Интервью газете «ПРЕЗИДЕНТ» дала Наталья Кузьминых – поэт-песенник, либреттист, член Союза писателей России, член Российского авторского общества, Лауреат международного песенного конкурса «Красная гвоздика», кандидат юридических наук, доцент, доцент Российской государственной академии интеллектуальной собственности, автор текстов популярных детских песен, автор либретто 17 мюзиклов для детей и взрослых, многократно поставленных и идущих более чем в 50-ти регионах России и странах СНГ.
— 2024 год объявлен Президентом России «Годом семьи». В связи с этим, Наталья, мы не могли не пообщаться с Вами на эту тему, как с популярным современным детским автором, пишущим либретто и стихи мюзиклов для детей и взрослых. Как Вы считаете насколько сегодня вообще тема мюзикла популярна среди зрителей в России?
— Мюзикл в России появился относительно недавно по сравнению с оперой, опереттой, драматическими спектаклями. Но, можно с уверенностью сказать, что он уже занимает лидирующие позиции по сравнению с другими жанрами театрального искусства, оказался очень востребованным как среди взрослых, так и детей. Об этом свидетельствуют не только мои авторские отчёты, но и некоторые статистические исследования.
— А чем можно объяснить такую любовь у зрителей?
— Думаю потому, что в России испокон веков жизнь сопровождалась песней. При любых событиях – горестных или радостных — люди всегда пели. И в этих песнях раскрывалась вся суть русской души, отражалась вся радость, все переживания, скорби и горечи. Наверное, отчасти поэтому хорошая драматическая история, рассказанная музыкальным языком, вызывает так много эмоций. Душа откликается. Мюзиклы как правило более зрелищны и динамичны, позволяют обсуждать сложные и актуальные темы доступным и понятным языком. Школьники их любят. И это прекрасная возможность помочь им «влюбиться» их в какое-то произведение из школьной программы.
— Наталья, Вы были практикующим юристом, являетесь кандидатом юридических наук, доцентом, преподавали в вузе конституционное право. Как так случилось, что Вы стали детским автором?
— Божий промысел, не иначе. Сейчас я понимаю, что все предыдущие дороги вели в театр. Пока я училась в вузе и аспирантуре – параллельно руководила различными проектами для детей на региональных и российском уровнях.
Так, например, организовывала и вела 10-ти часовую «Всероссийскую детскую правовую видео-конференцию» с участием 100 школьников из всех субъектов федерации. Дети по видео связи общались с гостями в студии в Москве – высшими должностными лицами страны в той или иной сфере – Министром образования РФ, Уполномоченным по правам человека РФ, Людмилой Александровной Путиной, представителями международных НКО, медийными лицами. Я думала, что это и будет основным моим направлением деятельности. Мне было это интересно. Но тогда все пошло немного не по плану.
После защиты диссертации я на несколько я лет ушла с головой в «суровую юридическую деятельность», одно время даже возглавляла юридический отдел на оборонном предприятии, и преподавание в вузе. Но в то же время после защиты диссертации в 2004 году совершенно случайно стала писать тексты песен для детей и взрослых. Спустя пару лет они стали «превращаться» в песни. Но все это оставалось хобби даже тогда, когда первые детские песни «Косички», «Кашка», «Незадачливый кот», «Мальчишкины мечты», «Такая заводная» после премьеры на «Детском радио», всего в общей сложности их там оказалось больше 20-ти, в одночасье становились хитами, их сразу подхватывали по всей стране, пели в детских садах, школах, на конкурсах, общественных мероприятиях. Без песни «Школьный выпускной» теперь не обходится, наверное, практически ни один школьный выпускной в России. Песни сразу «уходили в народ» и приобретали всеобщую популярность не только в России, но и в странах СНГ.
Я долго скрывала эту деятельность от коллег и знакомых. Было как-то неловко: серьезный юрист и тут вдруг детские песни. В 2014 году в Москве состоялся мой первый творческий вечер в Центральном доме работников искусств и все-все наконец-то узнали. Коллеги с кафедры после увиденного прямо настоятельно стали советовать писать мюзиклы. Я только смеялась в ответ.
— Тем не менее Вы всё же стали писать мюзиклы? Как это произошло?
— Творчество всегда было со мной рядом. В 2015 году я закончила обучение в телешколе, вела переговоры с телеканалом «Спас», разрабатывала и согласовывала проект своей телепрограммы… И, вдруг, между делом, написала либретто мюзикла «Царевна-лягушка». Мой соавтор — композитор Егор Шашин, с которым мы и писали до этого все детские песни, очень быстро написал к нему музыку и мюзикл сразу взяли в три театра! И вот тут передо мной встала дилемма: пойти в мир телевидения или театра.
И то и другое было очень интересно, но совмещать я не решилась. Определяющим стал следующий факт. Раньше, когда я читала сыну сказки, воспринимала их через призму своего юридического образования — везде мне мерещились нарушения прав человека — и сказки казались скорее грустными, чем веселыми и поучительными. Тут я поняла, что могу рассказывать детям свои версии известных сказок так, чтобы им было это интересно, весело, поучительно, легко запоминалось! Ведь все жизненные ценности ребенок впитывает с детства! Когда какая-то важная мысль изложена в стихах – она воспринимается практически как аксиома. Тем более, если это песня. Её будут неоднократно потом напевать, быстрее запомнят. Например, такие строчки:
«Если слово дал – держи, царски словом дорожи, а иначе все поймут, что обманщик ты и плут!». Или песня Кощея «Редко слушал маму с папой, в школу вовсе не ходил, по утрам не кушал кашу, злее был чем крокодил! Потому с мной водиться перестали все друзья! Стал Кощеем я бессмертным, но в душе несчастен я!». И так практически каждая песня в любом нашем мюзикле: за юмором скрывается глубокий смыл.
— Есть ли в вашем творчестве мюзиклы, посвященные семье или семейным ценностям?
— Я бы даже сказала, что они в большинстве своем о семье для всей семьи. Даже детские сказки все изначально про семью, про непростые взаимоотношения детей и родителей, про доверие и взаимопонимание. Например, «Царевна-лягушка», «Принцесса на горошине», «По щучьему велению, да на новый лад!», «Синдбад-мореход: новые острова» (муз. Е. Шашина), «Красная шапочка и Серый волк» (муз. Е. Крылатова), «Аленький цветочек», «Стоптанные башмачки» (муз. Ю. Донской). Но семьи ведь разные бывают. В мюзикле «Маугли и Лия: история любви» рассказывается про семью волков, где всё как у людей, и про обычную семью, где всё как у зверей.
— Такие истории в театре, наверное, являются хорошим поводом собраться и прийти всей семьёй?
— Практически все мюзиклы, независимо для кого мы их писали изначально, становились семейными. Мы с соавторами даже не предполагали, что взрослые зрители будут приходить на детские сказки порой без детей! А бывает, что они даже приходят со своими родителями, чтобы вспомнить своё детство! Позднее мы стали писать мюзиклы для более взрослой аудитории, появились «Человек-амфибия» и «Пиковая дама». В них тоже в большой мере затрагивается тема семьи.
Так вот, казалось бы, несмотря на всю сложность сюжета, продолжительность, и уж совсем не детскую музыку, дети стали приходить на них с родителями многократно, выучили все песни, шьют костюмы персонажей и приходят прямо в них! Получается, что пишем для детей – нравится взрослым, пишем для взрослых – нравится детям!
— То есть можно сказать, что театр способствует укреплению семейных связей и ценностей?
— Безусловно это так! Театр вообще является одним из фундаментальных элементов культурного образования и способен сформировать семейные традиции. Регулярное посещение театра всей семьёй, на мой взгляд, очень укрепляет семейные узы, прививает любовь детям к искусству и расширяет представление о нём.
После просмотра спектакля всей семьёй можно обсудить увиденное, разделить эмоции друг друга, объяснить сложные для понимания моменты детям. Это вообще уникальная возможность слушать и слышать друг друга и, порой, явно увидеть, как дети и родители по-разному всё могут воспринимать. Кроме того, у детей развиваются и социальные навыки: они учатся вести себя в обществе должным образом, смотрят и копируют в это время родителей. И тут, конечно, очень важно, чтобы взрослые подавали им соответствующий пример!
Я уверена, что походы всей семьёй в театр в памяти каждого человека остаются самыми яркими и запоминающимися впечатлениями детства! Поэтому нужно как можно больше стараться ходить в театр всей семьёй! Хорошие комедийные постановки вообще очень поднимают настроение!
— Наверное поэтому Ваша музыкальная комедия «Красная шапочка и Серый волк», музыку к которой написал легендарный композитор Евгений Павлович Крылатов, была выбрана для большого проекта «Юные актеры – детям Добасса» в 2023 году? Расскажите об этом.
— Возможно и поэтому тоже. Организатором проекта являлось АНО «Музыкальное сердце театра». Реализация проекта стала возможной благодаря поддержке «Президентского фонда культурных инициатив». Мы с наследниками Евгения Павловича приняли решение о благотворительном участии со своей стороны. Нам очень хотелось таким образом поддержать детей, которые столько лет находились в совсем не детских жизненных условиях, подарить им хорошее настроение. За 8 месяцев было проведено 44 показа для более чем 20 000 детей из зон СВО в 18 городах России. В постановке было задействовано много юных актёров. Проект был направлен на моральную поддержку детей, познакомил их с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями и, я надеюсь, что эта весёлая сказка помогла им получить новые эмоции и запомнится надолго.
— Какие новые идеи и темы вы хотели бы обсудить через свои произведения в контексте года семьи? Над чем сейчас работаете?
— Сейчас мы с моим соавтором Егором Шашиным заканчиваем работу над музыкальным произведением «Музыкальное сказание о Петре и Февронии» — русских православных святых, канонизированных в 1547 году, известных своей историей любви и супружеской верности. Их союз считается образцом христианского брака и символом счастливых семейных отношений. Супруги почитаются в России как покровители семьи и брака. Но этот рассказ не только о семье, любви, взаимоотношениях Святых. Это история о любви и преданности к родной земле, самоотваге, стойкости русского духа, желании любой ценой защитить её от непрошенных гостей. Конечно, мы постарались показать всю широту и суть русской души. Переговоры с театрами сейчас ведутся. Премьеры не за горами.
— Чем еще живет и занимается театральный автор кроме этого?
— Честно сказать театр составляет процентов 30 моей жизни. В прошлом году после некоторого перерыва в научной деятельности я вернулась к преподаванию в вузе. Только теперь я преподаю «Авторское право» в Российской государственной академии интеллектуальной собственности. Преподавание того, что неоднократно прошла на практике – вызывает у меня особое чувство радости. Думаю, что студенты чувствуют мой азарт. У меня сын в этом году заканчивает 9-й класс, и тут любой родитель меня поймет без лишних слов! Также я влюбилась в спорт и стараюсь проводить с ним как можно больше времени!