К профориентации пора привлечь школу, убеждены в Челябинске
7 сентября 2010 года стало официальным днем рождения Южно-Уральского технического колледжа. В Челябинской области продолжается плановая реорганизация учебных заведений среднего профессионального образования.
Новый колледж возник в результате присоединения к Челябинскому монтажному колледжу машиностроительного и политехнического техникумов. По мнению директора ЧМК Игоря Тубера, благодаря такому объединению выиграют все – студенты, преподаватели, работодатели, потому что в итоге улучшились материально-техническая база, качество педагогического коллектива, увеличилось число образовательных программ. Преобразования в этой сфере, по мнению специалистов, позволят готовить профессионалов, сориентированых на потребности конкретной территории Южного Урала.
Реструктуризация сети профтеха, или – лучше сказать – оптимизация, в Челябинской области началась еще в 2007?м в связи с тем, что многие специальности не только не соответствовали новому технологическому уровню предприятий, но даже морально устарели. Процесс преобразования предполагается завершить к 2013?му. Часть профессиональных училищ будет ликвидирована, но большинство из них объединится с учебными заведениями более высокого статуса. Подготовка специалистов станет двухуровневой. Квалифицированных рабочих будут выпускать профессиональные лицеи, персонал среднего звена – техникумы. Колледжи наряду с институтами и университетами будут относиться к организациям высшей школы.
«Не следует думать, что ситуация очень плоха, – утверждает начальник отдела начального и среднего профессионального образования областного министерства Ольга Новикова. – Мы уже забыли о провале, который образовался в конце прошлого века. Сегодня ситуация выровнялась, предприятия вновь очень заинтересованы в квалифицированных рабочих кадрах и те компании, которые благополучно выходят из кризиса, активно помогают училищам и в материальном плане, и в организации практики».
К примеру, ЧТЗ на базе своих цехов создал учебный производственный участок для студентов Профессионального колледжа №?5, Магнитогорский металлургический комбинат вообще не прерывал связи с профильными профессионально-техническими учебными заведениями города, то же самое можно сказать и о ФГУП ПО «Маяк», для которого готовят рабочих училища Озерска.
«Наш колледж был создан в 1955 году, как учебное заведение для Челябинского меткомбината, – рассказывает директор металлургического колледжа Иван Бесконечников. – Сегодня мы готовим квалифицированные кадры не только для базового предприятия, но и для «Теплоприбора», цинкового и трубопрокатного заводов, электрометаллургического комбината, ООО «Уральская кузница», причем в соответствии с их заявками. Если ребята заключили с заказчиком договор, им выплачивается дополнительная стипендия. Мы работаем по программам, которые специально для нас закупили эти предприятия. А наши преподаватели проходят там стажировку. Так что идем в ногу с технологиями и даже с опережением».
По словам Бесконечникова, весь учебный процесс в колледже компьютеризирован, созданы специализированные лаборатории, есть тренажеры для практических занятий. Большая часть вложений в новые образовательные технологии сделана самим колледжем за счет оказания дополнительных услуг – обучения на коммерческой основе по специальностям: менеджмент, техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, экономика и бухгалтерский учет, а также различных курсов повышения квалификации.
«Недостаток в средствах порой ощущается довольно резко, мы финансируемся из федерального бюджета, область нам не помогает, – продолжает Бесконечников. – В конце прошлого учебного года пожарные, к примеру, предъявили нам новые требования в связи с трагическими событиями в Перми. Где взять денег на новое противопожарное оборудование? Обратился за помощью к предприятиям. Челябинский электро-металлургический комбинат оказал нам спонсорскую помощь, а «Мечел-Коксохим» прислал бригаду для проведения всех необходимых работ. И сегодня я спокоен за безопасность наших студентов».
Область намерена поддерживать техникумы и училища, активно внедряющие инновационные образовательные программы. К примеру, в прошедшем учебном году региональный конкурс по внедрению инноваций выиграло ПТУ №?69 города Сатки и получило дополнительные средства на осуществление заявленных программ. Особое внимание областное правительство намерено обратить на профильную подготовку школьников.
«Несмотря на так называемый демографический провал, к сентябрю 2010 года мы сумели выполнить план по набору на 80?%, – говорит Ольга Новикова. – Прием в профессионально-технические училища продолжается до 31 декабря, и показатели, конечно же, вырастут. Есть училища, где был очень большой конкурс, к примеру, в 111?й лицей Златоуста на строительные специальности, в училище №?109 Миасса, в челябинское ПТУ №?1 Челябинска на металлообработку, в железнодорожное училище. И по трудоустройству наших выпускников цифра по области неплохая – 60,9?%, здесь надо учитывать, что многие ребята ушли в армию или продолжили образование в вузах. Однако не следует думать, что мы довольны результатами. Самую большую тревогу у нас вызывает нежелание молодых людей осваивать рабочие специальности. Часть наших выпускников даже не пытается оформиться на предприятия. Многих не устраивают предлагаемые условия. В договоре, заключенном, когда молодой человек поступал учиться на рабочую специальность, значились одни, на деле все оказалось менее привлекательным».
Коллегу поддерживает директор Челябинского металлургического колледжа Иван Бесконечников: «Необходимость в кадрах, которые мы готовим, на практике в два-три раза выше. Но выпускники челябинских школ явно не стремятся на рабочие специальности, все по?прежнему хотят быть юристами и экономистами, хотя рынок профессий давно изменился. Это происходит потому, что из сферы профессиональной ориентации выпало еще одно звено – школа. У нас, к примеру, был такой случай: предприятие сделало запрос на девушек, владеющих металлургическими специальностями, и желающие обучаться им были. Представьте себе: классная руководительница их отговорила. То есть в школе сегодня проводится даже некая антиагитация, если речь заходит о рабочих профессиях».