Наибольший интерес россиян вызывают исторические личности.
Социологический центр Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации (РАГС) провел в 2001–2010 гг. опросы экспертов и населения в возрасте 18 лет и старше в рамках социологического мониторинга «Историческая память в российском обществе» в 20–24 субъектах РФ. Объем опрошенных в каждом из исследований составил, как правило, 1600–2400 человек.
Опросы 2009 и 2010 гг. осуществлялись по государственному контракту с Министерством образования и науки РФ в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009–2013 годы». В октябре 2009 г. и июне 2010 г. были опрошены по 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 20 субъектах РФ.
Число опрошенных экспертов в 2009 и 2010 гг. составляет по 200 человек, представляющих те же субъекты Российской Федерации, в которых опрашивалось население. В качестве экспертов выступили преподаватели истории образовательных учреждений различного уровня, работники музеев, библиотек, представители политических партий и общественных объединений в субъектах РФ, представители ведущих региональных СМИ.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Прививка от беспамятства
На вопросы редакции ответила Александра Лиханова, ?сотрудник Социологического центра РАГС при Президенте РФ.
– Феномен исторической памяти россиян помимо социологов исследуют историки, философы, культурологи. В последнее время вновь повышенный интерес к теме проявили политики. Чем вы можете это объяснить?
–?Убеждена, что помимо научного интереса обсуждение вопросов о доминирующих ценностях в исторической памяти российского социума, о специфике патриотических чувств у россиян, межпоколенческом разрыве в исторической памяти не зря вновь поставлены в «повестку дня». Наше последнее исследование, проведенное в рамках социологического мониторинга «Историческая память в российском обществе», имеет и острую политическую актуальность, и поднимает важную государственную проблему.
В одной из недавних дискуссий по ТВ было отмечено, что против России открыт исторический фронт. Действительно, информационные сводки воспринимаются, как вести с поля боя. «Литовский сейм принимает поправки к Уголовному кодексу, вводящие преследование за сам факт отрицания советской оккупации Литвы»… «Президент Молдовы издает указ о дне советской оккупации» … «На заседании Государственной думы Российской Федерации предложено провести парламентское расследование того, что в начале 90?х годов под крышей администрации Ельцина была создана команда специалистов по подделке исторических документов советского, в основном сталинского периода с целью опорочить нашу историю». Теперь фальшивые документы, по мнению ряда депутатов, гуляют по многим источникам, в том числе и научным, формируя у людей искаженное мнение о нашем прошлом.
Ценности исторической памяти – в первую очередь не правильные знания, а формирование уважения к истории, прошлому.
– Чем грозит нашему обществу «эпидемия исторической невменяемости», по выражению историка и философа Михаила Гефтера?
– Надеюсь, что мы внесли свой вклад в борьбу с этой эпидемией, вколов немного социологической «прививки». Ведь, искажая прошлое, мы перестаем понимать настоящее. Если в прошлом все было плохо, то настоящее на этом фоне выглядит вполне благополучным. И наоборот: если в прошлом все было замечательно, то настоящее представится еще менее привлекательным.
Во-вторых, в условиях искажения прошлого теряется присущая человеку (и обществу) способность предвидеть будущее. Жестко и точно ответил Збигнев Бжезинский еще в 90?е годы на вопрос, каким ему видится будущее России. «Будущее России, – сказал он, – столь же неопределенно и непредсказуемо, как ее прошлое». Не поэтому ли все многочисленные проекты возрождения России живут в лучшем случае несколько лет? Отбрасывание своей истории и своего прошлого опыта ведет к утверждению метода копирования, имитации чужеродных моделей и образцов.
В-третьих, в условиях искажения прошлого происходит деградация социокультурной сферы общества, отказ от национальной культуры и замена ее не лучшими видами западной культуры, деградация нравственной атмосферы.
Наконец, искажение прошлого открывает путь самым деструктивным процессам в обществе. Большая некогда Россия разлетелась на 18 осколков отчасти потому, что наша страна (в советское и досоветское время) была лживо объявлена «империей зла». Экономика страны (прежде всего обрабатывающая промышленность) была отброшена далеко назад, потому что советскую экономику (вторую в мире!) объявили затратной, нерентабельной, нереформируемой. А хребет любого общества – государство – было объявлено сугубо тоталитарным, заслуживающим только устранения..
Беседовал Шамиль КАШАФ