«Проклят, кто берёт подкуп, чтобы убить душу и пролить кровь невинную!
И весь народ скажет: аминь» (Втор. 27:25)«Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх. 23:8)
Библия
«Не присваивайте незаконного имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей».
«Многие народы гибли из-за того, что они прощали воровство вельмож, а наказывали за воровство простолюдина».
Св. Коран
«Не извращай закона и не бери даров; ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых». (Дварим 16:19-20)
Тора
«Все страдания от желаний, умерь желания – избавишься от страданий».
Будда
«В борьбе с коррупцией мы пойдём до конца, невзирая на лица и, в рамках закона».
Президент РФ В.В. Путин
В наше время антикоррупционное образование и просвещение приобретает наиболее важное значение. Как мы можем убедиться на международном опыте, там, где развиваются и поддерживаются коррупционные элементы, имеют место быть особо тяжкие преступления против человечества. Примером может служить Сирия, Ливия и Украина.
Правовое толкование коррупции под влиянием международных антикоррупционных конвенций выходит за пределы уголовно-правового понимания. Коррупция трактуется как негативное социальное явление, поразившее аппарат управления в публичной и частной сферах и проявляющееся в использовании должностными лицами своего служебного положения, статуса, авторитета для обогащения или получения преимуществ и льгот, в том числе для связанных с ними лиц.
Как было написано в докладе «О результатах научно-методического обеспечения противодействия коррупции и мерах по его совершенствованию», подготовленного под руководством научного руководителя – директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, академика РАН, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста Российской Федерации Т.Я. Хабриевой:
«Сложность и многообразие коррупционных процессов обусловливает необходимость комплексного подхода к изучению причин и проявлений коррупции. Это предполагает консолидацию методологии и методик многих отраслей научного знания (социологии, экономики, психологии, юриспруденции, философии и других). При этом трудности исследования феномена коррупции связаны не только с её проникновением в сферы, традиционно являющиеся объектами изучения разных отраслей знаний, но и с тем, что она является межотраслевым предметом анализа в рамках правовой науки».
Междисциплинарный характер научного обеспечения определяется потребностью выработки сквозных научных понятий в рассматриваемой сфере; универсализацией принципов противодействия коррупции в публичной и частной сферах; разрешением сложных вопросов при имплементации ряда требований международных конвенций в сфере противодействия коррупции, обусловленных особенностями национальной правовой системы; формированием эффективной системы антикоррупционных мероприятий профилактического характера; реализацией концепции «мультиответственности» за коррупционные правонарушения.
Исследовательский опыт показывает, что только системный подход к изучению проблем коррупции может быть положен в основу научного обоснования концепции противодействия коррупции, установления границ и пределов вмешательства государства в публичную и частную сферы, нахождения оптимального сочетания правового и неправового воздействия при реализации антикоррупционных мер.
В то же время современное состояние научного осмысления проблем коррупции характеризуется множественностью исследовательских подходов и методов; зачастую изыскания происходят в рамках только одной отрасли научного знания, при этом не всегда учитывается сложный и постоянно эволюционирующий характер коррупции. Всё это приводит к разрозненности результатов научных исследований, их фрагментарности и неполной обоснованности, а предложенные меры – к их неадекватности. В правовой науке, несмотря на многочисленность публикаций, также преобладает узкоотраслевой подход, в основном ориентированный на криминологический и криминалистический характер исследований.
Применение междисциплинарного подхода обусловливает необходимость координации научного и учебно-методического обеспечения противодействия коррупции посредством постановки научных задач фундаментального и прикладного характера; согласования научных методов различных отраслей науки, объединения усилий исследователей и специалистов-практиков при реализации совместных проектов; организации доступа к эмпирическим материалам и результатам научных исследований; проведения научных дискуссий в форме конференций, форумов и других научных мероприятий.
Одним из глобальных инструментов антикоррупционного образования и просвещения является систематическая публикация антикоррупционных рейтингов с учётом ежегодных изменений и корреляций.
Ранее Евразийская Антикоррупционная Академия Наук (ЕААН) опубликовала в нашем издании «Международный антикоррупционный рейтинг».
Как уже не раз было сказано, подобных исследований ранее в такой плоскости не проводилось. Были подобные исследования в виде рейтинга Международной неправительственной организацией Transparency International (TI) (признана иностранным агентом в РФ), но они являются исключительно субъективными, не отражают объективную реальность и преследуют корпоративные цели. Но многие года он брался за основу и использовался как доминанта при учёте антикоррупционного рейтинга.
Антикоррупционый рейтинг актуален как для пользователей, так и для самих участников рейтинга. Основной критерий антикоррупционного рейтинга – это максимальная его объективность. Только этот подход в состоянии оказывать влияние на антикоррупционные мероприятия и стимулировать развитие мировой экономики в целом.
Для пользователей антикоррупционного рейтинга сам рейтинг носить прикладной характер в процессах принятий управленческих решений.
Что касается участников рейтинга – то это их стимулирование для выявления внутри себя коррупционных составляющих, их разрешения и пресечения.
Объективность предлагаемого антикоррупционного рейтинга основывается на базе научного багажа и многолетних исследований члена-корреспондента РАО И.В. Годунова, который занимается антикоррупционным образованием и просвещением более 25 лет, с 1998 года. Основными научными трудами за этот период являются:
- докторская диссертация «Транснациональная организованная преступность в России: пути и формы противодействия»;
- авторский учебник противодействия коррупции (2014-2021 годы);
- «Коррупция: Большой энциклопедический словарь» (2018-2022 годы);
- «Энциклопедия противодействия организованной преступности» (2004-2007 годы);
- «Энциклопедия противодействия терроризму» (2005-2006 годы);
- «Энциклопедия противодействия коррупции» (2010 год);
- «Организованная преступность от рассвета до заката» (монография, 2008-2012 годы);
- «Международная коррупция от А до Я» (2014 год).
Таким образом, основная задача антикоррупционного рейтинга – это выявления странами внутри себя коррупционных составляющих, их пресечение, исправление и последующие профилактики против повторного появления.
При этом важным фактором в антикоррупционной деятельности является признание и осознание коррупционной составляющей, с последующей выработкой плана мероприятий по устранению и профилактики. Это сложный социально-психологический процесс… Но профессионализм и заключается в том, что лица, имеющие права принятий решений, готовы и в состоянии признавать свои ошибки и недоработки с последующим их исправлением. Это обычный управленческий процесс… И профессионалы должны обладать такими сильными и волевыми личностными психологическими качествами. Только так можно утверждать, что антикоррупционная ситуация улучшается. Лишь только слабые не готовы признавать свои ошибки. Как правило они их маскируют и скрывают теми или иными способами. И это приводит лишь только к их накоплению и в последующем являются инструментом шантажа… На ошибки имеет право каждый. «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»…
Ярким примером признания своих ошибок являются публикации Евробарометра (Eurobarometer) на www.europa.eu, согласно которым признаются наличия коррупционных составляющих в разных странах Европы.
Наглядный пример – это результат плохо продуманной и оценённой санкционной политики ряда стран Европы. В результате имеет место быть социальный накал, первопричинами которого является рост цен, снижение доступности энергоресурсов, увеличение безработицы, повышение пенсионного возраста и прочие лишения социальных гарантий…
Ещё в древние времена об этом писал Платон в своих трудах, выделяя «типажи тех государств, которые отклонились от истинного пути развития». Он выделил четыре типа таких государств:
1. Тимократия. В данном государстве у власти находятся люди, страдающие жаждой наживы и обогащения. Правителями в данном государстве становятся в преимуществе своём аристократы. Данное государство отличается от совершенной формы (идеального государства) по ряду признаков: невнимательность и упадок власти правителя, распределение граждан по их природным задаткам и добродетелям – нарушено. Впоследствии существование таких признаков, власть захватывают сильные, распределяя между собой блага государства, а все, кто существует вне их окружения, осуществляют своё существование в виде работников/рабов. Главным качеством данной формы государственной власти является военная сила, а также желание обогатиться. Тимократическое государство неизбежно ждёт гибель.
2. Олигархия. Образование данного типа государства происходит из тимократического типа по следующим причинам: материальные ценности остаются в руках «избранных», большинство людей становится бедняками, бедняки, в свою очередь, не имеют возможности участвовать в политике, поскольку именно денежные средства становятся гарантом влиятельности человека. Правителями данного типа государства становятся олигархи. В качестве главного закона данного типа выступает имущественный ценз. Данный тип также разрушается и разрушением его является заслуга бедняков, которые по численному состоянию намного перевешивают группу олигархов. Захваченное ими государство устанавливает режим демократии.
3. Демократия. Главным составляющим демократического общества, по Платону, является никем не ограниченная свобода. Стираются грани позволенного и непозволенного. Отцы становятся неуважаемы детьми, закон не уважаем гражданами… В обществе из недр человеческого характера выходят такие черты, как распутство, отсутствие стыда, ощущение безнаказанности, проявление наглости и прочие. Такое общество настолько становится хаотичным, что избыток и извращенная форма понимания свободы трансформируются в следующий тип – тиранию.
4. Тирания. Для Платона данное государство, возглавляемое тираном, является самым, что ни на есть, упадническим. Появление у власти тирана приходится ещё в период существования демократии. Его отличительными качествами служит: непримиримость с оппозицией (врагами), своей властью тиран опирается на своих рабов, которые по своим человеческим характеристикам выявляют своему хозяину и поддержку, и верность; тиран заставляет убедиться народ в том, что последний нуждается в нём посредством смут и войн.
Прошло более 2-х тысячелетий… И какие же уроки истории мы все с вами усвоили? Вопрос остаётся открытым.
В виду активного экономического и технического развития в последние годы Евроазиатского континента, считаем актуально опубликовать «Антикоррупционный рейтинг стран Евразии».
Основные составляющие «Евразийского антикоррупционного рейтинга: страны Евразии» как и Международного антикоррупционного рейтинга ЕААН являются следующие критерии: Демократичность выборов органов власти. Независимая и справедливая избирательная система; Совершенство антикоррупционного законодательства, наличие антикоррупционного образования и просвещения; Правомерное использование должностными лицами своих служебных положений, в том числе личных целях; Предоставление предусмотренных законом преимуществ при поступлении на государственную службу и дальнейший рост; Дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим должностным лицам, за исключением протокольных мероприятий; Отсутствие нецелевого использования бюджетных средств; Целевое использование пожертвований религиозных конфессий, благотворительных фондов и международных организаций (МВФ, МАГАТЭ и другие); Деятельность институтов гражданских обществ, физических и юридических лиц по выявлению и устранению причин антикоррупционной деятельности, по минимизации последствий коррупционных правонарушений; Поддержка органов власти населением государства; Прозрачная система государственных закупок (специальные счета, тендеры и т.п.); Совершенство системы единых государственных образовательных стандартов; Экологическая безопасность; Безопасность труда, сертификация рабочих мест; Миграционная безопасность.
Основная цель – это ранжирование стран Евразии по антикоррупционному принципу для стимулирования их дальнейшего роста и развития. Это является основой для построения и улучшения всех видов международных взаимоотношений и развития Евразии в целом.
Таблица: Антикоррупционный рейтинг стран Евразии ЕААН
Страна | Антикоррупционный рейтинг стран Евразии | Международный Антикоррупционный рейтинг ЕААН (МАР) | Рейтинг Transperency International (CPI) (2022 год) | Рейтинг ВВП 2022 год |
Дания | 1 | 1 | 1 | 52 |
Сингапур | 2 | 2 | 5 | 38 |
Швеция | 3 | 4 | 5 | 39 |
Швейцария | 4 | 5 | 7 | 37 |
Норвегия | 5 | 6 | 4 | 41 |
Китайская Народная Республика | 6 | 7 | 65 | 1 |
Россия | 7 | 8 | 137 | 5 |
Нидерланды | 8 | 9 | 8 | 28 |
Финляндия | 9 | 10 | 2 | 59 |
Германия | 10 | 11 | 9 | 6 |
Великобритания | 11 | 12 | 18 | 10 |
Бельгия | 12 | 13 | 18 | 36 |
Республика Беларусь | 13 | 14 | 91 | 71 |
Япония | 14 | 15 | 18 | 4 |
Люксембург | 15 | 16 | 10 | 98 |
Австрия | 16 | 18 | 22 | 42 |
ОАЭ | 17 | 22 | 27 | 34 |
Франция | 18 | 23 | 21 | 9 |
Исландия | 19 | 24 | 14 | 146 |
Катар | 20 | 25 | 40 | 62 |
Эстония | 21 | 26 | 14 | 110 |
Ирландия | 22 | 27 | 10 | 40 |
Испания | 23 | 28 | 35 | 16 |
Израиль | 24 | 29 | 31 | 50 |
Республика Корея | 25 | 31 | 31 | 14 |
Португалия | 26 | 32 | 33 | 53 |
Бутан | 27 | 38 | 25 | 160 |
Литва | 28 | 39 | 33 | 86 |
Мальта | 29 | 42 | 54 | 143 |
Италия | 30 | 45 | 41 | 12 |
Кипр | 31 | 46 | 51 | 122 |
Оман | 32 | 47 | 69 | 76 |
Словения | 33 | 51 | 41 | 96 |
Польша | 34 | 52 | 45 | 20 |
Туркменистан | 35 | 53 | 167 | 93 |
Венгрия | 36 | 54 | 77 | 54 |
Латвия | 37 | 55 | 39 | 102 |
Грузия | 38 | 56 | 41 | 103 |
Румыния | 39 | 58 | 63 | 35 |
Словакия | 40 | 59 | 49 | 72 |
Саудовская Аравия | 41 | 60 | 54 | 17 |
Малайзия | 42 | 62 | 61 | 31 |
Чехия | 43 | 63 | 41 | 46 |
Греция | 44 | 64 | 51 | 55 |
Иордания | 45 | 65 | 61 | 91 |
Кувейт | 46 | 68 | 77 | 67 |
Черногория | 47 | 69 | 65 | 151 |
Болгария | 48 | 71 | 72 | 70 |
Бахрейн | 49 | 72 | 69 | 99 |
Армения | 50 | 75 | 63 | 114 |
Хорватия | 51 | 77 | 57 | 83 |
Казахстан | 52 | 82 | 101 | 43 |
Восточный Тимор | 53 | 85 | 77 | 164 |
Индия | 54 | 86 | 85 | 3 |
Мальдивы | 55 | 87 | 85 | 155 |
Северная Македония | 56 | 88 | 85 | 127 |
Республика Косово | 57 | 89 | 84 | 147 |
Вьетнам | 58 | 90 | 77 | 25 |
Сербия | 59 | 91 | 101 | 81 |
Молдова | 60 | 92 | 91 | 129 |
Египет | 61 | 93 | 130 | 18 |
Шри-Ланка | 62 | 101 | 101 | 60 |
Коре́йская Наро́дно-Демократи́ческая Респу́блика | 63 | 102 | 171 | 174 |
Индонезия | 64 | 103 | 110 | 7 |
Иран | 65 | 104 | 147 | 22 |
Турция | 66 | 105 | 101 | 11 |
Босния и Герцеговина | 67 | 106 | 110 | 109 |
Монголия | 68 | 109 | 116 | 119 |
Непал | 69 | 110 | 110 | 85 |
Азербайджан | 70 | 112 | 157 | 79 |
Узбекистан | 71 | 115 | 126 | 58 |
Ирак | 72 | 116 | 157 | 49 |
Филиппины | 73 | 117 | 116 | 30 |
Таиланд | 74 | 123 | 101 | 24 |
Кыргызстан | 75 | 124 | 140 | 126 |
Албания | 76 | 126 | 101 | 116 |
Таджикистан | 77 | 132 | 150 | 117 |
Украина | 78 | 135 | 116 | 51 |
Мьянма | 79 | 144 | 157 | 64 |
Пакистан | 80 | 145 | 140 | 23 |
Лаос | 81 | 147 | 126 | 105 |
Бангладеш | 82 | 150 | 147 | 27 |
Йемен | 83 | 169 | 176 | 108 |
Сирия | 84 | 173 | 178 | 199 |
Афганистан | 85 | 175 | 150 | 197 |
Авторы предложенного «Евразийского антикоррупционного рейтинга (страны Евразии)» уверены, что проделанная ими работа послужит основой для развития евроазиатского региона в экономическом, политическом, социальном, демографическом, техническом и технологическом развитии.
Только через снижение уровня коррупции можно считать, что государство, а в нашем случае и целый континент, интенсивно и экстенсивно развивается.
В движении – сила!
Так давайте все вмести будем создавать наше общее светлое будущее, в котором нам не будет стыдно перед нашими поколениями за нереализованные и упущенные возможности…
«За тысячелетия существования коррупции победить её ни одному вождю, диктатору, самодержцу, царю, королю, императору, государю, монарху, генеральному секретарю, премьер-министру, главе государства или президенту не удалось до сих пор!?»
Член-корреспондент РАО И.В. Годунов