— В начале нашей беседы от лица редакции газеты «ПРЕЗИДЕНТ» поздравляю Вас с прошедшим днём рождения. Хочется поздравить Вас с юбилеем, пожелать Вам доброго здоровья, крепости духа и, конечно, желаем, чтобы у Вас хватало сил на все Ваши проекты, на все выступления. Потому что люди заряжаются от Вас и патриотизмом, и уверенностью. Надеюсь, что сегодня Вы расскажите нам свой секрет успеха.
— Я заряжаюсь энергией от зрителя. За каждым выходом на сцену стоит большой труд, но почему-то многие люди считают, что гастролировать, петь двухчасовые концерты — это очень легко и не энергозатратно. Ну что он стоит и поёт, ведёт, рассказывает? По сути, это не так сложно, как грузить мешки. Хотя я и мешки грузил и даже пятидесятикилограммовые куски арматуры на объекте носил. Но это разница профессий. Каждая профессия заслуживает почитания. Эмоциональное вложение энергозатратно так же, как и физический труд.
— Расскажите поподробнее о ваших гастролях в августе.
— Насыщенный был месяц. Рад, что много гастролирую, но переношу переезды не так хорошо, как хотелось бы. Недавно я вернулся с севера, где проходил первый фестиваль Андрея Малахова «Талант», который теперь будет ежегодным в Мурманской области. До этого были Дзержинск, Бор и другие города. В конце августа выступал с концертной программой «Великая российская земля» на День города Котельники.
Много выступлений было и в Москве. Больше недели участвовал в фестивале «Московская а капелла» по 3 акапельных концерта в день. Я очень рад, что нет свободного времени совершенно и я занимаюсь любимым делом!
— Радует, что Вы участвуете в открытии тех мероприятий, которые становятся ежегодными.
— Да. Меня приглашают участвовать на кинофестивалях уже более 15 или даже 20 лет. К этому шёл долго, и это означает, что иду правильной дорогой.
— Кстати, о Вашем жизненном пути. Я так понимаю, Вы человек следующий принципу «век живи — век учись», у Вас несколько образований. Расскажите, с чего Вы начали и какие профессии могли бы получить?
— Мне кажется, «век живи — век учись» — это про героев романов. Я не век учусь. У меня несколько образований. Они исключительно для того, чтобы иметь диплом и работать. Нужно было получить вокальное и актёрское образование, чтобы работать в государственных театрах. И первый театр был «Школа современной пьесы» у Иосифа Райхельгауза. Туда без высшего образования не берут. Хотя диплом там у меня спросила только бухгалтерия, когда нужно было оформлять документы. Потому что всё остальное — это творчество. Оно не измеряется дипломом или какой-то корочкой. Поэтому я остановился на вокальном высшем актёрском образовании. Но в карантин я поступил в Московский Педагогический Государственный Университет, благодаря администрации Президента, где мне сказали: «Надо тебе, Дим, возраст всё-таки», а я сказал, скрипя сердцем: «Ладно, давайте попробуем». Я теперь магистр МПГУ и могу преподавать актёрское мастерство, вокал, технику речи для студентов вузов.
— Это очень интересно, потому что следующий вопрос: «Вы играли в разных театрах. А если бы организовали свой театр, хотели бы Вы вообще этого и каким бы он был?»
— Я волею судеб должен был стать директором театра юного зрителя в Херсонской области в прошлом году. Но судьба распорядилась иначе. Сейчас там идут боевые действия. И открытие театра перенесли. Но я продумал, как бы всё оформил. Хотел, чтобы всё зиждилось на школе системы Станиславского, но произведения были молодых современных авторов. Я бы назвал «Театр 21 века» для того, чтобы дать дорогу молодым, чтобы там играли актёры, которые только начинают путь, чтобы авторы, естественно, проходя цензуру, могли предоставлять свои пьесы. Потому что много интересных спектаклей молодых авторов не доходят до зрителя из-за позиции директоров театров и художественных руководителей, которые говорят: «Станете известным — приходите». А чтобы молодым писателям получить известность, нужна поддержка на начальном этапе. Поэтому если у меня однажды будет театр, то буду давать дорогу молодым. Но не так, чтобы отдать все бразды правления, а под серьёзным наблюдением и под цензурой.
— Но «цензуру» Вы имеете в виду в хорошем смысле слова? Чтобы в произведениях не было радикальных объективно злых явлений, оскорбительных вещей?
— Вы знаете, почему говорю «цензура»? Я сталкиваюсь регулярно с волнами хейта, негатива, который абсолютно не обоснован. Хочу, чтобы появилась ответственность или цензура в интернете за написанное людьми. Написал человеку гадость — заплатил штраф. Либо что-то ещё. Чтобы люди поняли, что кончилось время, когда можно причинять другому человеку зло, пусть даже текстом.
Когда много подписчиков, это зло и негатив, как снежный ком, его тяжело выдерживать. И артист или политический деятель, читая эти комментарии, ухудшает настроение. Поэтому я хотел бы, чтобы люди задумывались о последствиях своих хейтерских комментариев или постов. Не знаю, правильно ли я использую слово «цензура», но нужна защитная функция. Потому что в прошлые годы настолько было разрешено абсолютно всё, что я от этого страдал. Хотя хороших отзывов, конечно, больше.
— Насколько я знаю, Вы написали гимн для добровольческого движения Москвы.
— Тогда директором ГБУ «Мосволонтёр» была Ирина Юрьевна Швец, и она сказала: «Дим, хочу, чтобы гимн сочинил не только ты, но и волонтёры-поэты». Вероника Травкина оказалась единственной из всех волонтёров, кто сочинил стихи на тему добровольчества. Она — автор части текста гимна.
Я это сделал в кротчайшие сроки и, естественно, на добровольческих началах. Более 25 лет я занимаюсь добровольческой деятельностью. Помогаю детям, оставшимся без попечения родителей, детям, которые болеют раком, людям всех возрастов, животным, даю благотворительные концерты, организовываю благотворительные фестивали, концерты в зоне СВО, адресную помощь и многое другое.
— Можно ли сказать, что «доброволец» — он также и «патриот» в России?
— Да, с этим люди рождаются. Важно формировать у юного поколения правильные ориентиры и любовь к Родине.
— Давайте продолжим эту тему. Патриотизм – это любовь к Отечеству. Говорят, что любви нельзя научить и искусственно это высшее чувство не создать. Так что лучше делать, чтобы в людях, как вы сказали, пробудить это чувство — любовь к Отечеству?
— Оно пробуждается обычно само. Чаще всего при виде героических поступков, как раз добровольческих. Люди идут за теми, кто делает добро.
— Добровольцам всегда важно набирать новые кадры в свои ряды. Как Вы считаете, возраст при этом имеет значение?
— Мне кажется, возраст вообще не имеет никакого значения. Добровольчество — оно без возраста. Но его нужно структурировать. И я думаю, что все, кто этим занимается, хорошо понимают, о чём я говорю. Школьники, которые могут помогать в тех или иных мероприятиях, в силу возраста не могут сделать то, что делают серебряные волонтёры: мужчины и женщины, которым уже за 60. Но вместе все делают одно.
— Скажите, у Вас всегда был настрой пойти в музыку? В Википедии написано, что Вы окончили сельскохозяйственную академию.
— Нет, я как раз не окончил. Ушёл в академический отпуск и мог вернуться в течение 5 лет. Но не стал. Я уже пошёл в музыку. Изначально хотел быть ветеринаром. Но мне не хватило 1 балла для того, чтобы я попал в ту профессию, которая меня с детства захватывала. Я поступил на агрономический факультет, и мне там было скучно и очень просто, как само собой разумеющееся. Я с детства хорошо рисую, и структуру строения клетки мне было легко рисовать. Мне снижали баллы за то, что у меня уже целый натюрморт появлялся за то время, которое выделялось для выполнения задание. Я говорил: «Ну а что я буду делать? Вот они там рисуют эту клетку, а я уже нарисовал всё». Я понял, что агрономия меня не покорила.
— И Вы начали искать новый путь в жизни и нашли его в музыке?
— Да, это всё само по себе произошло. Тоже был талант к стихосложению, к пению. Я его даже скрывал от родителей. Однажды мама случайно открыла для себя, что я пою какие-то песни, о существовании которых она не знала. И это была песня Дмитрия Маликова. Маме голос понравился и стала дальше развивать меня в этом направлении.
— А как семья и друзья помогали на этом пути становления в музыке?
— Семья и друзья никак не помогали. В те годы, 90-е, было совершенно не до того. Первое образование у меня было бесплатно, а параллельно я получал второе высшее, оно было платным. И мне пришлось работать на Первом в мире спутниковом радио «РОКС» 103.0 ФМ. Сейчас там вещает радио Шансон. На Новом Арбате была шикарная студия. Работал я там вечером и ночами, а днём учился в двух вузах. На радио вёл линейный эфир, у меня были две авторские программы: вечерняя — о современном диджеинге и ночная — о толковании снов. И в свободные от этого времени дни я подрабатывал в театре казино «Кристалл». Там работали Сати Казанова, Пьер Нарцисс, Марианна Белецкая и Джем Шериф, а художественным руководителем и ведущим был Заслуженный деятель искусств России Александр Ковалёв. Тогда за каждый выход мы получали 100 долларов, а у меня было минимум четыре выхода. Те времена я вспоминаю с радостью и благодарностью!
— А когда же спать?
— А вот спал я мало. Это была молодость. Я получал такое удовольствие! Казино «Кристалл» — это был особый мир уникальных технологий и сценических воплощений! На сцене шёл снег, лил дождь, у меня в руках загорался микрофон, когда я пел рок-н-рол. На песне «Падает снег», которую я исполнял, на пуантах, в пачках танцевали восемь солисток Большого театра. У меня в этот момент включалась подсветка на костюме, трансформировалась сцена, и падал снег — для меня это была сказка и даже по прошествии 15 лет я вспоминаю эти номера с восторгом!
Пригласил меня туда Александр Ковалёв. Кстати, Сашу поздравляю со званием Заслуженный деятель искусств РФ! Он достоин! Он много лет вёл программу «Званый ужин», был потрясающим художественным руководителем театра «Кристалл». Я многому у него научился. Например, правильному ведению концертов, продюсированию и построению шоу-программы.
— А поподробнее можете рассказать: у кого ещё чему Вы научились? Может у Вас были какие-то кумиры в детстве, на которых хотелось бы равняться?
— Учился дикции у Татьяны Судец. Кстати, на фестиваль Андрея Малахова в августе 2024 ездил вместе с ней. И она всегда после моего выступления говорит: «Молодец, мой ученик, хорошо!». Татьяна Александровна была диктором Центрального телевидения, была ведущей программ «Время», «Голубой огонёк», «Умелые руки», «Больше хороших товаров», «Наш адрес — Советский Союз», «Песня года», «Москва и москвичи», «Спокойной ночи, малыши». Она чудесно поёт народные песни, каждый раз что-то новое в её выступлении.
Одним из моих педагогов по эстрадному вокалу была Татьяна Анциферова. Она первоисполнитель песен «До свидания, наш ласковый мишка!», «Ищу тебя», «Мир без любимого». И такая легендарная артистка учила меня правильному дыханию, пению на субтоне, сложным вокальным техникам.
Академическому вокалу меня учил Юрий Иванович Баздырев. Он преподавал в ГИТИСе. Сейчас информации о нём мало, потому что тогда ещё не было интернета. Он научил почти всю Москву петь! Юрий Иванович был академический тенор, а тогда он столкнулся с басом. Я пришёл поступать в институт на актёрский факультет, в итоге меня взяли на вокальное отделение к нему. Сказали: «У Вас — бас, а он ищет бас давно». Я пел песню «Вдоль по Питерской», и мне говорят: «Нет-нет, вы ошиблись дверью». Первый раз в жизни мне сказали в институте, что ошибся дверью.
— То есть Вас распределили по навыкам, что и определило дальнейшую судьбу?
— Да. И Юрий Иванович Баздырев, услышав мой голос, будучи сам тенором, сказал: «Нет, я буду учить тебя по-другому». Он учил меня петь академическим вокалом. Юрий Иванович говорил: «если сейчас не оценишь, будет тебе за 40, ты скажешь мне «спасибо» и поставишь за меня свечку».
— Что Вы думаете сейчас?
— Так оно и вышло. Я сейчас записываю академические песни, благодаря той школе, которую дал именно он. Благодаря этим навыкам я могу совмещать с разными школами, которым меня научили владеть другие преподаватели. Но самое важное, что мне говорили: «Какими бы хорошими педагогами мы ни были, ты должен основную работу в развитии навыков актёра и вокалиста делать сам». Так это и было! Кумиры, которых я любил, на которых я воспитывался — очень разные. Из англоязычных — это Джо Кокер. Из русских — Юрий Гуляев, бас.
— Есть ли кто-то или что-то особенное, кому или чему Вы посвящали свои песни персонально?
— Я посвящал разным женщинам. Я человек весьма влюбчивый и живу давно. Говорить по персоналиям не буду, но были песни «Света», «Лариса» и другие. Эти женщины оставили эмоциональный отпечаток в моей душе, а мне захотелось посвятить им песни.
— А есть ли кто-то, кто посвящал песни Вам?
— Да. Есть несколько женщин, которых я вдохновляю, для меня это очень ценно! Одна из них сочинила обо мне больше 4 песен. Сейчас пишет новую. Приятно, что на протяжении долгого времени я вдохновляю её на творчество.
— К теме кумиров и обучения. Многие люди высоко оценивают Ваше творчество и уже видят в Вас своего кумира, на кого они хотят быть похожими. Какой бы Вы совет дали начинающим артистам и певцам?
— Я всегда стараюсь говорить юным артистам, чтобы пробовали писать свои песни, пробовали себя в театре. И если песни, которые они пишут не находят отклик в сердцах людей, а роли, которые они готовят, не нравятся режиссёрам и зрителям в театре, возможно, они ошиблись профессией, и им стоит ещё поискать. А если они настроены очень серьёзно, нужно пробовать, бить в одну точку и идти к заветной цели. Если у вас первая песня не получается, нужно до ста произведений дойти, и если сотая песня не стрельнёт, значит, стрельнёт двухсотая. Писать-писать-писать, петь, играть, пробовать, репетировать. И обязательно нужно работать над собой, то есть развивать вокальную технику и актёрское мастерство. А также не забывать о внешнем виде.
— Вас можно услышать на разных площадках, в том числе Ютуб. Но в последнее время его ограничивают и стрессуют. Вам не кажется, что это немного не та форма «цензуры», которая нам нужна? Это некоторым образом затрудняет работу пользователям, в том числе авторам, которые публикуют пророссийский контент, в том числе Ваши песни.
— Я считаю действия правительства правильными. Если будет решение о полной блокировке Ютуба, я поддержу и буду пользоваться отечественными социальными сетями. Потому что в своей музыке я уверен и знаю, что она дойдёт до адресата. То есть до своего зрителя.
— Поговорим о военной тематике. Вы награждены медалью «Участник военной операции в Сирии». Расскажите поподробнее.
— В Сирии я был несколько раз. Один из самых сложных перелётов — это был концерт «Звёзды Авторадио в Сирии». Потому что сцена, свет лежали в салоне самолёта, а артисты сидели на железных сиденьях без обивки 6 часов перелёта. Марина Хлебникова не выдержала и предложила: «Так, Дим, давай положим эту доску на колесо и получится стол. Я видела колоду карт у артиста, пойдём, поиграем». Мы стали играть и весело провели время. Потом нас проводили в кабину пилота, было очень интересно. Но сложность и весь страх осознали, когда прилетели туда и поняли, что там опасно. То, что мы видели… Нас просили не распространяться.
Один из моих недавних визитов в Сирийскую Арабскую Республику — это был уже гражданский визит, где я летал поздравлять первую леди с днём рождения песней «Мне снова 18» и легендарными песнями: «Подмосковные вечера», «Катюша». Мы летели гражданской авиацией, пересадка в Каире, потом в Ливане потеряли мой багаж. Я был в военной форме цвета хаки. Мы доехали до роскошного отеля, я увидел сверкающую сцену и девушек в вечерних платьях. И понял, что в военной форме я не могу выступать! Я сказал: «Нет, не обижайтесь, мне нужно в торговый центр». Уговаривал я военных долго, у них не оказалось свободной машины. В итоге мне нашлось место в грузовом отсеке пикапа. Ехал я лёжа.
Увидев здание торгового центра в Дамаске, я понял, что куплю тут всё! Сначала заметил на прилавке супермаркета какие-то странные цветки кактуса, купил для всей нашей команды, и они оказались чудесными на вкус. У нас в России такие деликатесы не продаются. Потом начал ходить по бутикам и подбирать одежду. Купил брюки, рубашку, сразу всё надевал — мне надо было понять целостность образа. Купил туфли, концертный пояс, бабочку, пиджак и даже лак для волос. В селфи-камеру телефона сделал себе причёску. Отошёл от телефона, чтобы увидеть созданный образ целиком, оглянулся по сторонам, а на меня смотрит масса продавцов, и уже собралась толпа посетителей ТЦ. Я всем поклонился и спел фрагмент песни “Вдоль по Питерской”. Тут же послышались возгласы: «O, russian star!», и начали со мной массово фотографироваться. С некоторыми девушками-продавцами даже обменялся контактами в соцсетях. До сих пор мне пишут, передают приветы. Одна девушка хочет выйти за меня замуж. Я ей ответил: «Подождите, подождите. Не спешите». Я в восторге, что сирийцы любят русскую культуру!
Через несколько часов после концерта, когда я вернулся в отель, мой багаж стоял уже в номере.
— В ходе прошлого интервью на международной выставке-форуме «Россия», когда у Вас был сольный концерт, посвящённый Херсонской области, Вы многое рассказали. Что ещё можете рассказать о непростых днях в ходе спецоперации?
— С сольными концертами я проехал практически всю Херсонскую область и недавно написал Гимн Херсонской области, как квинтэссенция того, что я увидел и почувствовал. Очень надеюсь, что гимн станет официальным.
У меня плохое зрение, поэтому в армию я не годен, но хочу приезжать к солдатам и поднимать их боевой дух. Вижу в этом отклик бойцов.
За годы поездок много было всего. Мы трижды терялись на передовой, совершенно случайно выехали на Антоновский мост, который был под обстрелом. Солдаты там кричали: «Срочно разворачивайтесь! Мост под обстрелом!». Нам очень повезло, что в нас не прилетела ракета, потому что шли бои. В Алешках тоже потерялись, а спросить дорогу не у кого… слева горит, справа затоплено… Страшно в начале было, но когда ты находишься там уже не первый месяц, то не вызывает эмоции и страхи уходят.
— То есть люди там уже даже привыкли жить в этом?
— Когда по просьбе фонда «Ридовка Помогает» я спел концерт в городе Лисичанск Луганской Народной Республики на площади, то моё пение прерывали громкие, отдающиеся во всём теле взрывы. А дети-зрители кричали мне: «Не волнуйтесь, это наша артиллерия работает, продолжайте петь». А у меня просто аппаратура переставала работать, и паузы были технические. Но детям хотелось, чтобы концерт не останавливался.
— То есть люди живут, а техника ломается. Люди прочнее машин закалились.
— Да, главное, что люди, которые были в первых рядах, это дети от 5 до 16 лет, очень ждали концерт и конфеты, которые я специально вёз из Москвы… Оказалось, что я — единственный артист, который к ним за всё время приехал с концертом на площади.
В городе Скадовск во время репетиции взорвали дорогу. Эвакуация. Всё выключилось. Даже в Великую Отечественную не бомбили Скадовск. Сейчас стреляют. И мне сказали, что концерт, к сожалению, отменяется. Но местные жители настояли, чтобы он состоялся. И я дал на следующий день концерт по их просьбе. Для меня это очень важно и ценно, что люди сами захотели.
— А вы бы хотели чаще там выступать после спецоперации? Может быть какой-то тур?
— Я уверен, что буду чаще там выступать, когда закончится специальная военная операция, так как запросов уже много. И местные артисты предлагают сделать дуэтные концерты. Я познакомился с артистами из Херсонской области, даже некоторые из них приезжают из других регионов, чтобы начать работу именно в театрах, в филармониях этого региона. Мне важно, что артисты хотят видеть меня и спеть со мной.
— Вопрос от детей. У Вас есть домашний питомец и как его зовут?
— Вопросы от детей — это всегда очень приятно. У меня есть домашние питомцы. Как раз благодаря Владикавказу у меня появился пёс, мне подарили его — он ранее попал в жестокое обращение. А пёс очень дорогой, стоит 300 тысяч — это американский буль, но высокопородность и высокая цена не гарантируют хорошую жизнь. Я его назвал Боря.
У меня до этого был пёс из приюта. Он умер от старости. И волонтёры города Владикавказ узнав об этом, уговорили меня принять этого пса. Я сначала из-за того, что очень много гастролей, сказал, что придётся ему пожить пока во Владикавказе. А потом уже после гастролей, когда я был в Москве, как раз после СВО, мне привезли собаку в день, когда я давал благотворительный концерт в Хосписе-5 по приглашению фонда «ВЕРА». Это был эмоционально сложный концерт для людей на последней стадии рака. Собака, которая приехала, работала терапевтом. Видя эту собаку, люди начинают улыбаться. Мускулистый пёс, как будто из мультфильма “Тома и Джерри” давал себя гладить и облизывал руки пациентов. Люди наклонялись со своих колясок, получали положительные эмоции от общения с собакой. Такое взаимодействие с животными оказывает терапевтический эффект. Называется канистерапия.
Я благодарен волонтёрам Северной Осетии, что они спасли пса. Собака должна была идти на притравку. К сожалению, во Владикавказе ещё существуют собачьи бои. Добрым собакам завязывают пасть, и другие животные могут оттачивать на них укусы. Соответственно смерть очень мучительная и долгая. В наше время, такого не должно быть, надеюсь однажды это пресекут.
Но именно этот пёс теперь счастлив сам и дарит счастье всей моей большой семье!
Любите, уважайте и цените жизнь!
— Это верные слова. Благодарю Вас за интервью!