«С внедрением искусственного интеллекта в науку, в образование, в здравоохранение – да во все сферы нашей жизни, человечество начинает новую главу своего существования. Это, на мой взгляд, совершенно очевидная вещь».
Из выступления Президента России Путина В.В. на пленарном заседании Международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению Artificial Intelligence Journey 2023 на тему «Революция генеративного ИИ: новые возможности» 24 ноября 2023г.
Глава 1. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Искусственный интеллект (ИИ) — это отдельное направление компьютерных наук. Специалисты по ИИ разрабатывают системы, которые анализируют информацию и решают задачи аналогично тому, как это делает человек.
ИИ использует алгоритмы, которые позволяют компьютеру обрабатывать большие объёмы данных и находить в них закономерности. На основе этих закономерностей он может делать выводы, предсказывать события или принимать решения.
Процитированное в преамбуле определение искусственного интеллекта, данное Джоном Маккарти в 1956 году на семинаре в Дартмутском университете, не связано напрямую с пониманием интеллекта у человека. Согласно Маккарти, исследователи вольны использовать методы, которые не наблюдаются у людей, если это необходимо для решения конкретных проблем.
А уже в следующем 1957 году появилась концепция первой искусственной нейросети — перцептрон. В 1960 году Фрэнк Розенблатт создал на основе этой концепции компьютер «Марк-1». Первый в мире нейрокомпьютер учили распознавать буквы латинского алфавита.
Поясняя своё определение, Джон Маккарти указывает: «Проблема состоит в том, что пока мы не можем в целом определить, какие вычислительные процедуры мы хотим называть интеллектуальными. Мы понимаем некоторые механизмы интеллекта и не понимаем остальные. Поэтому под интеллектом в пределах этой науки понимается только вычислительная составляющая способности достигать целей в мире»
Словосочетание artificial intelligence в английском языке не имеет антропоморфной окраски, которую оно приобрело в традиционном русском переводе: слово intelligence в используемом контексте скорее означает «умение рассуждать разумно», а вовсе не «интеллект» (для которого есть английский аналог intellect.
В декабре 2023 года ЕС согласовал первый в мире закон о регулировании искусственного интеллекта. После трехдневного обсуждения и голосования Европарламент и представители 27 стран Европейского союза согласовали положения закона об искусственном интеллекте. Это первый в мире закон, регулирующий сферу ИИ, и, как отмечают его разработчики, «нечто большее, чем свод правил, это стартовая площадка для европейских стартапов и исследователей… в глобальной гонке в сфере ИИ». В Европарламенте считают, что закон может стать мировым стандартом регулирования ИИ в других юрисдикциях.
В силу закон может вступить, согласно процедурам ЕС, не раньше 2025 года. Одобренный в текст содержит все те положения, за которые высказались в июне 2023 года депутаты Европарламента.
Документ описывает правила использования различных систем на основе ИИ, в том числе систем распознавания лиц, предиктивной аналитики, генеративного ИИ, беспилотных автомобилей и других.
Запрещено использование систем распознавания лиц и других систем «удаленной биометрической идентификации» в режиме реального времени в общественных местах, запрещено и так называемое распознавание эмоций и использование полицией систем предиктивной аналитики для профилактики правонарушений. Исключение делается лишь для некоторых конкретных случаев. В частности, полиция сможет использовать такие технологии при угрозе теракта, для поиска жертв или в рамках расследования тяжкого преступления.
Что же такое искусственный интеллект в современном понимании:
1. Научное направление, позволяющее ставить и решать задачи аппаратного или программного моделирования основных видов человеческой деятельности, которые традиционно считаются интеллектуальными.
2. Свойство интеллектуальных систем выполнять функции в том числе и творческие, которые ранее традиционно считались прерогативой человека. При этом интеллектуальная система — это техническая или программная система, способная решать задачи, принадлежащие конкретной предметной области, знания информация о которой хранится в памяти такой системы. Структура интеллектуальной системы включает три основных блока — базу знаний, решатель и интеллектуальный интерфейс, позволяющий вести общение с ЭВМ без специальных программ для ввода данных.
3. Направление в информационных технологиях и информатике, задачей которого является воссоздание с помощью вычислительных систем и иных искусственных устройств разумных рассуждений и действий, в полном объёме, и как принято сегодня и ранее считать, присущих только человеку.
4. Способность системы правильно интерпретировать внешние данные, извлекать уроки из таких данных и использовать полученные знания для достижения конкретных целей и задач при помощи гибкой адаптации.
Одно из частных определений интеллекта, общее для человека и «машины», можно сформулировать так: «Интеллект — способность системы создавать в ходе самообучения программы (в первую очередь эвристические) для решения задач определённого класса сложности и решать эти задачи».
Кратко о преимуществах и недостатках неограниченного ИИ.
I. Преимущества:
- Повышение производительности и эффективности в различных отраслях
- Прогнозная аналитика
- Обеспечение более высокую точность прогнозов
- Выявлении уникальных бизнес-идей
- Улучшение процессов принятия решений
- Повышение способности к инновациям и решению проблем.
- Замена людей при опасных работах.
II. Недостатки
- Возможность потери работы и безработицы
- Возможность причинения ИИ вреда
- Возможность того, что ИИ будет отменять человеческий контроль и принятие решений.
III. Этические соображения
- Ответственность за создание и контроль над ИИ
- Потенциал ИИ для подрыва автономии и самостоятельности человека
- Важность рассмотрения долгосрочных последствий неограниченной свободы ИИ.
IV. Будущее управления ИИ
- Необходимость международных норм и стандартов
- Роль правительства и промышленности в контроле над ИИ
- Важность ответственной разработки и внедрения ИИ
- Баланс между плюсами и минусами неограниченной свободы ИИ
- Неограниченная свобода ИИ представляет собой как захватывающие возможности, так и потенциальные опасности. Обществу важно тщательно проанализировать последствия предоставления ИИ полной свободы. Благодаря проактивным мерам и ответственному управлению мы можем использовать потенциал ИИ, минимизируя его риски.
Глава 2. КОРРУПЦИЯ
Корру́пция (от лат. corrumpere «растлевать», лат. corruptio «подкуп, продажность; порча, искажение, разложение; растление») — термин, обычно обозначающий злоупотребление служебным положением в личных целях — использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.
Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, подкупность, что типично для мафиозных государств. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова. Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его нанимателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти. Коррупции может быть подвержено любое должностное лицо, обладающее дискреционной властью в сфере распределения каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.
Системный характер коррупции проявляется в её принудительном характере для тех, кто работает в государственных организациях, ею охваченных: нижние чины собирают взятки и делятся с верхними для сохранения собственной должности. Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция наносит существенный ущерб и препятствует экономическому росту и развитию в интересах общества в целом. Согласно систематическому обзору эффективными мерами борьбы с коррупцией являются контроль и сдерживание, в частности повышение экономических издержек в отношение коррупционеров и увеличение вероятности обнаружения факта коррупции. Организационные, культурные меры и обучение оказались менее эффективными. Коррупция уголовно наказуема во всех странах-участниках Конвенции ООН против коррупции (ст. 15 Конвенции).
Глава 3. АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Это передача, распространение знаний и культуры, посредством системы воспитательно-образовательных мероприятий и учреждений в государстве и является целенаправленным процессом обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства основанным на общеобразовательных программах, разработанных в рамках государственных образовательных стандартов и реализуемых в образовательных организациях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры обучающихся.
Как следует из «Доклада Конференции государств — участников Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции о работе ее девятой сессии, состоявшейся в Шарм-эш-Шейхе (Египет) 13–17 декабря 2021 года» важнейшую роль в предотвращении коррупции и противодействии ей играет просвещение, поскольку оно формирует атмосферу общественного неприятия коррумпированного поведения. Подтверждением является Резолюция 9/8 «Содействие развитию просвещения, пропаганды и профессиональной подготовки по вопросам борьбы с коррупцией», которая обращается к странам участницам Конвенции ООО против коррупции всемерно содействовать развитию просвещения, пропаганды и профессиональной подготовки по вопросам борьбы с коррупцией, в которой Конференция признает важнейшую роль, которую играет в предотвращении коррупции и противодействии ей антикоррупционным просвещением, поскольку оно поощряет честность и неподкупность и формирует культуру неприятия коррупции, настоятельно призывает государства-участники осуществлять или усовершенствовать, в зависимости от ситуации, свои усилия по реализации антикоррупционных образовательных программ для молодежи и периодических программ подготовки публичных должностных лиц, особенно занимающих должности, связанные с коррупционными рисками, с тем чтобы такие лица могли удовлетворять требованиям в отношении правильного, добросовестного рекомендует государствам-участникам в рамках своих возможностей и юрисдикционных полномочий и в соответствии с принципами своих образовательных систем разрабатывать, по возможности, технологии интерактивного дистанционного обучения и электронные обучающие средства по тематике борьбы с коррупцией, добросовестности и верховенства закона в средних и высших учебных заведениях с целью создания виртуального пространства инновационного обучения для учащихся и преподавателей. Просвещение играет чрезвычайно важную роль в борьбе с коррупцией, поскольку способствует утверждению норм неподкупности и формированию культуры неприятия коррупции, и подчеркивая важную профилактическую функцию информирования, просвещения и профессиональной подготовки в деле осуществления Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, отмечая важность принятия мер к обеспечению всеохватывающего и справедливого качественного образования на всех уровнях — дошкольном, начальном, среднем, высшем и дополнительном, включая дистанционное обучение и техническое и профессионально-техническое образование, — с тем чтобы все люди имели возможность для продолжения образования на протяжении всей жизни, что помогало бы им приобретать необходимые знания и навыки, позволяющие полноценно участвовать в жизни общества и вносить вклад в обеспечение устойчивого развития, подчеркивая необходимость содействовать научному исследованию различных тенденций и аспектов коррупции, включая противодействие коррупции, и накоплению соответствующих экспертных знаний и опыта, с тем чтобы, в частности, на основе фактических данных разрабатывать современную антикоррупционную политику и принимать решения и тем самым способствовать повышению их эффективности.
На Десятой сессии Атланта, Соединенные Штаты Америки, 11–15 декабря 2023 года, в соответствии с пунктами 35 и 44 круга ведения Механизма обзора хода осуществления Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции был подготовлен Обзор хода осуществления Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (CAC/COSP/2023/4) в целях обобщения наиболее распространенной и актуальной информации о положительных результатах, успешных видах практики, трудностях и замечаниях, содержащейся в уже подготовленных резюме и докладах о страновых обзорах. Успешные виды практики в связи с пунктом 1 статьи 9 ( Публичные закупки и управление публичными финансами (ст. 9)) отмечены в 18 государствах; в т.ч. в Российской Федерации. Все государства приняли антикоррупционные меры и процедуры для обеспечения прозрачности закупочного процесса. Заключение публичных контрактов на основе открытого конкурса снижает коррупционные риски и гарантирует закупку товаров или услуг по справедливой рыночной цене. Также было отмечено, что в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Конвенции государства должны содействовать прозрачности и подотчетности в управлении публичными финансами, и во всех государствах, в т.ч. и Российской Федерации, есть законы, нормативные акты и процедуры, касающиеся утверждения национального бюджета.
Кроме того на сегодняшний день в Российской Федерации определены конкретные направления и приняты ряд нормативных документов в сфере антикоррупционного просвещения и образования.
Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы»
Раздел V Указа № 378 Президента РФ был посвящен «повышению эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения государственных и муниципальных служащих, популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов и развитие общественного правосознания».
Пункты раздела V Указа Президента посвящены описанию мер по повышению эффективности обучения различных категорий государственных служащих: федеральных, территориальных, муниципальных органов власти, формированию их антикоррупционной компетентности в сфере противодействия коррупции.
Указ Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478 “О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 — 2024 годы”
XII. Повышение эффективности образовательных и иных мероприятий, направленных на антикоррупционное просвещение и популяризацию в обществе антикоррупционных стандартов.
35. Министерству просвещения Российской Федерации:
а) продолжить работу по включению в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и среднего профессионального образования положений, предусматривающих формирование у обучающихся нетерпимого отношения к коррупционному поведению, а в профессиональной деятельности — готовности содействовать пресечению такого поведения.
б) с участием заинтересованных государственных органов и организаций обеспечить проведение всероссийского конкурса на лучшую работу по теме, посвященной противодействию коррупции, среди обучающихся по образовательным программам общего образования.
36. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации с участием заинтересованных государственных органов и организаций:
г) с участием Министерства просвещения Российской Федерации обеспечить утверждение и реализацию программы по антикоррупционному просвещению населения на 2021 — 2024 годы, предусмотрев в том числе проведение соответствующих мероприятий для обучающихся по образовательным программам общего, среднего профессионального и высшего образования.
Цели антикоррупционного образования
Цель антикоррупционного образования — формирование антикоррупционного мировоззрения, прочных нравственных основ личности, гражданской позиции и устойчивых навыков антикоррупционного поведения.
Еще одна цель антикоррупционного воспитания — воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции относительно коррупции.
Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся предполагает решение ряда задач:
- дать общее представление о сущности коррупции, ее формах, особенностях проявления в различных сферах жизни общества, причинах и социально опасных и вредных последствиях этого явления;
- научиться распознавать коррупцию;
- сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;
- сформировать комплекс знаний о коррупциогенных ситуациях для формирования стандартов поведения в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;
- стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения;
- формировать нетерпимость к проявлениям коррупции.
То есть основная цель антикоррупционного образования — формирование социальной компетентности, в узком смысле слова — формирование антикоррупционной компетентности.
Ожидаемый результат — сформированная личность, которая наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, которая не желает мириться с проявлениями коррупции. Личность, которая желает и способна устранить коррупцию.
Поскольку основной мишенью антикоррупционного воспитания является формирование гражданского сознания, то наиболее благоприятное для его интеграции среда — социальные дисциплины: обществознание, история, экономика, этика и т.п.
Связи с упомянутыми предметами неминуемы и поэтому проблематика коррупции рассматривается с использованием понятий юридических, политических, исторических и экономических наук.
Основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:
- отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
- антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках права, обществознания;
- обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;
- педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.
- антикоррупционное образование должно быть интегрировано в образовательный процесс по вертикали и горизонтали.
Вертикальная интеграция предполагает введение элементов антикоррупционного образования с обеспечением преемственности и целостности его содержания через все образовательные ступени с учетом возрастных особенностей учащихся.
Горизонтальная интеграция предполагает различные формы включения антикоррупционного образования в учебный процесс на каждой ступени образования.
Антикоррупционная тематика может включаться в разделы, темы курсов истории, обществознания, географии, литературы и др., в программы спецкурсов для старшеклассников.
Серьезную роль в формировании антикоррупционной этики и антикоррупционного мировоззрения здесь могут сыграть спецкурсы и факультативы по истории религии, по основам традиционной культуры, основам православной культуры, нравственным и мировоззренческим основам мировых религий.
В рамках формального (урочного) подхода особое место в формировании антикоррупционного мировоззрения и поведения школьников занимают социальные дисциплины — история и обществознание (включая экономику и право).
Историческому знанию и историческому и граждановедческому образованию принадлежит в решении проблемы воспитания уважения к нравственным и духовным ценностям важнейшая роль.
Какова главная и конечная цель всей нашей работы? Ради чего напряженно трудятся российские учителя? Прежде всего, мы воспитываем гражданина своей Отчизны. И это не высокие слова, это наша реальность. В процессе обучения истории, граждановедению, обществознанию формируется не только личность ученика, формируется будущий мир, в который он войдет как активная сила — в этом огромная созидательная ценность социологического знания, в целом, и исторического знания, в частности.
Общество — необычная область реальности, поскольку его судьба в значительной мере зависит от того, как люди видят общество, представляют его будущее, насколько они информированы как субъекты социальной деятельности и как осознают общественные процессы. Траектории движения планет не меняются в зависимости от прогресса в астрономии, но уровень социологического знания существенно влияет на направление социальных преобразований.
Коррупция, как и преступная деятельность вообще, — это вопрос выбора. Учителя истории и обществознания формируют будущих творцов человеческого социума. Какими будут эти творцы, сумеют ли они бороться с негативными явлениями и созидать, или останутся безвольными наблюдателями, во многом зависит от их умения видеть проблемы современной им действительности, видеть подходы к ним и способы их разрешения. А где этому научиться как не на богатом историческом материале, сравнивая, проводя исторические параллели.
Полезность исторического знания заключается именно в способности увидеть будущие проблемы России через призму закономерностей ее прошлого, что означает резкое повышение роли учителя истории в деле воспитания гражданственности, патриотизма, духовности, в решении проблем целеполагания, самопознания, самоидентификации.
Сущность и принципы антикоррупционного образования
Преемственность. Данный принцип должен рассматриваться в качестве ключевого при реализации антикоррупционного образования, поскольку не должно быть антикоррупционое образование только в младших классах или только в старших классах, воспитание ученика и гражданина продолжается непрерывно весь процесс обучения, поэтому, в разных формах, но на каждом этапе уровень и методы проведения уроков, посвященных антикоррупционному образованию должны быть свои.
Системный подход. Антикоррупционное образование должно рассматриваться как комплексная система, интегрированная по вертикали и горизонтали. Без системности нет единого целого, это давно доказано в научной среде, даже самые гениальные люди, не пользовавшиеся системой, достигали меньших результатов, чем менее одаренные люди, но занимающиеся упорно и по определенной системе.
Комплексность, направленность как на формирование антикоррупционного мировоззрения, так и формирование антикоррупционного стандарта поведения и активной гражданской позиции.
Учет возрастных особенностей. Принцип учета возрастных особенностей необходим для правильной работы с материалом и детьми, поскольку уровень восприятия младших и старших классов весьма различен, и проводить антикоррупционные мероприятия без существенной дифференциации подготавливаемого материала зачастую не только бессмысленно, но и опасно, поскольку к некоторым реалиям нашей жизни ученики младших классов бывают просто не готовы, и это может вызвать у них нервное перенапряжение.
Интегрированность в образовательный процесс. Борьба с коррупцией не должна быть оторвана от общего образовательного процесса, идеальным вариантом является включение элементов антикоррупционного образования в процесс обучения школьников и студентов, это позволяет достичь наибольшей эффективности в области борьбы с коррупцией и эффективного антикоррупционного образования.
Превентивность. Антикоррупционное образование должно быть направлено на предупреждение любого проявления коррупционного поведения и мышления.
Основными направлениями антикоррупционного образования являются следующие направления деятельности:
• Преодоление правового нигилизма. Уважение к закону должно стать определяющим принципом жизни каждого гражданина. В преодолении правового нигилизма особую роль играют правовое просвещение и формирование основ правовой культуры учащихся, в частности и в сфере антикоррупционного законодательства.
• Информирование учащихся о многоликости коррупции: о сути коррупции как социального явления, противозаконного деяния, экономического феномена, политического феномена, элемента культуры данного общества, нравственной болезни общества. Четкое представление о целях, субъектах, формах и видах, сфере реализации, содержании коррупции.
• Формирование осознанного восприятия/отношения к коррупции. Нравственное отторжение коррупционного поведения, коррупционной морали и этики. Не только карающий закон, но и нравственный выбор охраняет власть и общество от коррупции.
В обществе, оправдывающем коррупцию, закон не сможет ее предотвратить. Поэтому сегодня надо закладывать основу будущего России — воспитывать в подрастающем поколении нетерпимость к проявлениям коррупции, формировать в обществе устойчивую отрицательную оценку коррупции.
• Освоение навыков, необходимых для борьбы с коррупцией. Создание антикоррупционного стандарта поведения. У учащихся должно не только доминировать мнение о коррупционном поведении, как о поведении, неприемлемом не при каких условиях, но и должны быть практические деятельностные навыки такого поведения в конкретных жизненных ситуациях.
Причем противодействие коррупции должно носить не только пассивный характер — не приемлю и не участвую в коррупционных деяниях, но и активный — борюсь с любыми проявлениями коррупции в нашем обществе.
Антикоррупционная пропаганда и распространение идей законности и уважения к закону — это важное направление реализации Национального плана противодействия коррупции.
Деятельность, направленная на понимание природы коррупции, осознание социальных потерь от ее проявлений, умение аргументированно защищать свою позицию, умение искать пути преодоления проявлений коррупции.
Глава 4. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
Современные цифровые технологии в системе антикоррупционного образования и просвещения играют двойную роль. С одной стороны, применение цифровых инструментов с использованием искусственного интеллекта способно повлиять на эффективность такой подготовки, с другой стороны, от уровня освоения приёмами последующей профессиональной деятельности в условиях использования цифровых технологий во многом зависит качество труда будущих специалистов. В статье обсуждаются проблемы и возможные перспективы интегрированного использования цифровых инструментов в обоих случаях, – когда они выступают в качестве объекта для изучения и средства обучения при подготовке студентов различных специальностей вузов. Подчёркивается необходимость поиска подходов к взаимосвязанному и оправданному применению цифровых технологий. Обосновывается взаимовлияние качества образовательных электронных ресурсов и эффективности комплексной информатизации антикоррупционного образования и просвещения.
Польза и перспектива развития ИИ в образовании:
ИИ позволит подбирать форму обучения для каждого человека индивидуально, исходя из его способностей, затрат времени на полное понимание и освоение учебного материала .
ИИ будет полезен в быстрой, правильной и справедливой проверке знаний после обучения, что гораздо упростит и ускорит оценивание.
Человек сможет заниматься самообразованием при помощи ИИ, а не путем получения знаний от другого человека. Необходимость в преподавателях перестанет быть, в итоге последние сами же смогут развиваться и получать знания уже в других сферах образования, так же при помощи ИИ.
Опасность заключается не в развитом искусственном интеллекте, а в недоразвитом. Ученые доверяют самые важные функции не самым умным программам, есть гораздо более злободневные проблемы, чем те что показаны в терминаторе и других подобных фильмах, и их нужно решать сообща. Основная задача заключается в том, что бы объяснить людям какие есть возможность использования техники, а дальше нужно подумать как адаптировать нашу жизнь, законы нашего общества к изменениям которые она принесёт.
Направления ИИ, которые уже используются в образовании:
■ Автоматическая оценка качества знаний;
■ Актуализация уже усвоенных в прошлом знаний;
■ Оценка учениками деятельности учителя;
■ Виртуальные помощники в классе;
■ Персонализированное обучение;
■ Адаптивное обучение (оценка усвоения материала отдельными учениками);
Образование и искусственный интеллект:
■ Преподавание ведется, как правило, индивидуально; обучающийся сам выбирает учебную программу, которая соответствует его темпераменту; искусстве Направления ИИ, которые уже используются в образовании:
■ Автоматическая оценка качества знаний;
■ Актуализация уже усвоенных в прошлом знаний;
■ Оценка учениками деятельности учителя;
■ Виртуальные помощники в классе;
■ Персонализированное обучение;
■ Адаптивное обучение (оценка усвоения материала отдельными учениками);
■ Искусственный интеллект в данном случае может несколько скорректировать ее в зависимости от возраста, пола и других социальных характеристик учащегося;
■ Онлайн-курсы, в отличие от общеобразовательного процесса обучения, специализированы; узкая тематика не требует большого педагогического мастерства; контроль усвоенного материала можно проводить с помощью тестирования, легко поддающегося автоматизации;
■ Обучающийся сам строит график занятий, тогда как при занятиях с преподавателем приходится согласовывать график занятий.
Несмотря на появление и стремительное развитие новых педагогических, цифровых и других технологий, активно применяющихся в образовании, личность педагога, его человеческие и профессиональные качества были и будут ключевым фактором, определяющим эффективность подготовки студентов и школьников. Об этом свидетельствуют и личные ощущения каждого когда-либо обучавшегося человека, и мнение тех, кто учится сейчас, и действия родителей, большинство из которых выбирает класс или даже школу для своих детей не потому, какие используются технологии или средства обучения, а в зависимости от личностных и профессиональных качеств учителя.
Это вовсе не умаляет значимости исследований подходов к наиболее эффективному развитию системы образования, когда цифровые технологии всё больше проникают в процессы обучения, воспитания и развития. Любой преподаватель вуза, читающий лекции, когда студенты вольны выбирать средства обучения, наверняка не раз отмечал, что с течением времени доля студентов, фиксирующих лекционный материал не ручкой в тетради, а при помощи ноутбуков, планшетов или даже смартфонов, неуклонно возрастает. Это косвенно говорит о том, что в обществе возрастает доля людей, способных и желающих обучаться при помощи тех или иных цифровых инструментов. При этом подобная потребность варьируется в зависимости от возраста обучающихся. Статистика свидетельствует, что людей соответствующих возрастов в России уже около 40%, а в мире уже около 50%. Система образования не имеет права игнорировать этот объективный факт.
Налицо очередное «развитие по спирали», столь характерное для образования. Имеют место внешние по отношению к системе образования процессы масштабной цифровизации всех сфер жизни и деятельности общества. Люди всё чаще и всё больше применяют цифровые технологии в быту и на производстве. Система образования не может не реагировать на эти изменения. Она учитывает потребности обучающихся в работе с цифровыми инструментами и нацеливается на подготовку членов общества к деятельности в условиях тотальной цифровизации. Этому способствует и проникновение компьютерных средств во все виды образовательной деятельности. За счёт такого совершенствования системы образования появляется ещё больше людей, разбирающихся в цифровых технологиях, готовых к осуществлению всех видов своей деятельности с применением цифровых средств. Это, в свою очередь, повышает уровень цифровизации общества. И в «спираль» добавляется новый виток…
Объединяя предыдущие суждения о неизбежности цифровизации антикоррупционного образования и просвещения с использованием искусственного интеллекта и ключевой роли педагогов, можно сделать обоснованный вывод об актуальности и первостепенной значимости исследований, нацеленных на комплексное использование цифровых инструментов на всех уровнях системы подготовки специалистов. Об этом говорит и тот факт, что сказанное выше о возрастании доли людей, способных и испытывающих потребность обучаться с применением цифровых технологий, имеет непосредственное отношение и к студентам педагогических специальностей вузов, и к ученикам будущих педагогов. Это означает, что необходимо комплексное взаимосвязанное использование цифровых инструментов во всех видах образовательной деятельности, составляющих систему профессиональной подготовки обучающихся. Антикоррупционное образование и просвещение является особым с точки зрения обучения цифровым технологиям и использования цифровых технологий. Ведь, с одной стороны, система подготовки специалистов в вузах является частью системы образования, и к ней применимы все подходы и факторы, обусловленные масштабной информатизацией образования.
В настоящее время можно выделить три ключевые проблемы, характерные для применения цифровых инструментов в антикоррупционном образовании и просвещении и системе образования, в целом, – недостаточность доступа педагога и обучаемых к требуемым современным информационным и телекоммуникационным технологиям, низкое качество содержательного наполнения образовательных электронных ресурсов и неготовность педагогов к осуществлению своей профессиональной деятельности в условиях использования цифровых средств и систем.
Сразу же следует отметить, что первая проблема, обусловленная недостаточностью имеющегося компьютерного аппаратного обеспечения и качества доступа к телекоммуникационным сетям, безусловно, имела место. 2020-2021 года и вынужденное удалённое обучение выявили целый спектр действий, которые необходимо предпринять для снижения остроты указанной проблемы. Однако, уже в наши дни можно констатировать, что актуальность этой проблемы отходит на второй план по сравнению с другими указанными проблемами. Её решение в большей степени связано с финансовыми, организационными и другими факторами и, в большинстве своём, не базируется на результатах педагогических исследований. Очевидно, что парк компьютерной техники в системе образования неуклонно увеличивается, и во многих образовательных организациях, включая большинство вузов, является относительно достаточным. Более того, численный анализ результатов мониторинга эффективности деятельности российских вузов показывает, что в передовых российских университетах, в том числе осуществляющих подготовку специалистов в сфере антикоррупционного образования и просвещения, количество компьютеров и других цифровых средств в пересчёте на одного студента повышается, достигнув своего пика. Это обусловлено простой причиной. Педагоги и студенты всё больше используют свои личные цифровые устройства, не обращаясь к компьютерам и даже телекоммуникационным сетям вузов.
В подтверждение этого факта можно привести аргументы, связанные с появлением и широким распространением так называемой BYOD-стратегии (BYOD – Bring Your Own Device, в переводе с английского – «Принеси своё собственное устройство»). Личные компьютеры, планшеты и смартфоны обучающих и обучающихся объединяют в единые сети и системы, специально для них разрабатывается гетерогенное программное обеспечение, создаются особые методы обучения. В качестве примера можно привести описанные в других статьях технологические и педагогические подходы, основанные на создании и применении так называемых «умных аудиторий». Учитывая широкую распространённость личных цифровых устройств, можно утверждать, что подобные приёмы позволят в скором времени существенно уменьшить остроту первой из вышеназванных проблем. При этом стратегии опоры на персональные цифровые инструменты должны стать значимыми и для цифровизации антикоррупционного образования и просвещения, и для расширения содержания подготовки специалистов.
Ключевые для современного этапа развития системы антикоррупционного образования и просвещения вторая и третья проблемы являются тесно связанными. При этом в основе такой взаимосвязи находятся педагог и система образования. Это хорошо видно из рисунка 1, на котором приведены основные факторы и, одновременно, пути развития антикоррупционного образования и просвещения в условиях цифровизации с применением искусственного интеллекта. От эффективности использования цифровых инструментов в образовании во многом зависит перспективная эффективность цифровизации всего образования, в целом. Структура рисунка и связи-стрелки свидетельствует о наличии взаимосвязи цифровых инструментов, способов их применения и специфики обучения им в рамках системы подготовки педагогов.
В связи с этим пути решения двух оставшихся из отмеченных проблем нельзя рассматривать раздельно. Прежде всего, хотелось бы остановиться на взаимосвязи использования цифровых инструментов в качестве объекта для изучения и средства обучения специалистов в области антикоррупционного образования и просвещения. К сожалению, нередки случаи, когда для обучения педагогов тем или иным дисциплинам без какого-либо обоснования используются совсем не те цифровые инструменты, которые применяются для обучения школьников. В этом случае необходимо обратить внимание на применение тех цифровых инструментов, которые необходимы с точки зрения специфики реализуемой методической системы обучения и не использовать цифровые ресурсы только лишь потому, что их знает и может применять преподаватель.
Говоря об обучении самим цифровым технологиям следует отметить, что с каждым годом их функциональные возможности и интерфейс становятся всё более доступными для педагогов и обучающихся. Большинство современных компьютерных программ люди успешно осваивают самостоятельно, не слушая лекции и не занимаясь на практических занятиях. Массовое удалённое обучение, начатое в 2020-м году, показало, что большинство педагогов так или иначе владеют цифровыми инструментами, разбираются в их возможностях, различиях, и способах работы с ними. При этом учителя школ и преподаватели вузов испытывали несравнимо большие затруднения в обучении и организации своей профессиональной деятельности с использованием таких инструментов. Это означает, что в системе педагогического образования целесообразно постепенное перераспределение акцентов, целей, содержания, учебного времени и других ресурсов с обучения только лишь информатике и информационным технологиям на обучение тому, как осуществлять все виды своей профессиональной деятельности в условиях повсеместного использования цифровых инструментов.
Нужно учитывать, что тем студентам, которые сейчас обучаются в системе антикоррупционного образования и просвещения, предстоит десятилетиями жить и работать в условиях быстрой смены технологий и средств. В связи с этим при подготовке в области информатики и информатизации образования следует существенное внимание уделять фундаментальным, инвариантным относительно времени свойствам, принципам и условиям функционирования цифровых технологий. Сделать это можно, применяя современные цифровые инструменты в качестве примера, демонстрирующего фундаментальность подхода к повышению эффективности деятельности человека на основе использования технологий и прежде всего искусственного интеллекта. Подобные факторы должны быть учтены при формулировании целей и отборе содержания образования. Отчасти соответствующие требования должны быть предъявлены к тем цифровым инструментам, которые используются в современных вузах.
Опыт показывает, что информатизации антикоррупционного образования и просвещения (и цифровизации как части информатизации), рассматриваемой как деятельность человека, направленная на обеспечение образования наиболее достоверной, новой и востребованной информацией, вполне можно учить. Соответствующие направления подготовки могут быть сформированы на основе преподаваемых в педагогических вузах дисциплин, имеющих разные названия, но посвящённых применению цифровых технологий в профессиональной деятельности будущего специалиста. В этом случае появятся дополнительные факторы и критерии, группирующие такие дисциплины в единую систему, что способствует большей фундаментальности и полноте, минимизации смысловых противоречий и неоправданных повторов, применению единой терминологии и многим другим положительным аспектам.
«Карфаген должен быть разрушен» (лат. Ceterum censeo Carthaginem delendam esse). Это крылатое выражение возникло в Древнем Риме. Рассказывали, что Марк Порций Катон (Катон Старший) любое свое выступление в римском сенате заканчивал словами: «А Кроме того я утверждаю, что Карфаген должен быть разрушен». В ранней молодости, он успел поучаствовать во Второй Пунической войне. Катон делал успешную военную карьеру, поднявшись до должности квестора — помощника консула. Карфагенское государство было давним врагом Рима. После двух побед римлян в войнах с карфагенянами город продолжал существовать и процветал, и многим это не давало покоя. Несмотря на успех первой и второй пунических войн, в которых Рим боролся с финикийским городом-государством Карфагеном за господство в Средиземном море, римляне потерпели ряд унизительных поражений от Карфагена и боялись его возрождения, что привело к желанию полной победы и отмщения всех потерь. Кроме того, Рим весьма тревожило то, что Карфаген быстро восстанавливался и по-прежнему создавал сильную конкуренцию римской торговле.
Римляне постоянно терпели серьёзные поражения от Карфагена и очень боялись его величия, поэтому решено было стереть Карфаген с лица земли. Древний город был разрушен Римской республикой во время Третьей Пунической войны в 146 году до нашей эры, а затем восстановлен как римский Карфаген, который стал главным городом Римской империи в провинции Африка. А латинское крылатое выражение, означающее настойчивый призыв к борьбе с врагом или препятствием закрепилось в сознании всех народов мира. В более широком смысле — постоянное возвращение к одному и тому же вопросу, независимо от общей тематики обсуждения.
«Карфаген должен быть разрушен» — эта крылатое выражение как нельзя лучше и точно подходит к острой необходимости применения искусственного интеллекта в сфере противодействия коррупции, и в частности поднятия антикоррупционного образования и просвещения на более высокий, соответствующий современности, уровень.
Комплексным должно стать и знакомство обучающихся с особенностями применения цифровых инструментов в разных областях их профессиональной деятельности с использованием искусственного интеллекта. В этой связи целесообразно выделить, как минимум, пять таких областей, в которых применение информационных технологий имеет существенные организационные, технологические, дидактические и другие различия. Речь идёт об учебной, внеучебной, контрольно-измерительной, научно-методической и организационно-управленческой деятельности каждого преподавателя. В большинстве случаев во всех этих областях деятельности в рамках школ и вузов уже активно применяются цифровые инструменты. Но такое применение, как правило, бессистемно, а соответствующие цифровые ресурсы интерфейсно, технологически, терминологически, содержательно не связаны между собой. Очевидно, что последовательное и взаимосвязанное знакомство преподавателей с применением цифровых инструментов во всех пяти видах образовательной деятельности внесёт существенный вклад как в повышение эффективности деятельности педагогов, так и в формирование единой системы цифровизации образования.
Следует понимать, что в современных условиях разработка по-настоящему качественных цифровых ресурсов, обладающих содержательным наполнением, практически невозможна в одиночку. Подавляющее большинство эффективных цифровых инструментов разработаны профессиональными авторскими коллективами, в которые входят методисты, психологи, программисты, дизайнеры, другие специалисты и, конечно же, педагоги. В связи с этим педагогов необходимо учить возможной работе в таких коллективах, принципам и специфике не только разработки цифровых ресурсов, но и качественного формирования их содержания. Естественно, что для такого обучения педагогический вуз должен обладать соответствующими современными цифровыми инструментами с использованием искусственного интеллекта.
В нашей стране, как и во многих других странах, отсутствует масштабная система оценки качества и отбора цифровых ресурсов для сферы образования. Это означает, что в распоряжение педагогов могут попадать самые разные цифровые средства, обладающие различными положительными и отрицательными свойствами. В этих условиях современный педагог не может не быть отчасти экспертом, способным самостоятельно выявлять неэффективные цифровые инструменты. Очевидно, что критерии и технологии такого отбора также должны войти в содержание подготовки специалистов в области противодействия коррупции, а вузы должны иметь для такой подготовки всё необходимое.
В совокупности такое обучение в перспективе позволит одновременно повысить качество содержательного наполнения имеющихся цифровых ресурсов и ограничить взаимодействие обучающихся с ресурсами, содержание которых может негативно сказаться на эффективности подготовки. Налицо взаимосвязь развития образования, в т.ч. и антикоррупционного, и решения проблемы недостаточного качества содержательного наполнения образовательных цифровых ресурсов.
С учётом вышесказанного можно предложить дальнейшее развитие системы антикоррупционного образования и просвещения и соответствующее обеспечение вузов цифровыми инструментами таким образом, чтобы студенты имели все возможности для последовательного и системного изучения:
– целей и возможностей применения цифровых инструментов в антикоррупционном образовании и просвещении;
– фундаментальных принципов и перспектив развития цифровых технологий, применяемых в образовании;
– функциональных возможностей современного аппаратного и программного компьютерного обеспечения, особенностей и способов работы с ним;
– технологий поиска и отбора образовательных цифровых ресурсов;
– технологии разработки образовательных цифровых ресурсов, приёмов работы в коллективе, занимающемся такой разработкой;
– критериев и технологий, необходимых для оценки качества применяемых цифровых инструментов;
– областей потребности систем обучения в применении тех или иных информационных технологий, способов уместного и оправданного использования цифровых инструментов с применением искусственного интеллекта;
– подходов к эффективному осуществлению учебной, внеучебной, контрольно-измерительной, научно-методической и организационно-управленческой деятельности с системным применением цифровых инструментов, с применением искусственного интеллекта
Такая последовательность может определять не только содержание обучения, но и формировать последовательность практических занятий, определять применяемые формы и методы обучения, служить основной для отбора цифровых средств, необходимых для подготовки специалистов в области противодействия коррупции.
Безусловно, описанные проблемы и возможные пути их решения, так или иначе связанные с применением цифровых инструментов при подготовке педагогов, не являются единственными и исчерпывающими. Но даже приведённых аргументов достаточно для того, чтобы базировать дальнейшее развитие педагогического образования и его технологического оснащения на поиске ключевых факторов и их взаимосвязи, влияющих на эффективность деятельности педагога в условиях информатизации образования.
Антикоррупционное образование и просвещение с применением искусственного интеллекта — динамично развивающаяся отрасль высокотехнологичной экономики в ближайшем времени и в перспективе.
Глава 5. НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА.
В соответствии с п. 8 «Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. № 490, технологические решения, разработанные с использованием методов машинного обучения, являются примером искусственного интеллекта, способного решать широкомасштабные задачи. Создание универсального (сильного) искусственного интеллекта, способного, подобно человеку, решать различные задачи, мыслить, взаимодействовать и адаптироваться к изменяющимся условиям, является сложной научно-технической проблемой, решение которой находится на пересечении различных сфер научного знания — естественно-научной, технической и социально-гуманитарной.
Технологии ИИ включают в себя компьютерное зрение, обработку естественного языка, распознавание и синтез речи, интеллектуальную поддержку принятия решений. К смежным областям относятся робототехника и управление беспилотным транспортом.
Среди прикладных целей — прогнозирование отказов оборудования и его превентивное обслуживание, оптимизация планирования поставок, производственных процессов и принятия финансовых решений, использование интеллектуальных систем управления логистикой, сокращение участия человека в процессах, связанных с повышенным риском жизни и здоровью, оптимизация подбора и обучения кадров, составление оптимальных графиков работы, подбор оптимальных дозировок лекарств, автоматизация хирургических вмешательств, раннее выявление одаренных детей.
Российскими специалистами должны быть созданы широко применяемые в мире открытые библиотеки и ПО, в которых используются технологии ИИ.
К 2024 г. в России должны быть созданы высокопроизводительные центры обработки данных. Также должны быть разработаны российские микропроцессоры, не уступающие мировым аналогам.
Президент РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта», состоявшейся 23 — 24 ноября 2022 года:
- Установить обязательные требования по повышению эффективности деятельности хозяйствующих субъектов и обязательному использованию ими современных технологий, включая технологии искусственного интеллекта, при предоставлении таким хозяйствующим субъектам субсидий из федерального бюджета.
- Обеспечить внесение в образовательные программы высшего образования и программы повышения квалификации изменений, направленных на повышение уровня компетенций в сфере искусственного интеллекта специалистов ключевых отраслей экономики и социальной сферы, специалистов по государственному и муниципальному управлению.
- Обеспечить внесение в национальные проекты и государственные программы Российской Федерации изменений, предусматривающих внедрение технологий искусственного интеллекта в каждой отрасли экономики и социальной сферы.
- Правительству Российской Федерации совместно с комиссиями Государственного Совета Российской Федерации по направлениям «Государственное и муниципальное управление» и «Коммуникации, связь, цифровая экономика» и при участии автономной некоммерческой организации «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» и ассоциации «Альянс в сфере искусственного интеллекта» обеспечить реализацию мер, направленных на переход системы государственной власти на федеральном и региональном уровнях к модели управления на основе автоматического сбора и анализа данных с использованием информационных платформ.
- Обеспечить начиная с 2023 года:
- корректировку стратегий цифровой трансформации отраслей экономики с учетом реализации подпункта «г» пункта 2 настоящего перечня поручений
- проведение мониторинга результатов применения технологий искусственного интеллекта в целях оценки уровня внедрения этих технологий в отраслях экономики и социальной сферы, а также результативности деятельности государственных органов, органов местного самоуправления по обеспечению внедрения таких технологий («индекс интеллектуальной зрелости»);
- обеспечить участие автономной некоммерческой организации «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» во внедрении технологий искусственного интеллекта и современных систем управления в отраслях экономики и социальной сферы, а также в государственных органах.
Группа «Альянс в сфере искусственного интеллекта»
Группа «Альянс в сфере искусственного интеллекта» объединяет ведущие технологические компании для совместного развития их компетенций и ускоренного внедрения искусственного интеллекта в образовании, научных исследованиях и в практической деятельности бизнеса. Для развития искусственного интеллекта в России необходимо объединять усилия компаний лидеров в этой сфере.
Развитие технологий искусственного интеллекта может изменить целые отрасли экономики и, соответственно, требует новых подходов в системе образования. Для членов Альянса очень важно, чтобы это были выпускники, которые получают по-настоящему актуальные знания.
По поручению главы государства группа «Альянс в сфере искусственного интеллекта» и Минобрнауки РФ по специально разработанной методология представили первый рейтинг российских вузов по качеству подготовки специалистов по искусственному интеллекту. Рейтинг является важнейшим индикатором качества образования в области ИИ и наглядно отражает мнение работодателей о том, насколько образовательные программы актуальны и отвечают запросу рынка. Среди 180 вузов, оказавшихся в рейтинге, 10 имеют оценки А+, А (хорошее качество) B+, B (приемлемое качество). Абсолютные лидеры – это ВШЭ, МФТИ и ИТМО. Таким образом, ТОП-10 российских университетов уже могут конкурировать за звание лучших, а значит готовят высококвалифицированных специалистов и успешно развивают науку в области искусственного интеллекта.
Рейтинг вузов РФ по качеству подготовки специалистов в области искусственного интеллекта
Место в рейтинге | Университет |
1 | Национальный исследовательский университет ИТМО |
2 | Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» |
3 | Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет) |
4 | Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова |
5 | Санкт-Петербургский государственный университет |
6 | Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина |
7 | Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) |
8 | Университет Иннополис |
9 | Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого |
10 | Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» |
Сегодня достижения искусственного интеллекта уже показывает, как мир может использовать искусственный интеллект для решения повседневных задач. В долгосрочной перспективе приложения ИИ станут обязательным требованием для бизнеса и широкой общественности.
Система «Посейдон»
Если в 16-м веке мздоимство и казнокрадство каралось смертной казнью, то в современной России борьба со взяточничеством идет параллельно развитию цифровизации. По инициативе президента РФ создана система искусственного интеллекта с неограниченными ресурсами под названием «Посейдон». Напомним, система была создана по указу президента Владимира Путина весной прошлого года. С ее помощью можно собирать и анализировать сведения о доходах и имуществе чиновников. Она позволит вычислять коррупционеров среди госслужащих. Искусственный интеллект имеет доступ ко всем базам данных специальных ведомств и социальным сетям чиновников.
«Посейдон» ведет поиск подозрительных совпадений, анализируя данные из реестров собственности, снимки в социальных сетях, родственные связи и многое другое. Помимо того, отслеживает движение финансов чиновника, объемы его денежных трат, для того чтобы выявить неувязки в доходах и расходах.
10 октября 2023 года на площадке Совета федерации прошло совещание, посвященное вопросам использования искусственного интеллекта и инструментов цифровизации в сфере противодействия коррупции.
Была предоставлена информация о работе государственной информационной системы (ГИС) в области противодействия коррупции «Посейдон».
ГИС «Посейдон» ориентирована на профилактику коррупционных правонарушений и использует данные Федеральной налоговой службы, Росимущества и Финмониторинга, а также информацию из социальных сетей. Кроме того обсуждалось применение искусственного интеллекта для анализа планов федеральных органов исполнительной власти по противодействию коррупции и многие другие вопросы.
Конечно необходимо понимать, чтобы искусственный интеллект стал настоящим антикоррупционным супероружием, важно соблюдать правило: чем больше данных собирается, тем точнее становятся результаты. Это актуально для выявления закономерностей. И доказано: машинное обучение может творить чудеса. Так, новые цифровые алгоритмы уже опробованы в медицине. Выявляя комплекс патологий, они выдают более точные диагнозы, чем врачи с огромным профессиональным опытом. Причем на это уходит гораздо меньше времени.
Пленарное заседание Международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению Artificial Intelligence Journey 2023
Президент РФ В.В. Путин принял участие в пленарном заседании Международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению Artificial Intelligence Journey 2023 на тему «Революция генеративного ИИ: новые возможности».
По итогам конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта», состоявшейся 24 ноября 2023 года был утверждён перечень поручений:
1. Правительству Российской Федерации:
а)в целях создания прорывных решений в области искусственного интеллекта представить предложения о дополнительном финансировании за счет средств федерального бюджета исследований и разработок в области генеративного искусственного интеллекта, в том числе больших генеративных моделей, при условии увеличения софинансирования со стороны ведущих российских организаций и обеспечения тестирования ими технологий, полученных в результате проведения таких исследований и разработок;
б) в рамках формирования прогноза потребности отраслей экономики в специалистах по уровням образования на пятилетний период провести с привлечением объединений работодателей анализ потребности работодателей в работниках, обладающих новыми навыками и компетенциями, и по итогам этого анализа обеспечить внесение изменений в профессиональные стандарты, федеральные государственные образовательные стандарты.
в) при формировании федерального проекта «Искусственный интеллект» в рамках разработки национального проекта «Экономика данных» предусмотреть меры поддержки развития и внедрения больших генеративных моделей и технологических решений в области искусственного интеллекта, а также создание инфраструктуры для их широкого использования.
г) обеспечить разработку механизма использования архивов государственных и муниципальных органов, фондов библиотек для создания наборов данных, предусмотрев оперативное безвозмездное представление содержащейся в них информации специалистам в области машинного обучения с учетом ограничения доступа к информации, установленного законодательством Российской Федерации;
д) разработать и реализовать комплекс мер, направленных на увеличение вычислительных мощностей суперкомпьютеров, находящихся в Российской Федерации, определив конкретные параметры увеличения этих мощностей.
е) обеспечить разработку больших генеративных моделей для их использования в ключевых отраслях экономики, предусмотрев механизм практического внедрения этих моделей организациями, осуществляющими деятельность в таких отраслях, в целях повышения производительности труда.
2. Правительству Российской Федерации совместно с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации с учетом ранее данного поручения обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на упрощение доступа хозяйствующих субъектов к участию в экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций и установление ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан в результате тестирования и использования технологий искусственного интеллекта.
3. Правительству Российской Федерации совместно с МИДом России:
а) разработать и представить предложения о взаимодействии российских разработчиков программного обеспечения в области искусственного интеллекта и разработчиков такого программного обеспечения из дружественных стран, а также о порядке доступа разработчиков из этих стран к российским большим генеративным моделям.
б) обеспечить включение вопросов, касающихся формирования этических стандартов в области искусственного интеллекта, сбалансированного регулирования и научно-технического сотрудничества в указанной области, в повестку дня заседаний объединения БРИКС в рамках председательства Российской Федерации в объединении в 2024 году.
4. Правительству Российской Федерации совместно с образовательными организациями высшего образования, занявшими в 2023 году лидирующие позиции в рейтинге таких организаций по параметру качества подготовки специалистов в области искусственного интеллекта, и автономной некоммерческой образовательной организацией высшего образования «Сколковский институт науки и технологий» обеспечить увеличение для этих организаций контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных средств по специальностям и направлениям подготовки, связанным с разработкой технологий искусственного интеллекта, предусмотрев расширение перечня реализуемых этими организациями программ магистратуры и программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре в данной области.
5. Правительству Российской Федерации совместно с ассоциацией «Альянс в сфере искусственного интеллекта» обеспечить разработку и утверждение дополнительной профессиональной программы в области искусственного интеллекта для руководителей крупнейших организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уделив особое внимание развитию навыков и компетенций по использованию больших генеративных моделей и предусмотрев начало обучения по такой программе не позднее 1 апреля 2024 г.
6. Правительству Российской Федерации совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук» и ассоциацией «Альянс в сфере искусственного интеллекта» разработать механизм, обеспечивающий льготный доступ российских исследователей, учащихся, студентов и аспирантов к вычислительной инфраструктуре суперкомпьютеров для выполнения задач в области разработки технологий искусственного интеллекта.
7. Минобрнауки России совместно с Минцифры России, образовательными организациями высшего образования, занявшими в 2023 году лидирующие позиции в рейтинге таких организаций по параметру качества подготовки специалистов в области искусственного интеллекта, и автономной некоммерческой образовательной организацией высшего образования «Сколковский институт науки и технологий» реализовать комплекс мер, направленных на подготовку ученых-разработчиков мирового уровня в этой области.
8. Минэкономразвития России совместно с ассоциацией «Альянс в сфере искусственного интеллекта» и другими заинтересованными организациями обеспечить координацию работы по подготовке в рамках Кодекса этики в сфере искусственного интеллекта декларации об ответственной разработке и использовании больших генеративных моделей.
9. Рекомендовать публичному акционерному обществу «Сбербанк России» совместно с ассоциацией «Альянс в сфере искусственного интеллекта» обеспечить при проведении конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта» обсуждение (в том числе с участием государств, входящих в объединение БРИКС) международной повестки дня в области искусственного интеллекта, а также этических аспектов использования технологий искусственного интеллекта.
«С внедрением искусственного интеллекта в науку, в образование, в здравоохранение – да во все сферы нашей жизни, человечество начинает новую главу своего существования. Это, на мой взгляд, совершенно очевидная вещь. И слава богу, граждане видят, как искусственный интеллект делает более простыми и удобными многие повседневные процессы, улучшает качество управления, механизмы предоставления государственных услуг, всё шире применяется в организациях, на предприятиях, в работе регионов».
Из выступления Президента России Путина В.В. на пленарном заседании Международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению Artificial Intelligence Journey 2023 на тему «Революция генеративного ИИ: новые возможности» 24 ноября 2023г.
От автора статьи
За тысячелетия существования коррупции, победить её ни одному царю, шаху, королю, султану, хану, эмиру, императору, диктатору, премьер-министру, вождю, канцлеру, генеральному секретарю, главе государства или президенту не удалось до сих пор!?
В неопределённости, беззаконии и обмане, понимая, что этим никто не может, не предполагает и не будет заниматься, член-корреспондент РАО И.В. Годунов взял на себя ответственность расчистить «авгиевы конюшни», осознавая, что он не Геракл и не Змей-Горыныч. Но кто-то же должен стать Данко, Прометеем или Гераклом антикоррупционного образования и просвещения…
Нужно действовать! «Карфаген должен быть разрушен!».