В Италии 67-я Мостра – старейший кинофестиваль мира.
Венецианский фестиваль, он же Мостра (то есть выставка кинокартин), открылся в первый день сентября. И открылся самым причудливым образом. Очевидно, директор Мостры Марко Мюллер долго не мог решить, какой фильм достоин дать старт столь важному событию, и решил совместить несколько церемоний открытия. Конкурс начался с «Черного лебедя» Даррена Аронофски. Этот молодой американский режиссер выпестован Венецией, которая чуть не растоптала его после премьеры амбициозного фэнтези «Фонтан», а потом простила и наградила за «Рестлера» своим высшим трофеем – «Золотым львом». Новый опус режиссера – триллер о двух нью-йоркских балеринах-соперницах, одну из которых играет Натали Портман.
У внеконкурсной программы, также весьма богатой на имена, свое открытие – «Мачете» Роберта Родригеса, показ которого был назначен на полночь. Сумасшедший, чисто хулиганский проект был задуман несколько лет назад. Когда Родригес вместе со своим подельником Квентином Тарантино принял участие в коллективном проекте «Грайндхауз», к фильмам прилагались фальшивые рекламные ролики несуществующих картин. В том числе «Мачете» – истории о крутом киллере-мексиканце (в исполнении кузена Родригеса, фактурного усача Дэнни Трэхо), которого подставили заказчики, за что он им смачно отомстил.
По мере превращения короткометражной шутки в полноценный фильм участниками проекта стали такие звезды, как Джессика Альба, Мишель Родригес, Стивен Сигал и Роберт де Ниро (можно ли было представить этих актеров в одном фильме до сих пор?). Не остался в стороне и Тарантино, ставший продюсером этого отнюдь не политкорректного безобразия (драки, кровь ручьем, нецензурная брань, огромное количество обнаженной натуры и т.? д.). Можно предположить, что участие «Мачете» в венецианской программе – подарок для Тарантино, который в этом году возглавляет основное жюри. В компании Родригеса ему одиноко не будет.
Свой фильм открытия и у главного параллельного конкурса – «Горизонты», в этом году обретшего новый статус и новую форму. По сути в эту секцию влились все второстепенные конкурсы. В итоге там под семьдесят фильмов – от скромных короткометражек до многочасовых полотен. Документальные, игровые, развлекательные, авангардные, анимационные… Любые. Главное, чтобы раздвигали наши горизонты каким угодно способом. Так вот, открывать эту экспериментальную программу будет фильм скандально известной француженки-интеллектуалки Катрин Брейя, которая даже после инсульта не умерила свою страсть к провокации. Следом за кровавой и жуткой экранизацией «Синей бороды» Шарля Перро постановщица взялась за его же «Спящую красавицу».
Разумеется, посмотреть все это не будет физической возможности ни у кого – поэтому для каждого сложится своя картина фестиваля. Очевидно лишь то, что скучной она не будет. Марко Мюллер в отличие от педантичного директора Каннского киносмотра Тьерри Фремо не признает концептуального отбора фильмов («в этом году берем курс на азиатский экстрим, а в следующем – займемся социальными проблемами Восточной Европы»), а метет все, что, по его мнению, обладает художественной ценностью. Именно художественной, а не коммерческой: кинорынка в Венеции нет – и, видимо, не будет. Тут фильмы смотрят и показывают, а торговать ими не собираются.
Программа 67?й Мостры обещает любые неожиданности – вплоть до фильма-сюрприза, который будет объявлен только во время фестиваля, накануне показа (относиться к этому несерьезно было бы ошибкой: однажды такой «сюрприз», драма китайца Цзя Чжанке «Натюрморт», взял «Золотого льва»). Но и любой из конкурсантов – в том числе хорошо знакомых публике – может преподнести сюрприз. Взять хоть немца Тома Тыквера, который с драмой «Любовь втроем» впервые за десять лет вернулся снимать на родину из затянувшейся голливудской командировки («Парфюмер», «Интернешнл» и т.? д.). Или непредсказуемого Франсуа Озона – в его новой комедии «Ваза» вновь сошлись старые знакомые – Жерар Депардье и Катрин Денев. Или безумного японца Такаси Миике (кстати, старого друга Тарантино), чей новый фильм носит многообещающее название «13 убийц». Или Софию Копполу, чья новая драма называется попросту «Где?то». Все это – претенденты на основные награды Венеции-2010.
Нашлось место в этой колоде и для русского джокера. Екатеринбуржец Алексей Федорченко уже имеет один приз Мостры. Его «Первые на Луне» были признаны в Венеции лучшим документальным фильмом (что довольно комично: картина была остроумной подделкой под документ). Его «Овсянки» взяли уже в основной конкурс: эту задумчивую и ироничную драму снимал оператор Михаил Кричман («Возвращение»), а сыграли там среди прочих Виктор Сухоруков и Юрий Цурило.