Активист Русской весны в Алчевске Николай Зельманович Бойко достойный сын своего отца.
Зельман Лазаревич Финкельштейн – без всякого преувеличения легенда Донбасского государственного технического университета. Доктор технических наук – первый в СССР доктор по гидроприводам, профессор, академик, заслуженный работник образования. Автор почти 400 научных работ, ста с лишним изобретений. Учёный с мировым именем, полный кавалер полный кавалер знаков «Шахтерская слава» III, II и I степени. Множество высоких наград и званий. На протяжении полувека – обожаемый студентами преподаватель.
Но для Николая в детстве было важно вовсе не это. Важно, что отец всегда умел понять всё: и детские капризы, и подростковое самоутверждение, и трудности всех периодов, которые поочередно проходил сын. Важно, что папа был таким, каким был: непоколебимо советским человеком в любые времена, убежденным коммунистом.
«Любовь к истории нашей, к советскому прошлому он в меня и вложил. Он был честный, воспитывал своими поступками, своей жизнью. Любить работу, любить Родину, и тогда будет успех… Он так и жил. Папа так и не понял, что произошло с его любимой Родиной — советской Украиной».
Сын рос не в тени отца и даже не рядом с ним – внутри его жизни, его интересов. Зельман Лазаревич был блестящим альпинистом, около 30 лет ходил в горы, был на всех значимых вершинах Кавказа, последнее восхождение совершил уже в 50 лет. Сын альпинистом не стал, но у него была папина компания.
«Горы – это огромный кусок папиной жизни. А это не только восхождения, это особая аура. У них свои песни, традиции, дружба. Они научились быть один за одного, стали людьми, как в тех песнях поётся: если он за тебя горой, значит, это твой человек. Общение с ними научило не предавать. Для меня это очень важное ощущение. Я могу быть не согласен с человеком, скажу об этом прямо, но я его не предам. Этому меня научил папин альпинизм и его окружение».
И в 2013 году, когда в Киеве стали разворачиваться события, которые не просто шокировали – ужасали, Николай Зельманович не предал то, что воспитала в нём семья и друзья семьи, а Зельман Лазаревич сына всецело поддержал.
Наблюдая начало нового майдана, Николай Бойко не сомневался: его остановят, в стране снова будет порядок. Хотя он и сейчас уверен: украинская власть в значительной степени сама взрастила этот майдан, сама его воспитала:
«Тогда создавали ситуацию, чтобы на выборах Янукович победил совершенно ортодоксальную фигуру вроде националиста Тягнибока. Позволяли правым радикалам многое, чтобы они могли выйти во второй тур. Потом власть просто не смогла совладать с этим беспределом. Я был возмущен, был очень зол.
И когда майдан таки победил, я считал, что мы – Донбасс, юго-восток — не должны с этим мириться. Я считал, что если сложилась такая ситуация, пусть западная Украина живёт по своим принципам, а мы будем жить по принципам, впитанным с молоком матери.
Нельзя изменять самому себе. Есть вещи, которые нельзя предавать. Я думал, выход в федеративном устройстве Украины, и все первые наши митинги не были за отделение от Украины, они были за федерализацию и русский язык».
«Наши митинги» — это митинги, в которых Николай Бойко принимал самое активное участие с тех пор, как понял: возмущаться перед экраном телевизора – напрасная трата времени. Он и прежде был человеком с активной гражданской позицией: избирался депутатом Алчевского городского совета по спискам Коммунистической партии Украины, баллотировался на пост городского головы и заслужил среди алчевцев неофициальное, но почётное звание народного мэра.
«У нас был хороший депутатский корпус, я горжусь тем коллективом, но мои взгляды были одними из самых пророссийских, я этим жил и не мог остаться в стороне от событий. Полез на баррикады — и не жалею ни секунды».
Развитие событий убеждало: принято правильное решение. А точкой невозврата стали кровавые события в Одессе. Впрочем, признаётся Николай, тогда все-таки ещё оставалась слабая надежда, что за этим ужасом стоит кучка негодяев, а не руководство страны. Авиаудар по центру Луганска 02 июня 2014 года развеял последние иллюзии. В тот день два штурмовика Су-25 обстреляли самый центр города. За зданием областной администрации — многоэтажные жилые дома, детский сад «Журавлик», в нескольких десятках метров от места взрыва — игровая площадка, где были дети. В сквере перед зданием администрации нашли две неразорвавшиеся неуправляемые авиационные ракеты. Всего по Луганску в тот день выпустили около 20 боеприпасов.
Жертвами стали 36 мирных жителей, восемь из них погибли. Ранен был и Николай Бойко: открытый перелом ноги, около 20 осколков в теле. После операции, в больничной палате он настаивал, что после выздоровления снова в будет бороться.
На вопрос, было ли страшно тогда, отвечает с усмешкой:
«Если бы знал наперёд, что ждёт, было бы страшно. А так… Наверное, не успел испугаться. Как говорится: «Всё, что не убивает, делает нас сильнее». Мы поняли, что надо бороться до конца, иначе нас всех ждала самая незавидная участь».
Наверное, доцент кафедры «Автоматизированное управление технологическими процессами» ДонГТУ Николай Бойко мог продолжать заниматься своим делом: наука – при любой власти наука. Учить будущих инженеров можно с одинаковым успехом при любом президенте да и, в общем, всё равно на каком языке. По большому счёту, при чём тут политика? Однако, ни ранение, ни запугивания, ни обвинения в «терроризме и сепаратизме», ни арест не заставили его отойти в сторону и вернуться к образованию, а только закалили характер.
«У меня математическое мышление, я знаю, что такое третий закон Ньютона. Чем больше на меня давят, тем больше возмущаюсь. И тут чем больше давили, тем больше хотелось победить в этой своей маленькой битве».
Он был лидером Алчевской гвардии – городского антимайданного движения, депутатом первого созыва Народного Совета Луганской Народной Республики, был среди тех, кто закладывал самые первые кирпичики в здание будущей Республики. Ключевое слово – первые. Наверняка были сделаны и ошибки, признаёт Николай Зельманович, и это объяснимо, ведь впервые строили своё государство:
«Да, где-то сейчас сделали бы лучше. Но ошибки не должны бросать тень на наши идеалы. Мы шли за идею – и добились. И я бы этот путь повторил.
Наверное, мы вошли в историю какого-то небольшого эпизода. Но если остановишься на своем пути, о тебе забудут. Надо идти и работать, воспитывать детей – и не только своих.
Когда мои студенты достигают чего-то… Это просто животная радость, начинаешь подпрыгивать, как маленький щенок, от счастья, что твоя работа принесла достойные плоды».
Сегодня проректор Донбасского государственного технического университета Николай Бойко занимается преподаванием и наукой. Доцент, кандидат технических наук, заведующий кафедрой Управления инновациями в промышленности является прекрасным примером продолжателя семейных традиций, вносящий достойный вклад в развитие Донбасского государственного технического университета. С 2014 года являясь проректором по научной работе, проректором по общим вопросам и работе с обособленными структурными подразделениями Николай Зельманович проявляет высокие навыки командной работы, при этом уделяя много времени и сил на оказание поддержки, организацию работы по обеспечению помощи студентам, преподавателям, сотрудникам ВУЗа и их семьям в решении их социально-бытовых вопросов, вопросов медицины и другим. Особое внимание — принимающим участие в Специальной Военной Операции, пострадавшим от непрекращающихся обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины.
Но самым важным достижением можно считать сохранение и увеличение контингента студентов за время всего периода вооруженной агрессии со стороны Украины, что в свою очередь способствовало не только сохранению рабочих мест сотрудников и снятию социально-экономического напряжения, но и избежать оттока высококвалифицированных кадров из профессорского-преподавательского состава.
Не смотря на близость к линии соприкосновения и постоянную угрозу обстрелов, Николай Зельманович сумел организовать востребованную в новых реалиях кафедру «Управление инновациями в промышленности» по обучению и выпуску специалистов новой формации, досконально знакомых с экономико-технологическими, информационными и логистическими процессами, способных разрабатывать и внедрять инновации, разрабатывать и адаптировать информационные системы управления, как промышленными объектами, так и в бизнесе на базе использования новейших информационных технологий и методов математического моделирования вызвало появление новых специальностей.
Актуальность и востребованность данной специальности подтверждается стабильным многочисленным набором абитуриентов. Высокая квалификация профессорско-преподавательского состава кафедры и соответствие рабочих программ высоким стандартам Российской Федерации подтверждается аккредитацией.
Его знаменитого отца не стало три года назад, но в жизни сына он присутствует, как прежде. Николай понимает: для окружающих он по-прежнему сын Зельмана Лазаревича, а это и гордость, и ответственность.
«Я до сих пор мысленно согласовываю с папой свои поступки, и мне всегда кажется, что он поступил бы мудрее. Папа для меня человек-легенда, он превращал в сказку всё, чего касался. Папа – мой ориентир».
А ещё он всегда находит время принять приглашение на очередную встречу, посвящённую событиям Русской весны. Особенно, если его собеседниками будут молодые люди. Николай понимает, что те события успели стать далёкой историей для тех, кто тогда были маленькими детьми – так же, как в его детстве казались далёким прошлым времена Великой Отечественной. Теперь он хорошо понимает ветеранов, приходивших в школы и снова и снова рассказывавших о своем фронтовом прошлом. Это действительно было очень важно. Как и сейчас.
«Важно, чтобы они не забыли. Чтобы они поняли, почему мы тогда встали, за что мы боролись, почему именно так поступили. Историческая память должна быть. В какой-то части Украины перестали это понимать, и во многом из-за этого произошло то, что произошло. Погибли тысячи людей, потому что кто-то где-то потерял память…»