Патриарх Русской Православной Церкви Кирилл обратился к государственной власти с призывом навести порядок с притоком мигрантов. Если этого не будет сделано, сказал Святейший, «мы потеряем себя, потеряем Россию – государство многонациональное, ядром которого является русский православный народ».
Однако этот призыв, похоже, не воодушевил нашу национальную элиту, не склонную решать проблемы миграции в интересах русского православного и инославного коренного народа. За минувшее тридцатилетие было несколько попыток обуздать миграционную стихию. Законодательство металось вокруг идей подражания западным партнерам: от миграционной коммерции, до либерализма, и полицейщины. Да так ни к чему и не пришло, проблема по сути осталась не решенной. Не помогли ни сотни законов, ни указы, ни умные концепции миграционной политики.
В силу судьбы автор этих строк оказался в гуще этих разработок, и его перу принадлежат основные формулировки многих законов о миграции и гражданстве. Вполне резонно спросить автора (т.е. меня), что же вы столько наворотили, а воз и ныне там.
Что тут ответишь, виноват. Слабым оправданием, почему так случилось, будет, что всё же удалось сформировать миграционный правопорядок и миграционная безопасность нашего Отечества всё-таки обеспечиваться и достаточно прочно. А вот, что не удалось, так это доказать, что стране нужен единый центр миграционной политики, идеология которого будет поддержана Президентом и обществом. Его как не было, так и нет. Но оставим оправдания, и вернемся к словам Патриарха. Скажу исключительно от себя лично, как чернорабочий писатель сотен законопроектов с чистого листа. Вот десять пунктов, о которых, на мой взгляд, нужно всем задуматься и срочно решать:
1. Вернуть графу национальность в документы граждан и мигрантов.
2. Прекратить раздачу российского гражданства в виде поощрения. Закрепить, что гражданин – это не награда, а как писал русский поэт Некрасов: «что такое гражданин – Отечества достойный сын». А значит гражданство – это не просто «связь», как записано в действующем законе, а духовное состояние верности России и единения человека с Отечеством.
3. Установить правила укоренения мигрантов в российское общество, степень которого определять по социальному капиталу личности мигранта. Ввести градацию мигрантов по признакам национальности, а также по происхождению и исходу – «коренной» и «некоренной» житель.
4. Ввести должность помощника Президента России по миграционной политике, при котором создать единый надведомственный «мозговой центр» регулирования миграции, убежища, иммиграции, эмиграции, натурализации, репатриации, реадмиссии, депортации, плена и др.
5. Создать научно-исследовательский центр миграционной политики и систему подготовки кадра работников миграционных служб.
6. Провести децентрализацию государственного управления миграцией на десять равнозначных компонентов: а) полицейский, б) пограничный, в) военный, г) финансово-экономический, д) трудовой, е) социальный и здравоохранительный, ж) коммерческий, з) некоммерческий, и) национально-этнический, к) аналитико-статистический.
7. Принять закон о паспортах и видах на жительство, в котором определить единые правила идентификации личности, классифицировав и объединив административные, электронные, биометрические и др. данные.
8. Восстановить разрешительный порядок «прописки» и режимы административного, гуманитарного, трудового, временного расселения мигрантов в малонаселенных пунктах по всей территории страны с учетом общегосударственных потребностей, решений местных властей, волеизъявлений коренного населения в пунктах прибытия мигрантов.
9. Создать систему миграционного правосудия: трибуналы, арбитражи, миграционные комиссары, поверенные (уполномоченные) по делам диаспор и этносов, а также учреждения организованного приёма трудовых мигрантов, и напротив, принудительного содержания и выдворения нежелательных, проштрафившихся мигрантов.
10. Выйти из контролируемой США международной организации по миграции и создать свою независимую и равноправную миграционную организацию, объединяющую компоненты СНГ, ОДКБ, ШОС, БРИКС, Востока, Азии, Африки и Океании, с помощью которой можно будет управлять миграционными потоками в национальных интересах России.