К предстоящей борьбе за потенциальных студентов уже готовятся в вузах страны
Прокатившиеся по российским вузам в это аномально жаркое лето бурные вступительные «волны» улеглись, а с ними успокоились волнения абитуриентов и их родителей. Чтобы учиться в Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации, выпускники школ преодолели приемную кампанию, сравнимую с девятым валом. Ее итоги в РАГС, осуществившей в своей истории третий набор студентов для получения первого высшего образования, подводит проректор по учебно-методической работе, доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Александр ТУРЧИНОВ.
– Принимая в новом учебном году очередное пополнение в альма-матер, кому говорите: «Здравствуй, племя молодое»?
– В 2010 году число выпускников школ, претендовавших на обеспеченные государственным финансированием места для обучения по основным программам первого высшего образования по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом», «Психология», «Юриспруденция», «Социология», «Экономика» и «Менеджмент» превысило возможности академии в 14 раз! Зачисление в студенты проводилось в два этапа. После так называемой первой волны треть бюджетных мест оказалась заполненной абитуриентами из числа победителей и призеров олимпиад, а также детей, имеющих право на внеконкурсное поступление. На первый курс в академию и ее филиалы в Воронеже и Владимире приняты 333 студента, из них больше половины будут учиться за счет средств федерального бюджета.
– В Минобрнауки считают, что практика поступления в вузы по результатам единого госэкзамена создает равные возможности для абитуриентов из разных регионов.
– Статистика приемной комиссии РАГС вполне подтверждает вывод наших коллег из Министерства образования и науки Российской Федерации. Две трети нынешних первокурсников-бюджетников – это способная молодежь из 35 субъектов Федерации (от Хабаровского края до Брянской области, от Республики Хакасия до Республики Коми), и лишь каждый третий представляет столицу и Московскую область. Притом что в нынешнем году отбор абитуриентов у нас был жестче, чем в прошлом, а средний балл для зачисления по результатам ЕГЭ вырос с 221 до 234.
– В итоге балом правил абитуриент с высоким баллом?
– Таких ребят, чей рейтинг при поступлении превысил среднюю планку, оказалось 35, а у «максималистов» он достигал 286. Хотя, откровенно говоря, с каждым годом ситуация с набором студентов становится все сложнее. Полагаю, что эта тенденция сохранится и в будущем. Как из?за последствий финансового кризиса, в результате которого сократилось бюджетное финансирование академии и возникли трудности по внебюджетным поступлениям, так и вследствие возникших «демографических ям».
Прогнозам Рособразования о грядущем обострении конкуренции среди вузов из?за сокращения к 2015 году числа абитуриентов на 3–4 миллиона, похоже, стоить поверить. К скорой борьбе за потенциальных студентов уже сегодня готовятся в ведущих учебных заведениях страны.
Эти факторы еще больше обостряют конкуренцию на рынке образовательных услуг. Обнажая проблему, ректор РАГС Владимир Егоров на одном из последних ученых советов высказался достаточно ясно: нам предстоит продолжить начатые академией реформы, связанные с ее реструктуризацией, поиском инновационных путей развития, наращиванием обновленных форм и методов обучения, улучшением технической оснащенности учебного процесса. Это даст нам возможность быть структурой, способной адекватно реагировать на вызовы времени, реально конкурировать с другими образовательными и научными учреждениями.
– Демографический спад уже сказывается на дефиците молодых специалистов в экономике. Изменить ситуацию к лучшему, как сообщил на заседании Госсовета накануне Дня знаний министр образования и науки Андрей Фурсенко, удастся лишь к концу десятилетия. А пока подрастает молодая поросль, модернизация будет проводиться силами взрослых, которые расширяют квалификацию за счет дополнительного образования и переподготовки. Как ваш вуз преуспевает в этом направлении?
– Сегодня в рамках современных моделей организации непрерывного образования академия как ведущее учебное заведение по подготовке кадров для системы государственной службы, государственного и муниципального управления предоставляет возможности для обучения более чем 20 тысячам человек по всем видам и формам программ подготовки. Послевузовским (аспирантура, докторантура и соискательство) профессиональным образованием в академии охвачены свыше 1300 человек. Многие из тех, кто получает в РАГС дополнительное профессиональное образование – а это более шести тысяч человек, – работают в органах государственного и муниципального управления, крупнейших государственных и частных корпорациях.
Свыше двух тысяч студентов выбрали в 2010 учебном году необходимые – и для получения высшего образования, и для повышения своего профессионального роста – программы высшего образования. Для их обучения созданы все условия, включая материально-техническое и информационно-технологическое оснащение. Так, более 95% наших учебных аудиторий оборудованы мультимедийными средствами, имеют выход в Интернет. Преподаватели, стремящиеся использовать в своем арсенале современные обучающие технологии, не ограничены в свободе их применения.
– Преподавательский опыт президента Дмитрия Медведева подсказывает, что достоинства интернет-образования не заменяют непосредственного общения со студентами. Не случайно он упомянул об этом на юбилейном Госсовете, рассматривавшем влияние приоритетов профессионального образования на развитие государства, экономики и социальной сферы…
– Для нас диалог преподавателя и студента, дистанционно обучающегося в академии, является вспомогательной и дополняющей формой образовательного процесса. Синергия инновационных методов в обучении и уникального потенциала профессорско-преподавательского состава академии, в котором 95% обладают учеными степенями и званиями, открывает широкие возможности для модернизации образования, подготовки конкурентоспособных специалистов и гармонично развитой личности. От результатов совершенствования качества образовательных услуг во многом зависят будущие профессиональные успехи молодых граждан России, доверивших нам свое обучение.
«Моя мечта – поднять экономику» Александр Стаценко, направление бакалавриата «Экономика», призер олимпиады школьников «Инновационные технологии» по математике, г. Москва:
– Я будущий экономист и моя мечта – поднять экономику нашей страны. Для этого мне необходимо достойное образование в РАГС, куда я поступил по результатам первого этапа зачисления.
Яна Зюнькина, специальность «Государственное и муниципальное управление», призер олимпиады школьников «Шаг в будущее» по обществознанию, г. Москва:
– Будучи в школе председателем районного ученического совета, я тесно сотрудничала с органами местного самоуправления. Считаю, что смогла выработать в себе те качества характера, которые необходимы государственному служащему.
Агубе Галуев, специальность «Юриспруденция», призер телевизионной олимпиады школьников «Умницы и умники», г. Владикавказ:
– Я вырос в семье медиков, и изначально родители прочили мне будущее врача. Меня же больше привлекали гуманитарные предметы, особенно история и право. Видимо, буду первым юристом в нашем роду. Оказывается, еще мой дед в советское время учился в этой академии. Теперь можно сказать, что в нашей семье продолжена преемственность.
Алина Соболева, специальность «Управление персоналом», призер олимпиады школьников «Государственный аудит», г. Благодарный Ставропольского края:
– РАГС отвечает основным моим требованиям. Во-первых, здесь готовят кадры для системы государственной службы. Во-вторых, есть специальность, которую я выбрала для себя. В-третьих, престиж академии заработан сильным профессорско-преподавательским составов. Эти три фактора, уверена, и помогут мне стать хорошим специалистом в своей области.