методических основ внедрения системы непрерывного антикоррупционного образования и просвещения;
- разработка и реализация образовательных программ в сфере противодействия коррупции;
- разработка и внедрение образовательных блоков, формирующих антикоррупционные компетенции в соответствии с интересами и потребностями обучающихся различных уровней образования;
- повышение уровня учебно-методической работы образовательных учреждений на основе создания учебно-методических пособий, электронных научно-образовательных ресурсов в сфере антикоррупционного образования и просвещения;
- содействие в организации и проведении социальных и образовательных мероприятий, направленных на предупреждение коррупционного поведения и формирование антикоррупционных компетенций;
- проведение школьных, вузовских олимпиад, научно-практических конференций, мастер-классов и выставок и иных научных мероприятий по антикоррупционной тематике.
В рамках реализуемой концепции, принимая во внимание перспективы развития информационных технологий в сфере науки, образования и просвещения в контексте дальнейшего повышения их эффективности и, учитывая общее намерение для создания просветительских ресурсов и общероссийской информационно-коммуникационной сети нового поколения, видим необходимым интегрировать в процесс непрерывного антикоррупционного образования и просвещения следующие механизмы:
- разработка на основе собственных информационно-коммуникационных технологий мультимедийных, интерактивных образовательных и просветительских ресурсов, в целях антикоррупционного образования и просвещения в средних общеобразовательных школах, высших учебных заведениях, молодежных коллективах, а также среди широкой общественности;
- производство на постоянной основе образовательно-просветительских, документальных и научно-популярных фильмов и культурно-просветительских киножурналов;
- обеспечение активного продвижения образовательных и просветительских фильмов и цифровых ресурсов, в первую очередь, для юношества посредством разработки соответствующих информационно-коммуникационных платформ и сетей, в том числе, совместимых с программным обеспечением ноутбуков, планшетов, смартфонов и других малогабаритных гаджетов;
- разработка эффективных информационно-коммуникационных платформ антикоррупционного образования и просвещения для перевода в форматы существующих научных, образовательных, просветительских ресурсов в новые удобные для пользователей с ограниченными возможностями, в том числе, для слабовидящих, слепых, глухих;
- осуществление стационарной лекционной деятельности, а также выездных лекций в регионах РФ посредством лекторских групп, в том числе, на основе специально оборудованных передвижных многофункциональных центров;
- создание информационно-коммуникационной сети антикоррупционного образования и просвещения на основе платформы собственной разработки для проведения мультимедийных интерактивных телемостов, мозговых штурмов, творческих вечеров, конференций, вебинаров, симпозиумов, семинаров, круглых столов, интеллектуальных игр совместно с библиотеками, музеями, выставочными центрами, другими культурно-просветительскими учреждениями и образовательными организациями в субъектах Российской Федерации.
Создание и развитие системы непрерывного антикоррупционного образования и просвещения, основанной на реализации комплексного подхода, обусловливает необходимость ориентации на формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и личностных качеств, антикоррупционных компетенций, сопоставимых с потребностями личности в текущий и последующий периоды ее жизни.
Антикоррупционное образование и просвещение в Российской Федерации на основе цифровой антикоррупционной образовательной среды:
— формирование у обучающихся: негативного отношения к коррупции, неприятия и нетерпимости к проявлениям коррупции, к коррупционным преступлениям; поведенческих алгоритмов, обеспечивающих блокировку информации (из Интернет, сайтов, различных чатов и др. источников спонтанно получаемой информации), склоняющей к коррупционному поведению;
— формирование у обучающихся компетенций в области: знаний об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и национальной безопасности государства; умений противодействия проявлениям коррупции; способности индивидуума уважать демократические ценности, быть честным, ответственным за свои действия, поступки, неравнодушным ко всему происходящему в социуме;
— создание и использование цифровой антикоррупционной образовательной среды как совокупности условий, обеспечивающих информационное взаимодействие между субъектами образовательного процесса с интерактивным информационным ресурсом антикоррупционной направленности;
— организация антикоррупционной экспертизы цифровых ресурсов Интернета (информация сайтов образовательных организаций, контент профессиональных социальных сетей, контент информационных систем, используемых в образовательных целях и пр.), периодическое исследование состояния коррупции в сфере образования и реализация эффективных мер, принимаемых по её предупреждению и по борьбе с ней;
— организация антикоррупционной воспитательной и просветительской деятельности в сфере образования (обеспечение участия образовательных организаций в противодействии коррупции; расширение системы правового просвещения субъектов образовательного процесса; актуализация проблемы коррупции в сознании подростков и молодежи, привлечение их внимания к приоритетным направлениям государственной молодежной политики.
Вышесказанное требует использования комплекса разнообразных нестандартных, творческих и ответственных подходов, реализуемых на всех уровнях образовательной системы в контексте обеспечения взаимосвязи информационно-просветительской, ценностной и профессионально-деятельностной составляющих процесса антикоррупционного образования и просвещения. При этом конечным результатом реализации Концепции непрерывного антикоррупционного образования и просвещения должна стать сформированная у максимально возможного числа жителей Российской Федерации антикоррупционных компетенций, позволяющая существенно снизить степень коррупциогенных факторов, проявления которых в настоящее время являются весьма существенной проблемой для многих регионов страны.
Материал подготовил:
Годунов Игорь Валентинович
член-корреспондент РАО, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, Главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Главный научный сотрудник Института автоматизации проектирования РАН, Директор научно-образовательного центра противодействия коррупции Южного федерального университета.