«Всегда интересно то, что сложно…»
Бизнес-адвокат Эрзя Марина Владиславовна.
Красивая и успешная. Сильная, но обворожительная. Марина Эрзя – пример волевой, независимой женщины, которая не боится трудностей. Как опытный адвокат она востребована во многих регионах нашей страны. Редакции газеты «ПРЕЗИДЕНТ» удалось взять у Марины Владиславовны личное интервью, несмотря на её плотный график и многочисленные перелёты.
— Здравствуйте, Марина! Расскажите, пожалуйста, немного о себе и Ваших основных направлениях адвокатской деятельности?
— Более 30-и лет я предана юридическому делу. В настоящее время я бизнес-адвокат, состою в адвокатской палате Санкт-Петербурга. Защищаю права и интересы компаний, в том числе, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Это и арбитражные споры между компаниями, споры с государственными органами, а также административные и уголовные дела экономической направленности.
— Насколько сложно спорить с государственными органами? С какими государственными органами доводилось спорить Вам, отстаивая интересы компаний?
— Если знаешь, как это правильно делать и грамотно выстраиваешь стратегию защиты, то несложно. Градус спора может зависеть от того, каков уровень государственного органа и носит ли дело «заказной» характер. Многие спорные вопросы с государственными органами на самом деле могут быть разрешены в досудебном порядке. Государственные органы, в которых мне приходиться отстаивать интересы моих Доверителей или спорить в суде — это таможенные и налоговые органы, органы МВД, прокуратура, администрации разных уровней.
— Есть ещё один назревший вопрос. В мировой практике есть понятие «прецедентное право». В России оно работает?
— У нас прецедентное право не работает, поскольку Россия не является страной прецедентного права. В нашей стране главенствует закон, а не прецедент. Я сторонник именно нашей системы права. Самое главное, чтобы законы не просто были написаны, но и работали. К сожалению, сейчас у нас применение закона не изменяет принципу: «Закон как дышло, как повернул — так и вышло». Результатом этого является огромное количество судебных споров, в том числе, с государственными органами, а также большое количество административных и уголовных дел в отношении юридических лиц, которых в принципе могло бы и не быть при правильном толковании и применении закона.
— А почему такой интересный выбор профессии? Как Вы начинали?
— На самом деле, адвокатом я никогда не мечтала быть и не планировала становиться. Моя малая Родина — село Большой Толкай Похвистневского района Самарской области. Моё детство было связано со спортом, я занималась профессиональными лыжными гонками, мне прочили большое спортивное будущее. В школе училась на «отлично», была активисткой и тимуровцем. В детстве всегда хотела служить в милиции.
Желание носить погоны, форму сидело во мне очень глубоко. Я окончила 9 классов и переходила в 10-й, когда абсолютно случайно узнала, что в далёком городе Челябинске есть юридический техникум, после окончания которого можно было поступить на службу в милицию. Чтобы сократить путь к своей мечте, за один года до окончания школы я забрала оттуда документы и поехала в Челябинск, про который не знала ничего, даже в какой стороне находится. Это был 90-й год…Я очень благодарна своим родителям, которые в меня поверили и тогда не остановили, хотя понимали, что успешный во всех смыслах ребёнок бросает всё и уходит в неизвестность.
При подаче документов в этот юридический техникум, меня постигло дикое разочарование. Когда привезла документы, мне сказали, что я как отличница сразу при сдаче документов могу пройти собеседование без последующей сдачи вступительных экзаменом. При собеседовании я без подготовки должна была решить ряд заданий. При отсутствии ошибок — зачисление на правовое отделение по специальности юрист, а если будет допущена одна ошибка, то на бюджетное отделение по специальности бухгалтер-финансист. Без ошибки не обошлось, и меня без экзаменов зачислили на бюджетное отделение. Как мне тогда показалось, мечта от меня ускользнула, поскольку была уверена, что только после правового отделения смогу поступить на службу в милицию. Но сделать шаг назад я уже не могла! Сказала себе – буду учиться!
Техникум я окончила в 1993 году с красным дипломом, по специальности государственный бюджет с присвоением квалификации бухгалтер- финансист. Как потом показало время, обучение в образцовом тогда Челябинском юридическом техникуме дало мне бесценный багаж знаний в области экономики, которые нам качественно вложили в головы наши педагоги, за что я им бесконечно благодарна. Эти знания очень пригодились в моей профессиональной деятельности. Годы обучения в техникуме с 1990 по 1993 годы совпали с непростыми и сложными временами в нашей стране. Но все эти жизненные трудности еще больше закалили меня.
В 19 лет после окончания данного техникума меня, несмотря на окончание бюджетного отделения, приняли на службу в Металлургический районный отдел милиции г. Челябинска на должность дознавателя и присвоили звание младшего лейтенанта. Счастливее меня тогда не было человека! После дознания было следствие. В это же время я заочно отучилась в Челябинском юридическом институте МВД РФ. После получения права на заслуженную пенсию, я уходила, будучи подполковником юстиции, с должности заместителя начальника отдела по борьбе с организованной преступностью в сфере экономики Главного управления внутренних дел по Челябинской области.
Дальнейшую службу я продолжила уже в таможенных органах. Мне всегда было интересно то, чего я ещё не знаю, и я всегда за новый опыт. Таможенное дело и внешняя экономика как раз и стали для меня новыми и неоценимым опытом. На протяжении 6 лет я была руководителем отдела дознания в Челябинской таможне, основным направлением которого являлось расследование преступлений в сфере внешней экономики.
— А как Вы оказались в Санкт-Петербурге?
— Я завершила свою службу в таможне, уволившись в 2015 году на пенсию в звании подполковника таможенной службы. После этого занялась частной юридической практикой, получила статус адвоката. Приехав в Санкт- Петербург однажды по делам, я поняла, что влюбилась в этот город и он меня не отпустит. Я переехала в Санкт- Петербург, организовала свой адвокатский кабинет. В Петербурге у меня рабочий кабинет с прекрасным и неповторимым видом на Неву. У меня высокопрофессиональная и надёжная команда помощников юристов. Так сложилось, что постоянно много работы и в Москве, поэтому жить и работать приходиться на два города. Командировки и перелёты по всей стране – это необходимость, обусловленная непосредственной работой по делам.
— Считается, что трудно перестроиться и перейти на «другую сторону баррикад». Как Вы смогли внутренне справиться и после работы в следствии стать адвокатом?
— Я раньше и сейчас действовала во имя и в рамках закона, защищая права и интересы не только юридических лиц и их руководителей, но и интересы государства. Как ни странно, конечный результат моей работы по делам и спорам экономической направленности направлен не только на сохранение конкретного бизнеса, но и одновременно на защиту большого круга физических лиц, а также интересов самого государства. За каждым бизнесом, за каждой компанией стоят не только деньги, вернее, далеко не деньги. Есть более важное — это работники этих компаний с их зарплатами, ипотеками, семьями. Поэтому, защищая одну компанию, получается, что автоматически защищаешь всех тех, кто в ней работает и их социальное благополучие. Порой возникшие проблемы ставят под вопрос вообще дальнейшее существование компании, а, следовательно, возникают риски увольнения её работников. Кроме того, сохранение действующего бизнеса безусловно всегда в интересах государства, так как каждая компания является налогоплательщиком, работодателем и несёт на себе другие социальные нагрузки государства. Я всегда за баланс интересов государства и бизнеса.
Работаю исключительно по тем делам, которые мне интересны и не требуют переступать через мои жизненные ценности и убеждения. Чем сложнее дело, тем больший интерес и профессиональный азарт оно у меня вызывает. Люблю ломать предопределения и находить решения там, где их быть не может.
— А какие существуют способы и стратегии защиты?
— Способы защиты они все регламентированы законом и они довольно разнообразны. Это и ведомственный, и судебный порядок обжалования, а также защита посредством контролирующих или надзирающих органов. Обращение в правоохранительные органы — тоже эффективный способ защиты от произвола государственных органов. А вот стратегии защиты бывают абсолютно разными, но в любом случае, должны быть грамотно выстроенными, если Вы хотите добиться результата. Стратегию: «Лучшая защита — это нападение» считаю всегда оправданной и эффективной. Но ещё раз подчеркну, что это нападение должно быть продуманным на много шагов вперёд, грамотно выстроенным, и ни в коем случае не должно нарушать принципа: «Не навреди».
— Сильной женщине с кем лучше работать: с мужчинами или с женщинами?
— Около 98% моих доверителей — это мужчины из числа публичных людей, собственников бизнеса и руководителей компаний, которые много добились в жизни и каждый из них со стальным стержнем внутри. Женщины из числа доверителей — это тоже очень сильные и самодостаточные личности. Мне максимально комфортно работать именно с такими людьми, так как всегда существует чёткое понимание общей цели и тех инструментов, с помощью которых эти цели достигаются. Именно с такими людьми складывается командная работа, которая даёт желаемый результат.
— Вас трудно найти в социальных сетях. Почему?
— Меня там почти нет, так как в этом нет никакой необходимости. Есть сайт, на котором указаны мои контакты и информация о моей профессиональной деятельности. Всё остальное является моим личным пространством и не нуждается в публичности.
— На фотографиях я видела Ваш потрясающий кабинет в Петербурге с неповторимым, и я бы сказала, неординарным дизайном. Откуда такая идея?
— Кроме того, что я адвокат до мозга костей, в душе я дизайнер и люблю творить. Бизнес- центр в Петербурге, в котором располагается мой офис, сам по себе уникален. Интерьер моего адвокатского кабинета — это полностью мой проект, для которого специально создавались и мебель, и витражные картины, и все остальные элементы декора. А самым главным, нерукотворным и одухотворяющим украшением моего кабинета является её величество — Нева, сразу за окном. Я убеждена, что рабочее пространство должно быть комфортным, способствующим созиданию, и быть продолжением тебя. Мои Доверители с разных регионов страны с удовольствием бывают у меня в кабинете даже после успешного завершения всех дел.
— В завершении нашей беседы хотела задать личный вопрос. При таком объёме работы как Вы успеваете заниматься семьёй?
— Как ни странно, всё успеваю, чему мои близкие и друзья не перестают удивляться. Рождение детей и семья никогда не были препятствием для моего профессионального развития. Наоборот, мне всегда это помогало и было стимулом двигаться вперед. У меня супруг и две прекрасные дочери, которые с большим пониманием относятся к моей работе. Я очень их люблю и благодарна за их поддержку. При возможности я стараюсь как можно больше уделять время семье и дому. Но, к сожалению, этого свободного времени гораздо меньше, чем хотелось бы. Я редко бываю в отпусках, а точнее, не бываю в принципе, поэтому восстанавливаться приходиться за выходные. Но когда выигрываешь дело, добиваешься результата, происходит полная перезагрузка, которая даёт тебе новые силы идти вперёд и чувствовать себя сильной, уверенной и успешной женщиной.
