90-летию Героя социалистического труда СССР, академика РАХ З.К. Церетели, учителю и другу посвящается.
Зурабу Церетели, скульптору, народному художнику СССР, президенту Российской академии художеств
Уважаемый Зураб Константинович!
Примите поздравления с 90-летним юбилеем.
За годы неустанного творческого поиска Вы в полной мере реализовали свой щедрый, многогранный, самобытный талант, добились высокого профессионального признания.
И конечно, особо отмечу Вашу востребованную общественную, педагогическую, организаторскую деятельность, искреннее стремление служить отечественной культуре. Желаю доброго здоровья и всего наилучшего.
Телеграмма 4 января 2024 года от Президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича Художнику и скульптору Церетели Зурабу Константиновичу.
Церетели Зураб Константинович родился 4 января 1934, Тифлис, ЗСФСР, СССР) — советский, грузинский и российский художник-монументалист, скульптор, живописец, педагог. С 1997 года — президент Российской академии художеств. Академик АХ СССР (1988; член-корреспондент 1979). Герой Социалистического Труда (1990), народный художник СССР (1980), народный художник РФ (1994), лауреат Ленинской премии (1976), двух Государственных премий СССР (1970, 1982) и Государственной премии Российской Федерации (1996). Кавалер ордена Ленина (1990). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Автор более 5000 произведений живописи, графики, скульптуры, монументально-декоративного искусства (фрески, мозаики, панно) и др. Как художник-монументалист оформил ряд крупных учреждений, таких как Ленинский мемориал в Ульяновске, гостиничный комплекс в Измайлово, Гостиничный комплекс «Ялта-Интурист» в Ялте, курортный городок в Адлере, парк «Ривьера» в Сочи, Дворец профсоюзов в Тбилиси, Новая сцена Большого театра в Москве и др.; как скульптор создал множество монументов, среди них «Дружба навеки» в Москве, «Добро побеждает зло» перед зданием ООН в Нью-Йорке, «Рождение нового человека» в Севилье, «Разрушить стену недоверия» в Лондоне, Памятник Зое Космодемьянской в Рузе и др.
Начало пути
В доме родного брата матери Зураба Церетели, Тамары Семеновны, Георгия Нижарадзе — художника, где мальчик проводил значительную часть своего времени, постоянно бывали грузинские художники — Давид Какабадзе, Сергей Кобуладзе, Уча Джапаридзе и многие другие. Они стали первыми учителями увлекавшегося изобразительным искусством юноши.
З.Р.Церетели: «Огромное значение имеет то, как именно родители воспитывают своих детей. Вспоминается, как мои предки, мои родители в нашем доме вечерами играли на гитаре, вместе пели. Именно через процесс совместного творческого воспитания мне передавались все традиции моей семьи, моих предков. И когда есть семейный тихий круг с рассказами наших прошлых поколений — это настоящее счастье для всей нации»
З.Р.Церетели: «А вот за карандаши в далеком детстве, наверное, в возрасте четырех-пяти лет я взялся не сам по себе. Мне их дал мой дядя, известный художник Георгий Нижарадзе. Именно благодаря дяде я начал рисовать все, что видел вокруг себя, — солнце, цветы, траву, деревья, животных… Он научил меня понимать природу, видеть красоту, чувствовать свет и тень. Мы ходили с ним на природу, на пленэр, шли гулять в зоопарк и там рисовали. Он видел, что мне это очень нравится, и поддерживал меня». Зураб Константинович рано нашёл свой путь в искусстве во многом благодаря родителям и их окружению. Именно они предрекли юному Зурабу творческую судьбу. Увидев первые, ранние работы одаренного мальчика, авторитетные мастера почувствовали в нем редкую способность образного восприятия мира. Благодаря этим первым встречам и чуткому отношению Зураб стал студентом Тбилисской академии художеств, где в те годы преподавала блестящая плеяда художников. Наряду с Джапаридзе и Кутателадзе назовем всем известные имена и замечательных советских мастеров: Евгения Лансере, Иосифа Шарлеманя и Василия Шухаева. Так сбылась заветная мечта Зураба Церетели — он стал художником. Константин Иванович, инженер по образованию, полагавший, что сын пойдет по его стопам, впоследствии гордился успехами Зураба. Он бережно собирал вырезки из газет и журналов с рецензиями и статьями о сыне. Родители, несмотря на весьма ограниченные возможности, делали все, что от них зависело, дабы поддержать Зураба.
Мой Учитель
Одним из своих учителей З.К. Церетели считает Василия Шухаева (русский и советский живописец, график, сценограф, педагог) — ученика Коровина и одновременно неоклассика, оформителя революционных праздников в Петрограде. Его очень ценил Александр Бенуа. «В Тбилиси он (В. Шухаев) передавал мне традицию «искусства для искусства» в то время, когда радио кричало про «искусство для народа». И он правильно воспитывал нас, молодых художников, научил меня, что главное — поймать первое впечатление. Я рисую и пишу быстро….. Давно витала идея создать образы учителей, в частности Шухаева. Давно думал об этом, а вот только сейчас приступил к работе.» -З.К. Церетели.
В 1958 году Зураб Константинович оканчивает живописный факультет Тбилисской академии художеств по специальности «живописец-монументалист», и поступает на работу в Институт истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии.
Дипломная работа
Зураб Церетели говорил:
«За две недели до защиты дипломной работы у нас был выездной президиум Академии Художеств СССР (тогда Серов был президентом)- и меня сняли с диплома, так как импрессионисты в то время считались в советской Академии врагом искусства, а я был под их влиянием.
Помню, как сильно это на меня подействовало.
Для художника всё может стать толчком к творческому поиску.
За 2 недели я убрал из палитры все интенсивные краски, которые соцреализм не любил — это кадмий лимонный, оранжевый, красный, и оставил лишь сдержанную английскую красную, марс коричневый, чёрные, белые, охру золотистую и так далее…
В этой гамме я создал сюжетный портрет — портрет спортсмена.
И вдруг прошлом году ко мне приходят и говорят- по-моему твой диплом продаётся в Измайловском парке.
Я конечно немедленно побежал туда.
Хорошо, что кто-то её украл.
Теперь моя дипломная работа вернулась в мою мастерскую».
В 1963-1964 годах З.К. Церетели работал старшим мастером оформительского цеха Тбилисского художественно-производственного комбината Художественного фонда Грузии. Стал художественным руководителем и председателем монументальной секции Союза художников Грузии.
С конца 1960-х годов начал активно работать в области монументального искусства. Помимо России, его скульптурные произведения находятся в Бразилии, Великобритании, Испании, Италии, США, Франции, Японии, Грузии, Белоруссии и Литве.
Монументальные задачи и язык искусств
Зураб Церетели рассказал становлении скульптором:
«В 1964 году обучался во Франции, где общался с выдающимися художниками Пабло Пикассо и Марком Шагалом. Монументальное искусство включает в себя многие жанры. Есть привычные представления, что живописец занимается живописью, скульптор – скульптурой. Перелом у меня произошел, когда попал в мастерскую Пикассо.
Тогда я понял, что живописец может и скульптурой заниматься, и на фарфоре писать. Шагал мозаику делал… Я прошел во Франции курсы по развитию фантазии. Там изучил мозаику.
Монументальное искусство дало возможность понять, что требует пространство, что требует архитектура, подходы к материалу, то есть сама архитектура диктовала выбор художественного языка».
В 1967 году стал главным художником курортов Грузии. Оформлял курортные комплексы в Пицунде, Гаграх, Сухуми, Боржоми. В том же году в Тбилиси прошла первая персональная выставка Церетели. С 1967 по 1968 год работал над дизайнерским оформлением Дома кино в Москве, в 1969 году создал мозаичные композиции во Дворце профсоюзов в Тбилиси, мозаичный бассейн «Морское дно» в мемориальном комплексе в Ульяновске.
В своей яркой, богатой событиями и встречами жизни Зурабу Церетели посчастливилось быть знакомым, работать со многими знаменитыми людьми. Огромное значение имели встречи с Давидом Альфаро Сикейросом, Пабло Пикассо, Марком Шагалом, Сальвадором Дали, Кензо Танге…
Знаменитый художник Давид Альфаро Сикейрос восторженно отзывался о скульптурных мозаиках Церетели в Адлере, как об уникальной форме объемной живописи:
«Я утверждаю, что он вошел в необъятные просторы искусства будущего, сочетающего скульптуру с живописью. Творчество Зураба Церетели вышло из национальных рамок и приобретает международное значение».
Э.К. Церетели отмечал:
«Когда я общался с Пикассо, бывал у него в мастерской, то видел, что он так же работал. У меня многое от него. Столь же трудолюбив был Шагал. У Шагала в Париже было две мастерских, во вторую он никого не пускал, но меня почему-то пустил».
О своих впечатлениях после встречи с Церетели Пабло Пикассо говорил:
«Я вижу в нём будущего великого живописца. Он прекрасно чувствует цвет, обобщает форму».
В 70-х и 80-х он был главным художником Министерства иностранных дел СССР и декорировал посольства по всему миру: Бразилия, Сирия, Португалия, Испания, Италия.
В 1980-м был назначен главным художником XXII Олимпийских игр в Москве.
В 1980-1982 годах стал художественным руководителем по монументально-декоративному искусству Художественного фонда Грузии. Назначен руководителем творческой мастерской монументального искусства Академии художеств СССР в Тбилиси.
С 1985 года — заведующий кафедрой монументально-декоративного искусства Тбилисской академии художеств.
В 1988 году избран действительным членом (академиком) АХ СССР, в 1990 — академик-секретарь отделения дизайна Академии художеств СССР. В 1987 году избран председателем Союза дизайнеров Грузии.
В 1992 году стал президентом Московского международного фонда содействия ЮНЕСКО. В этом же году назначен руководителем творческой мастерской дизайна Российской Академии художеств.
В 1994-1999 годах в Москве осуществлял художественное руководство и координацию работ по воссозданию Храма Христа Спасителя.
В 1996 году избран Послом доброй воли ЮНЕСКО.
В 1997 году Церетели также разработал общее художественно-дизайнерское решение Манежной площади в центре Москвы.
В 1998 году в Малом Манеже прошла первая персональная выставка Зураба Церетели в Москве – «Посвящается Инессе». В 2007 году состоялась персональная выставка художника в выставочных залах штаб-квартиры ЮНЕСКО (Париж). Персональные выставки Церетели прошли также в Париже (2010), Палермо, Риме, Анконе (Италия, 2011), Цюрихе (Швейцария, 2014), Вероне (Италия, 2016), Каннах (Франция, 2017) и др.
«Мне как художнику работать было хорошо во все времена. Судьба сводила с хорошими людьми и в советский период, и сейчас. Никогда я не получал награды за портреты вождей, и даже в советский период Ленинскую премию мне дали за оформление бассейна. Когда мы расстались с СССР, исчезло понятие госзаказа. Но я как художник ориентируюсь, прежде всего, на себя. Никогда не работаю на клиента. Надо понимать разницу – на клиента работает ремесленник. Художник всю жизнь работает ради искусства».
Художник и скульптор Церетели Зураб Константинович.
С 1997 года является Президентом Российской академии художеств. В марте 2022 года распоряжением правительства РФ утвержден в этой должности еще на пять лет. Российская академия художеств – крупнейший центр отечественной художественной культуры. Она является преемницей традиций Академии художеств и наук, образованной по указу Петра I от 1724 года. С учреждением Академии трех знатнейших искусств в 1757 году были заложены основы для дальнейшего развития российской художественной культуры и науки. В настоящее время Академия со всеми входящими в ее состав творческими, педагогическими, научно-исследовательскими и музейными учреждениями представляет собой уникальную, не имеющую аналогов в мире организацию, реализующую общенациональные интересы в сфере развития художественной культуры и эстетического воспитания, утверждающую фундаментальные гуманистические ценности.
Миссия президента Академии
«Мне бы хотелось сохранить классическую художественную систему образования в России, воспитать новое поколение художников – творцов, богатых духом. Без памяти нет традиции, без уважения к прошлому невозможно оценить достижения настоящего. На здании Академии в Санкт-Петербурге по велению императрицы Екатерины Великой были начертаны слова: «Архитектура», «Скульптура», «Живопись», «Воспитание». Без воспитания уникальная система российской художественной школы потеряет смысл и будет обречена на исчезновение. Художественная школа вбирает в себя не только комплекс профессионально-технических навыков, но и такой важнейший аспект, как развитие личности. Неслучайно на ранних этапах существования российской художественной школы ученики именовались «воспитанниками». Так было и в Петербургской академии художеств, и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. О воспитании художника, формировании его личности говорили и старейшие мастера-педагоги, стоявшие у истоков возрождения художественного образования в первой половине ХХ века. Цель моей работы с детьми, прежде всего — направить их мышление в правильное русло. Потом они могут стать экономистами, рабочим, учеными, но должны мыслить через искусство».
Художник и скульптор Церетели Зураб Константинович.
Американским биографическим институтом был удостоен титула «Человек года» (2002).
Также З.К. Церетели является директором Московского музея современного искусства и директором Галереи искусств Церетели.
В декабре 2005 года был избран в состав Общественной палаты России, куда дважды переизбирался (2005, 2008).
Много разных музеев
«Думаю что в Москве, в Санкт-Петербурге и вообще по России должно возникнуть много разных музеев, в том числе и музеев современного искусства. Что это дает? Это дает разнообразие в искусстве. А разнообразие музеев приведет к тому, что и искусство в России будет очень разнообразное, очень богатое. А другой крайности я не хочу. Ушли в небытие прежние противостояния художественных направлений, непримиримая борьба за свою, единственную, правду, против взглядов других. Сейчас очевидно, что бороться за будущие художественные достижения нужно всем вместе и действовать не ради какого-то направления или группы, а для развития единого российского искусства».
Художник и скульптор Церетели Зураб Константинович.
В 2006 году именем Зураба Церетели была названа площадь в городке Плоэрмель (Бретань, Франция). Скульптор также удостоен звания почетного гражданина Плоэрмеля.
В начале июня 2010 года Национальное общество искусств США присудило З.К.Церетели золотую «Медаль Почёта». Зураб Константинович стал первым российским художником, удостоенным такой награды. Президент Российской академии художеств Зураб Церетели отправился в США – открывать персональную выставку в залах Национального общества искусств США и получать из рук мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга Золотую медаль почета за выдающийся вклад в искусство. Эту важную награду прежде получали Сальвадор Дали, Джефф Кунс, Роберт Раушенберг и Рой Лихтенштейн.
С 26 июля 2010 года З.К. Церетели почётный член Патриаршего совета по культуре.
23 января 2024 года в Москве состоялось заседание президиума Российской академии художеств. Настоятельница Алексеевского монастыря игумения Ольга (Сельская) преподнесла Зурабу Константиновичу икону Божией Матери «Свеча Неугасимая Огня Невещественного», написанную воспитанницами монастырского приюта для девочек-сирот.
Развивать индивидуальность
По мнению Зураба Константиновича:
«Художник должен крепко рисовать, и потом развивать индивидуальность. И Пикассо, и Малевич, и Кандинский — они все прекрасно рисовали, прошли академическую школу. А мы должны в музее показывать и автопортрет Малевича, и «Черный квадрат», чтобы не думали, что Малевич — это только «Черный квадрат»».
Малевич его сделал потому, что закончилось искусство той эпохи. Многие закончили так, потому что они не могли быть рабами — думать одно, а делать другое».
Счастье творчества вместе с детьми
«В процессе мастер-класса однажды объявил – давайте сегодня будем фантазировать. Боже мой, как дети фантазируют! Как они трактуют! Какая смелость!
Я вспомнил, когда в детском саду нам учителя карандаши давали, все одинаково рисовали – танки, самолеты, пушки и так далее. Тогда, в детстве, мы все, и я тоже рисовал танки, пулеметы, пароходы, самолеты.
А как сейчас дети предмет передают! Все разные. Не штампуют.
Отсюда это счастье творчества вместе с детьми».
Художник и скульптор Церетели Зураб Константинович.
«У Церетели есть свой почерк, узнаваемость. Да, масштабно, крупно, но оно будет пересматриваться ещё, и будут смотреть как на эпоху, на время, целую как бы цивилизацию».
Народный художник России Никос Сафронов.
Секрет успеха
«Свои работы я не подсчитываю (об их количестве наверное могут сказать искусствоведы) и не продаю, но работаю в основном только как монументалист — на заказ, для конкурсов.
Посмотрите на творческий процесс настоящих художников. Секрет успеха в том, что они колоссально много работают.
А откуда приходят идеи?
У меня хороший сон, помогающий в работе. Например, видел во сне «Мимино», и увидел во сне — будто стоит Георгий Данелия в виде афиши на театральной тумбе, а вокруг него наши любимые герои».
Художник и скульптор Церетели Зураб Константинович.
Наиболее известные скульптурные работы
Среди наиболее известных скульптурных работ З.К. Церетели следует выделить:
- Монумент «Дружба навеки» в честь двухсотлетия (1783—1983) присоединения Грузии к России, Тишинская площадь в Москве, автор архитектурной части — известный поэт Андрей Вознесенский;
- Бронзовую скульптуру «Рождение Нового Человека» (Париж, Франция);
- Скульптурную композицию «Рождение Нового Человека» (Севилья, Испания); «Рождение Нового мира», памятник Колумбу в Пуэрто-Рико (2016);
- Памятник Иоанну Павлу Второму (Франция);
- Скульптурное оформление мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве (1995; Государственная премия РФ, 1996);
- Монумент «Слеза скорби» (2005, Нью-Джерси) — дар американскому народу в знак памяти жертв терактов 11 сентября;
- Памятник Марине Цветаевой (2012, Сен-Жиль-Круа-де-Ви, Франция);
- Памятник Зое Космодемьянской (2013, Руза);
- Памятник Сталину, Рузвельту и Черчиллю, по мотивам Ялтинской конференции (2015, Ялта);
- Памятник Владимиру Жириновскому (2016, Москва);
- Скульптурную композицию «Воин-лыжник» в парке «Патриот» (2017);.
- Аллея правителей России (2017, Москва);
- Памятник Пушкину (2017, Апатиты);
- Скульптуру А. С. Грибоедова в культурно-историческом комплексе «Двор кириллицы» (Плиска). Открыта в октябре 2018 года;
- Скульптура «Три Мушкетера» Франция, Гасконь.
Монументальные произведения Зураба Церетели можно встретить практически на всех континентах. Каждая скульптура стала своего рода визитной карточкой города. Вот, например, памятник Петру I в Москве: 98 метров в высоту, как 32-этажное здание. Скульптура весит больше двух тысяч тонн.
А памятник Христофору Колумбу в Пуэрто-Рико. Монумент под названием «Рождение Нового света» – 126 метров и весом почти 600 тонн.
Самый высокий монумент в России – Монумент Победы — это устремившийся ввысь обелиск, установленный на Поклонной горе в Москве в честь Великой Победы над фашизмом и ключевой роли Советского Союза в уничтожении этого мирового зла.
В высоту почти 142 метра, его вес – более тысячи тонн. Работы Зураба Церетели часто сравнивают со статуей Свободы Томаса Кроуфорда в Нью-Йорке. Визитная карточка Америки в высоту от земли до верхушки – 93 метра. Общий вес вместе с бетонной конструкцией – 204 тысячи тонн.
Огромная стела в парке Победы в Москве видна издалека. Трехгранный обелиск вонзается в небо, символизируя собой солдатский штык. Чтобы рассмотреть его от подножья, где Георгий Победоносец, до верхушки, на которой Ника – богиня Победы в окружении двух ангелов, возвещающая о том, что враг повержен, приходится задирать голову. Монументальность памятника тут имеет особый смысл: каждые 10 сантиметров высоты означают один день Великой Отечественной войны. Всего их 1 418. На грани штыка-обелиска нанесены бронзовые барельефы с эпизодами Сталинградской и Курской битв, Белорусской операции. На высоте 104 метров его украшает богиня Победы Ника с ангелами. У подножия монумента расположена скульптура покровителя Москвы — святого Георгия Победоносца. Он, как и на гербе столицы, расправляется с огромным змеем. Президент Российской академии художеств Зураб Константинович Церетели создал образ первого градоначальника Москвы Тихона Никитича Стрешнева, занимавшего этот пост в 1709-1711 годах. Круглая бронзовая скульптура высотой 3 метра временно установлена в Музее-мастерской известного монументалиста в Переделкино.
Тихон Никитич Стрешнев (1644–1719) — русский государственный деятель из рода Стрешневых, боярин, доверенное лицо Петра I, первый московский губернатор и последний руководитель Разрядного приказа.
Секрет долголетия
«У меня отец был долгожителем, немного до 100 лет не дожил. Может, и я дожил до 90 лет благодаря генам, полученным от родителей. А может, потому что ещё много есть идей, которые надо успеть воплотить в жизнь. В любом случае мой ответ, как человека верующего, секрет долголетия в том, чтобы жить с верой, с любовью к людям и к своему делу».
Художник и скульптор Церетели Зураб Константинович.
Характер
«Видимо у меня отцовский характер. Помню, как начиналось утро: отец включал телевизор, радио, электробритву и пел. Я привык жить так же – рано встаю и пою. Я не могу успокоиться, если что-то не нарисую — иногда это графика, иногда это скульптура. Когда говорят, что нет настроения сегодня рисовать, я этого не понимаю».
Художник и скульптор Церетели Зураб Константинович.
Зураб Константинович, как и всегда в работе. Живет у себя на даче в Переделкино. Там у него мастерская, где он рисует, творит, устали не зная. Художник так объясняет, как он всё успевает: когда время работать, он работает. А когда время отдыхать, он… тоже работает. И так всю жизнь. Когда он рисует, говорит, что поет, даже сам того не замечая. Потому что в этот момент отключается от действительности и существует как будто в другом мире живописи. И там ему хорошо.
Материал предоставил:
Член-корреспондент РАО И.В. Годунов Директор Национального Исследовательского Центра антикоррупционного образования и просвещения