Первый в мире теплоход родился в Нижнем Новгороде и Петербурге.
6 июля (24 июня по старому стилю) 1903 года в Петербурге, на Выборгской стороне был спущен на воду первый в мире теплоход (судно с дизельными двигателями) и одновременно дизель-электроход «Вандал». Проектировал теплоход выдающийся русский корабельный инженер, профессор Военно-морской академии и Политехнического института, организатор и декан первого в России кораблестроительного факультета Санкт-Петербургского политехнического института Константин Боклевский.
Постройка первых теплоходов началась в 1902 году на Сормовском заводе в Нижнем Новгороде. По сравнению с пароходами теплоходы имели меньший расход топлива и более высокую надежность двигателя. Товариществом «Бранобель» было заказано сразу три однотипных судна – «Вандал», «Сармат» и «Скиф». Судя по этим названиям, заказчики уважали древнюю историю русского народа.
Вандал согласно первой Новгородской летописи старшего извода – сын Словена старого. В переводе с эпического языка это означает, что вандалы – славянский народ. Вандалы вошли в историю 2 июня 455 г. н. э., когда они взяли Рим. По западноевропейской легенде, вандалы разоряли город, бессмысленно уничтожая культурные и художественные ценности, чем и объясняют рождение слова «вандализм». Однако у вандалов была другая, высокая цель: освобождение своих соплеменников, попавших в рабство к римлянам, и предание огню по древнему славянскому обычаю останков других родичей (в основном детей), с которых римляне снимали кожу, выделывали из нее пергамент и записывали на нем свои книги.
Первые суда – танкеры, предназначались для перевозки нефти из Рыбинска в Санкт-Петербург (через Мариинскую систему). Прочный корпус позволял им ходить по Онежскому и Ладожскому озерам. В Питере на сормовский корпус ставили двигательные установки. Они состояли из трех трехцилиндровых четырехтактных компрессорных дизельных двигателей мощностью по 120? л. с. каждый и электрической передачи. Двигатели были нереверсионными, но благодаря электрической передаче судно могло двигаться задним ходом. Размеры «Вандала» – 74,5?м в длину и 9,5 в ширину. Судно брало на борт 820 тонн груза и развивало скорость 13?км?/?ч.
Теплоходостроение в России развивалось бурными темпами: десять лет спустя по российским рекам плавало уже более 200 кораблей. К 1911 году обществом «И. Любимов и КО» был построен первый в мире пассажирский колесный теплоход «Урал». Он был мощнее первых теплоходов-танкеров: его двигатели развивали мощность 800 номинальных сил.
Россия восемь лет была единственной страной в мире, где существовало теплоходостроение. Успехи в этой области привели к тому, что русские дизели стали известны за границей, а в Германии их стали называть «русскими двигателями». Только в 1911 году строительство теплоходов началось в Германии, и в 1912?м еще в двух странах – Великобритании и Дании.
Александр ПЕЦКО