Земле грозит ледниковый период. Его стремительное наступление начнется через 50 лет
В последние годы усилилось таяние льдов Арктики и Гренландии. А это значит, что уменьшается и давление гигантских ледников на поверхность Земли. Как только процесс таяния достигнет критической точки, освобожденная от веса льда земная кора устремится вверх и изменит направление океанских течений. Замерзнут Северное, Балтийское, Норвежское и Баренцево моря.
Ни одно судно не сможет увезти несчастных северян в южные края. Ни один самолет не взлетит с обледеневших и занесенных снегом аэродромов. От холода и голода погибнут миллионы европейцев. Наступающий ледник покроет панцирем огромные пространства Европы. При подъеме земной коры планета буквально затрещит по швам. Литосферные плиты в одних местах опустятся, в других – поднимутся. Это вызовет наводнения и землетрясения. Новый мир будет выглядеть по?другому, возможно, без Британии, Скандинавии и Италии. Мало что останется от Соединенных Штатов. Выжившие россияне будут оплакивать Петербург, Мурманск, Калининград и, возможно, Москву, немцы – Гамбург, американцы – Нью-Йорк, Бостон, Чикаго. Десятки миллионов британцев в Глазго и Эдинбурге, Ливерпуле и Манчестере, Шеффилде и Нортгемптоне, Бристоле и самом Лондоне замерзнут насмерть в неприспособленных для таких холодов, а потому размороженных квартирах, а легионы молодых, сильных и смелых кинутся через замерзший Ла-Манш в арктическую пургу, устилая трупами свой последний путь. Полная гибель грозит населению Карелии, Кольского полуострова, восточной и, возможно, центральной части Канады, естественно – населению Гренландии, а также Исландии, Ирландии, Фарер. Несладко будет жителям Дании, Польши, северной и Центральной России, Белоруссии.
Ледниковый апокалипсис затронет индустриально развитые страны, где находятся атомные электростанции, шахты с ядерными ракетами, химические предприятия. В такой ситуации неизбежна глобальная техногенная катастрофа. Оставшиеся в живых люди устремятся из замерзающей Европы в теплую Азию. И повторится великое переселение народов. Только в обратную сторону. Однако планета, истерзанная катастрофами, станет мало пригодной для жизни человека и сбудется пророчество Апокалипсиса. «В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее. Пожелают умереть, но смерть убежит от них. И живые станут завидовать мертвым».
По теории российского ученого Николая Жарвина, глобальные потепления, как и похолодания происходят из?за резкого поворота океанских течений, в первую очередь Гольфстрима. В роли своеобразного «реле», переключающего климат в фазы «тепло-холодно», выступает ледниковый щит Арктики и Гренландии. Когда этот панцирь становится слишком тяжел, земная кора под ним прогибается, и Гольфстрим устремляется на северо-восток, в Баренцево море – именно так он течет сейчас. Но мир – на пороге очередного «щелчка» ледового реле.
По данным американского института Worldwatch, с 1993 г. толщина ледового покрова Гренландии ежегодно сокращается более чем на метр. В ближайшие 100 лет остров почти полностью лишится льда, прогнозируют специалисты НАСА. По убеждению Джонатана Бамбера из Бристольского университета, если потепление будет идти теми же темпами, что и сегодня, то к середине нынешнего века во всей Западной Европе ощутимо похолодает. Выходит, именно в течение этого столетия наступит тот самый «щелчок»?
«Все признаки того, что температура на Земле начнет понижаться, есть, – уверен академик Владимир Котляков, директор Института географии РАН. – Холодать начнет, может быть, через сто или тысячу лет… А сейчас мы живем в межледниковье, которое заканчивается».
По мнению итальянского ученого Джанлуиджи Зангари из римского Института Фраскати, Гольфстрим уже остановился. «Нефтяной вулкан» в Мексиканском заливе «убил кардиостимулятор мирового климата на планете». Нефть и химикаты изменили температуру, вязкость и соленость воды в заливе и остановили течение, которое существовало миллионы лет.
Видимо, проблема действительно серьезная, раз сам президент США решился войти в ядовитые воды и позировать перед камерами, пытаясь заверить, что худшее позади и нефтяные пятна исчезли сами по себе. Кстати, вода уже не такая теплая, говорят ученые. Сейчас температура Гольфстрима на 10 градусов ниже по сравнению с прошлым годом. Между охлаждением течения и его остановкой – прямая связь. Зангари убежден: «Система Гольфстрима меняется непредсказуемым образом, что может привести к серьезным последствиям планетарного масштаба». Подобную теорию высказал и известный американский эколог Стерлинг Аллан, основатель организации New Energy Congress, опубликовавший статью «Гольфстрим остановился из?за утечки нефти BP».
О стремительном наступлении ледников и сокращении времени между холодными периодами почти в 80 раз говорят исследования академика Москвитина и американского ученого Эндрюса. Николай Жарвин, синтезировав данные американского и российского гляциологов (исследователей льда), а также работы английских и канадских ученых, пришел к цифре 18? 000 лет как фактической дате начала последнего межледниковья.
Масса ледника может расти лишь до определенного уровня, а его превышение становится причиной того, что процесс идет вспять, считает ученый.
Но и уменьшение массы ледника не может быть бесконечным. На определенном этапе процесс таяния сменится новым оледенением. Конечно, влияет и увеличение концентрации СО2 в атмосфере. Но основной причиной смены ледниковых фаз по Жарвину является резкое изменение океанических течений (теплых и холодных). Если в Северной Европе, Северно-Западной Азии и Северной Америке установится климат Антарктиды с немыслимыми морозами, метелями, снегопадами, то в пустынях Африки пойдут тропические дожди. Их принесет восточная часть нового, но по?прежнему очень теплого Гольфстрима. С понижением уровня мирового океана и «перекрытием» Гибралтарского пролива Средиземное море превратится в ряд озер, атлантическое тепло перестанет поступать в этот район земли, и тундра проникнет на Балканы, большую часть Апениннского полуострова и северо-восточную часть Пиренейского.
Комфортный климат установится на российском Дальнем Востоке. Устремившееся в Берингов пролив теплое течение Куросио согреет северо-восток Азии. Своей западной ветвью оно пройдет Татарский пролив и вольется в Охотское море. Вечная мерзлота отступит далеко на северо-запад, в долинах Чукотки и Аляски будет очень тепло, в Магадане вырастут кипарисы, а во Владивостоке – пальмы. Понятно, почему в суровой Уссурийской тайге живут тигры и леопарды. Они «помнят» благодатный климат последнего дальневосточного межледниковья. Тигры, как показывают находки их костей 18–20 тысяч лет назад водились даже на Новосибирских островах. В то время акватории моря Лаптевых, включая восточный берег Таймыра, Восточно-Сибирского и Чукотского морей были свободны ото льдов почти до Северного полюса. О климате, близком к влажным субтропикам, на Чукотке в не столь отдаленное время свидетельствует записанная Натаном Богоразом сказка о «гигантском черве», пожиравшем зверей и людей.
Все исследователи справедливо увидели в «большом черве» питона, представителя субтропиков. В Уссурийском крае, сейчас холодном, на южных склонах сопок растет дикий виноград. Самое удивительное, что он сохранился и в районе реки Олекмы в Южной Якутии. Это значит, 18 тысяч лет назад, в теплое Восточное межледниковье, здесь был климат, как во французской Шампани.
«Достоверность сообщения Платона подтверждается описанием географического окружения Атлантиды. В рассказе саисского жреца Крития за островами, лежащими на запад от Атлантиды, упоминается большой материк, – рассказывает Николай Жарвин. – Большой материк на западе – это, несомненно, Америка и нельзя ее выдумать так точно, не зная о ней ничего на самом деле».
11 тыс. лет назад, после стаивания шельфовых льдов и Британского щита, западная часть евразийской литосферной плиты, разорвав рифтовый шов в северной Атлантике и в его ответвлении по направлению к Средиземному морю, вздыбилась, а северо-западная оконечность африканской литосферной плиты, несшая на себе Атлантиду, рухнула вниз, принеся в жертву морской пучине наиболее развитую цивилизацию того времени. После таяния скандинавских и северо-канадских льдов климат повернул на тепло.
Есть ли способ радикально избавиться от угрозы нового оледенения? Да. Способ трудный и дорогой, но, по мнению Николая Жарвина, полностью решающий проблему. Это создание в Беринговом проливе гидротехнического сооружения, способного регулировать водообмен между Тихим, Северным Ледовитым и Атлантическим океанами. В одних обстоятельствах оно должно действовать как плотина, препятствующая проходу водных масс на север, в других – как сверхмощная насосная станция, перекачивающая «холод» на юг, а в обычной обстановке – это лишь мост из Азии в Америку. Перекрыв «кран» в Северный Ледовитый океан, можно создать достаточное понижение его уровня, и это заставит Гольфстрим развернуться по своему обычному пути в Баренцево море. Таким образом Беринговский гидроузел предотвратит ледниковые неприятности. Разумеется, нужно будет подвести в район мощные источники электроэнергии.