Мирный процесс никак не выберется из тупика.
Захват израильтянами «Флотилии мира» в один момент привлек внимание всего мира не просто к сектору Газа, а к вопросу об установленной израильтянами блокаде этого клочка палестинской земли. Для чего блокада, законна ли она, не пора ли ее снять – вот о чем стали говорить в кругах мировой общественности. Об этом в первую очередь шла речь и во время состоявшейся на днях поездки на Ближний Восток министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. Не только он, но и госсекретарь США Хиллари Клинтон, и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон – все выступают за то, чтобы Израиль покончил с блокадой. Напомним, что она официально была установлена после того, как три года назад ХАМАС полностью взял в свои руки сектор Газа, разбив и изгнав оттуда своего соперника – организацию ФАТХ, правящую с тех пор только на Западном берегу Иордана, а также захватил в плен израильского солдата, которого до сих пор не отпускает.
Блокада не означает, что Израиль вообще не пропускает в Газу никаких грузов и люди там умирают с голоду. Каждую неделю 10 тысяч тонн грузов ввозится в Газу из Израиля – продукты питания, медикаменты и т.? д. Если бы не это, в секторе была бы полная катастрофа. Ведь там нет по сути никакой собственной экономики, 90?% фабрик закрыты, безработица составляет 70?%, чуть ли не половина населения живет на один доллар в день, 60?% людей недоедают, три четверти зданий, разрушенных в результате израильского рейда полтора года назад, до сих пор не восстановлено. Ввозимых из Израиля грузов явно не хватает, особенно лекарств, не допускается ввоз цемента и стройматериалов из?за опасения, что они будут использованы для производства ракет.
Было известно, что израильские власти, всегда требующие досмотра идущих в Газу судов в своем порту Ашдод, не пропустят в Газу целую флотилию, потому что тогда был бы создан прецедент. Турецкие исламисты все это знали, но сознательно пошли на то, чтобы спровоцировать израильтян на вооруженное столкновение. Израильские власти попались на эту удочку, мало того – повели себя так, как будто специально хотели причинить самим себе максимальный вред. Во-первых, они задержали караван в международных водах, не сообразив хотя бы дождаться того момента, когда суда войдут в территориальные воды Палестины. Во-вторых, они почему-то не предвидели, что на борту могут быть отчаянные люди, фанатики-исламисты, для которых величайшее счастье – умереть за веру.
Обозреватель Герб Кейнон писал в газете «Джерусалем пост»: «Что случилось с хваленой израильской изобретательностью, смекалкой, мудростью и креативностью? Мы любим думать о себе как о людях умных, полагающихся на свой интеллект, скорее чем на численность, и вот что вышло».
Действительно, вышло то, что можно назвать настоящей пиар-катастрофой для Израиля. Пожалуй, никогда в своей истории еврейское государство не оказывалось под таким ожесточенным огнем критики буквально из всех стран. Даже единственный подлинный союзник Израиля – Соединенные Штаты не стали накладывать в Совете Безопасности ООН вето на резолюцию, осуждающую поведение израильских властей и возлагающую на них вину за гибель людей.
Главная цель, ради которой Израиль ввел блокаду Газы, состояла в том, чтобы косвенным путем покончить с ХАМАС: довести население до такой степени отчаяния и безнадежности, чтобы оно взбунтовалось против власти исламистов. Этот замысел потерпел неудачу. Логика израильских политиков оказалась слишком рациональной, можно сказать, слишком западной. На Востоке это не работает. Палестинцы в Газе бедствуют, но проклинают не столько ХАМАС, сколько Израиль и Америку.
Не пора ли наконец сдвинуть с мертвой точки давно буксующий процесс мирного урегулирования в целом, приступить к созданию палестинского государства? А для этого не обойтись без контактов с ХАМАС, который прочно укрепился в качестве единственной власти на территории, где проживают полтора из 4 млн жителей Палестинской автономии.
И второй вопрос, без решения которого никакого движения вперед быть не может, – строительство новых еврейских домов в Восточном Иерусалиме, т.? е. в арабской части великого города. Здесь уже слово за Вашингтоном: еще в прошлом году президент Барак Обама стал настаивать на замораживании строительства еврейских поселений, но израильский премьер Биньямин Нетаньяху фактически отверг американскую инициативу, и в последнее время городские власти Иерусалима объявили о новых планах постройки еврейских жилищ в арабских кварталах. И сейчас, когда явно ослабленный историей с «Флотилией мира» Нетаньяху отправился на новую встречу с Обамой, любопытно будет посмотреть, что изменилось в позициях обоих лидеров, от которых во многом зависит судьба мирного процесса.
Судя по словам, а тем более по делам Нетаньяху и особенно его министра иностранных дел Либермана, нынешнее правительство Израиля – самое жесткое и непримиримое – вообще не намерено допустить образования палестинского государства. Под давлением Обамы израильский премьер однажды был вынужден буквально выдавить из себя эти два слова, но тут же выдвинул такие условия, на которые не может пойти ни один палестинский лидер, не желающий быть немедленно убитым. Демилитаризованное государство (то есть без армии, с одной лишь полицией), в котором на границе с Иорданией будут расположены израильские войска, по всей территории сохранятся еврейские поселения (уже сейчас в них живут более 200 тыс. человек), а самое главное – без священного для всех мусульман Аль-Кудса (Иерусалима) – это не государство, а пародия. Израильские лидеры понимают, что ничего из такого варианта не получится.
Это порочная и близорукая позиция, но ее оправдывают тем, что выполнение требований мировой общественности – уход со всех земель, захваченных в 1967 году, включая Восточный Иерусалим, – невозможно, пока существуют арабские экстремисты, желающие уничтожить Израиль. «Нужны добрая воля и взаимное доверие», – сказал Лавров. Безусловно. Но вот этого?то как раз и не видно ни с одной, ни с другой стороны. Тупик сохраняется, конца самому длительному конфликту современности пока не видно.
Георгий МИРСКИЙ, главный научный сотрудник ИМЭМО РАН.