У ДЖЕЙМСА БОНДА БЫЛ ПРОТОТИП
О секретной разведывательной службе Великобритании МИ-6 известно в основном из приключенческих романов. Теперь у тех, кто интересуется ее столетней историей, есть возможность узнать реальные факты. Впервые автору книги «MИ-6. История секретной разведывательной службы, 1909–1949 годы» Киту Джеффери был обеспечен полный и неограниченный доступ к архивам этого периода.
В святая святых британских архивов специалист по военной истории Джеффери работал четыре с лишним года. «Когда оказываешься в архиве внешней разведки, чувствуешь себя, как ребенок в магазине сладостей. С точки зрения историка – это пещера Аладдина. Конечно, архив сохранился не полностью. Однако то, что есть, достаточно, чтобы рассказать истории настоящих людей, ходивших зачастую по лезвию ножа и совершавших мужественные поступки», – рассуждает он.
Среди героев 800?страничной книги – один из основателей МИ-6 Мэнсфилд Камминг. Его авторитет был настолько велик, что все последующие шефы внешней разведки стали в переписке и беседах называть себя «С» (от первой буквы фамилии Cumming). В книге впервые приводятся подробности трагического случая, когда Камминг вместе с сыном попали в автокатастрофу. Машина, которую вел Камминг-младший, врезалась в дерево. Теряющий сознание сын стал жаловаться на холод. Чтобы добраться до сына и набросить на его плечи пальто, Камминг ампутировал перочинным ножом свою ногу, застрявшую в обломках машины.
Еще одна интересная личность – агент Уилфред Дандердейл. Говорят, что именно он послужил прообразом знаменитого агента 007. Дандердейл был сыном британского военно-морского инженера, служившего в Одессе. Отсюда хорошее знание русского языка, которое ему весьма пригодилось. В годы Второй мировой войны Дандердейл возглавлял одну из агентурных сетей во Франции, где прославился пристрастием к красивым дамам и скоростным автомобилям. Позднее он сдружился с писателем Яном Флемингом. Как утверждал сам агент, некоторые эпизоды романов Флеминга о Джеймсе Бонде были взяты из его жизни.
Однако не все было гладко в жизни британских разведчиков. Во-первых, им постоянно не хватало денег, о чем говорили автор и экс-глава МИ-6 Джон Скарлетт на презентации книги в Лондоне. Во-вторых, не обошлось без предателей. Один из них – двойной агент Ким Филби. «Работа в архивах ничего нового к тому, что мы знаем о Филби, не добавила, – говорит Джеффери, – однако новым можно считать сам факт подтверждения его деятельности на основе документов. Когда держишь в руках те сверхсекретные документы, которые он передавал в Москву, совершенно по?другому их воспринимаешь. Конечно, существуют его мемуары. Но в какой степени им можно доверять? Теперь же мы точно знаем, к каким операциям он был действительно причастен и какие из них в результате этого заканчивались провалом».
Любопытно, что в 1914–1917 гг. между британской и российской разведками складывались особые отношения. «Сотрудничество было гораздо более тесным, чем я предполагал, – говорит профессор. – Объясняется это, конечно, тем, что в то время Россия была союзником. После революции многие бывшие царские агенты стали ценной находкой для британской разведки. Однако в ряды белой эмиграции довольно быстро просочились советские агенты…»
Сразу после Второй мировой войны британцы надеялись, что советские коллеги помогут им напасть на след бывших нацистов на территории стран Восточной Европы. Но началась холодная война со всеми вытекающими последствиями.