Как говорил сатирик-историк Михаил Задорнов, «Россия – великая страна с непредсказуемым прошлым». Сначала в XVIII веке немецкие «историки» переписывали на свой лад историю России. Позже эту «традицию» продолжил американский миллиардер Джорж Сорос. Его «благотворительный» Фонд «Открытое общество» или Фонд Сороса в 1990-ые годы активно взаимодействовал с Министерствами образования и культуры РФ. Многие соросовские учебники были утверждены Минобром в качестве эталонных! Наиболее одиозными являлись учебники истории под редакцией Александра Кредера. В них описывались «самые важные» сражения Второй мировой войны – битвы за атолл Мидуэй и при Эль-Аламейне, а вовсе ни Сталинградская и Курская битвы. Про Победу СССР в 1945 году было писано, что она была вредна, поскольку СССР страшнее Третьего рейха. Эти учебники внушали школьникам, что все жители России – люди ущербные, что вся история России – цепь неудач и позора, советский период в целом – это отклонение от «столбовой дороги» истории, а образцом для подражания является исключительно западная цивилизация. Кредеровские учебники стали дном падения отечественного исторического образования. Кто-то из историков сравнил нашу историю с законом, сказав, что Российская история – «что дышло – куда повернёшь, туда и вышло».
Возникает вопрос, почему именно история являлась направлением главного удара Сороса и его так называемых «историков»? Потому что история – это очень важный элемент информационной или ментальной войны. Если дети со школы будут знать, что они ущербные, неполноценные, то такими они и вырастут, становясь никчёмными. Если отобрать у народа правдивую Великую историю, отбирать его идентичность, то он никогда не станет Великим, а страна практически превратится в колонию. Ведь история – это уникальная сокровищница опыта, бесценных знаний, приобретённых нашими предками, это мост между прошлым и настоящим, это наука, которая позволяет превратить человека в гражданина, это фундамент страны. Если её история построена на лжи, то фундамент такой страны станет ветхим, и страну можно будет развалить. Наглядным подтверждением этого является развал англосаксами за один ХХ век не на поле боя двух наших Империй: Российской и Советской (СССР), из-за чего мы потеряли миллионы кв. км территорий и десятки миллионов проживающего на ней населения.
Правдивая и Великая история нашей страны вызывает у нас гордость за свой наРОД. Великая история делает человека патриотом, а ложная – «Иваном, не помнящим РОДства своего», у которого нет поддержки РОДа и связи поколений. ЛГБТ и тому подобные движения на Западе стали возможны из-за отсутствия духовной связи поколений. Сталин создал эту связь, впервые в истории СССР выплачивая пенсию, назвав её «зарплатой за воспитание внуков и за сохранение преемственности поколений». Понимая это, Президент России В.В. Путин поставил перед российскими историками, научными организациями задачу разработки единого школьного учебника по истории и единой концепции её преподавания. Данная статья повествует о том нелёгком и долгом пути к достижению поставленной цели.
Указом Президента РФ от 15 мая 2009 года № 549 была образована Комиссия при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб России. Её председателем был назначен Руководитель Администрации Президента РФ Нарышкин Сергей Евгеньевич. 20 июня 2012 года 27 ведущих российских учреждений образования, науки и культуры воссоздали Российское историческое общество (далее – РИО) из Императорского Русского Исторического Общества, образованного в 1866 году. Его председателем был избран Председатель Государственной Думы ФС РФ VI созыва С.Е. Нарышкин. С этого времени он является бессменным Председателем РИО.
Целью РИО является объединение усилий общества и государства для формирования общероссийской исторической культуры на основе объективного изучения, освещения и популяризации отечественной и мировой истории, сохранения национальной памяти. Оно противодействует попыткам фальсификации исторических фактов и формирования непротиворечивого подхода к написанию учебников истории.
29 декабря 2012 года был принят Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». К настоящему времени в него было внесено 115 поправок, то есть одна поправка в месяц. В этом Законе даётся следующее определение:
ОБРАЗОВАНИЕ – это единый целенаправленный ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.
А как быть, если у семьи и государства разные интересы в воспитании ребёнка: семья хочет видеть своего ребёнка Творцом и Созидателем, а чиновникам нужен потребитель? В чьих интересах тогда будет осуществляться образование? Ответ, надеюсь, очевиден.
Закон определяет образование как процесс воспитания и обучения:
ВОСПИТАНИЕ – это ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся.
ОБУЧЕНИЕ – это целенаправленный ПРОЦЕСС деятельности ОБУЧАЮЩИХСЯ по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией.
В воспитании ключевое слово – деятельность, а в обучении – процесс. Получается, что образование, то есть воспитание + обучение, – это процесс деятельности и процесс ради процесса. В этих определениях суть закона. В них не указана ни стратегия, ни цель, ни даже направление движения. Про результат, нравственность и духовность в определении ничего не указано.
В советском законе «О народном образовании» от 19.07.1973 года № 4536-VIII написано:
«Целью народного образования в СССР является подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, вооруженных глубокими знаниями, всесторонне, гармонично развитых граждан, воспитанных в духе гордости за принадлежность к социалистическому Отечеству, активно участвующих в общественной и государственной жизни. Образование в СССР является подлинно всенародным делом. Особая роль в этом деле принадлежит учителям и воспитателям. Они формируют духовный мир юной личности, им общество вверяет самое дорогое – детей и молодёжь».
В этом определении 2 раза говорится про Дух. Советское определение образования вызывает у меня приятные эмоции, российское – нет. Российский закон об образовании по объёму в 4 раза больше, чем советский. Написан он не Великим и могучим русским языком, а казённым. Российский закон запрещает на конкурсной основе принимать детей в муниципальные сады и школы. Поэтому в современной России Царскосельский лицей и советские спецшколы, которые воспитывали талантливых детей, с конкурсным отбором детей невозможны. Вместо них предложена «угадайка» под названием ЕГЭ.
19 февраля 2013 года на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям В.В. Путин говорил о важности определиться с господдержкой проектов, связанных с отечественной историей: «Граждане должны знать подлинную историю единения наших народов, собирания российских земель в одно многонациональное мощное государство»; о том, что она должна быть написана хорошим русским языком, который является «фундаментальной основой единства страны», и что «именно он формирует общее культурное и образовательное пространство». Директор Института российской истории РАН Петров Ю.А. открыто заявил, что «в наше время качество гуманитарного образования – это вопрос и национальной безопасности».
25 апреля 2013 года, отвечая по «Прямой линии» на вопрос учителя истории из Москвы, В.В. Путин сказал, что единый учебник истории необходимо ввести, иначе «не будет хребта понимания», «нужна единая концепция учебника, единая линейка, которая в хронологическом порядке показывает официальную оценку исторических событий. Иначе молодые люди не понимают, в какой стране они живут, и не чувствуют связи с предыдущими поколениями. В прошлом году у нас был 41 вариант учебников для 10-х классов, а сейчас уже 65». Почему вместо одного учебника пишется 65? Потому что в них не будет единственно верной правды о том, что уже было, и прошлое страны каждый автор учебника сможет трактовать на свой лад. Кроме того, когда учебников много, то трудно будет отследить, что за всеми этими учебниками может стоять по сути одно и то же заинтересованное лицо типа Фонда Сороса.
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» цена на учебники является определяющей для выбора того или иного учебника. Поэтому с помощью цены, которая будет предложена ниже себестоимости, можно будет отобрать учебники, которые могут дублировать друг друга и могут быть написаны на деньги НКО типа Фонда Сороса.
30 октября 2013 года состоялось расширенное заседание Совета РИО, посвященное подведению итогов деятельности Рабочей группы по подготовке Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Объём этой Концепции составляет 80 страниц. Руководителем рабочей группы по подготовке этой Концепции являлся Нарышкин С.Е. На заседании он сказал, что удалось найти общие формулировки по многим сложным темам отечественной истории, новая Концепция стала продуктом широкого общественного согласия, в ней многие исторические события получили новое освещение. Тем не менее, 20 вопросов вошли в перечень «трудных вопросов истории России».
16 января 2014 года Президент России В.В. Путин встретился в Кремле с разработчиками этой Концепции. Во вступительном слове он сказал, что «неоднозначные события – это неотъемлемая часть нашего прошлого»; «мы должны относиться к ним с уважением, потому что это жизнь наших предков, а отечественная история – основа нашей национальной идентичности, культурно-исторического кода»; «мы принижаем то, что было сделано нашими предками. Зачем мы это делаем, мне непонятно»; «стержневая линия, которая должна проходить через весь курс преподавания истории, – объективность и непредвзятость, уважение к собственному прошлому и любовь к своей Родине». С.Е. Нарышкин привёл данные ВЦИОМ, согласно которым 85% граждан гордятся историей России, а 59% говорят о том, что вопросы истории вызывают у них живой интерес». Министр образования и науки заявил, что «на создание учебника и всего комплекса учебно-методических материалов уйдёт минимум 1,5 – 2 года, но в течение этого срока концепция обязательно будет работать и будет применяться в школе. К началу нового учебного года будет разработана примерная программа по истории России, и в каждой школе она будет использоваться как основа для преподавания истории: хотя учебника пока нет, но примерная программа, соответствующая концепции, будет применяться. Концепция будет работать, уже фактически начиная с нового учебного года».
Директор Института всеобщей истории РАН сказал, что «наша главная цель – привить молодому поколению чувство гордости за свою страну» и остановился на трудных вопросах российской истории. К ним относятся:
- происхождение Древнерусского государства, роль варягов в этом процессе; существование древнерусской народности;
- роль Александра Невского и Ивана IV (Грозного) в российской истории;
- Смута;
- присоединение Украины к России;
- особенности строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с Западом;
- петровские преобразования;
- причины падения монархии в России, прихода к власти большевиков;
- оценка НЭПа, индустриализации, коллективизации, национальной политики большевиков;
- установление однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина, причины репрессий;
- оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны;
- цена победы СССР в Великой Отечественной войне; оценка СССР в условиях «холодной войны»;
- оценка реформ Н.С. Хрущева, правления Л.И. Брежнева, «перестройки» и распада СССР, последствий экономических реформ Б.Н. Ельцина в начале 1990-х гг.;
- оценка стабилизации политической системы России в 2000-е годы.
По итогам этой встречи Президент подписал 8 поручений: 5 из них касаются Правительства РФ совместно с РИО и 3 – Минобрнауки РФ совместно с РИО.
После возвращения Крыма в состав России Президент 26 мая 2014 года дал поручение Правительству РФ совместно с РИО «обеспечить включение в концепцию нового учебно-методического комплекса отечественной истории сведений о роли Крыма, в том числе города Севастополя, в судьбе Российской империи, СССР и современной России».
После этого РИО дало старт конкурсам издательств по написанию школьных учебников на основе утверждённой Концепции. Срок представления учебников на утверждение в Экспертный Совет РИО – 15 апреля 2015 года. Планировалось, что одобренные Советом учебники уже к 1 сентября 2015 года поступят в школу. Сразу после старта по написанию школьных учебников появилось Обращение к историкам – авторам школьных учебников, подписанное 48 лицами, «объединённых неприятием того, что наше общество вновь загоняют в единую идеологическую парадигму и в «историческое единомыслие». В Обращении указано, что «единомыслящие» и «идеологически правильные» учебники, создают лишь видимость плюрализма, а «их появление будет означать для нашего общества ещё один шаг по пути к насаждению консервативной, казённо-патриотической идеологии вопреки Конституции РФ и «введению единомыслия» сверху, к усилению и, главное, к консервации авторитарного правления и духа несвободы в России». Целью Обращения был призыв к потенциальным авторам школьных учебников «бойкотировать конкурс, целью которого является создание фальсифицированной, но «идеологически правильной» версии российской истории». Формулировки, употребляемые авторами Обращения, напоминают мне шаблонные фразы партийных советских функционеров. Эти «неравнодушные» граждане были далеко не единственными, кто выступал против создания единого школьного учебника истории. Несмотря на это, в конце мая 2015 выбрать один-единственный учебник истории не получилось. Появились три, выпущенные издательствами «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово».
После этого активная деятельность по созданию Единого учебника по истории замедлилась. В 2016 году Нарышкина С.Е. назначают директором Службы внешней разведки РФ. Почти одновременно с этим министром Минобрнауки назначают Васильеву Ольгу Юрьевну. После этого согласно пункту 2 Указа Президента РФ от 15.05.2018 г. № 215 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Минобрнауки РФ разделили на 2 Министерства – науки и высшего образования и просвещения. Министерству просвещения РФ были переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере воспитания, общего образования, среднего профессионального образования обучения, дополнительного образования детей и взрослых. Министром нового Министерства оставили Васильеву. В январе 2020 года вместо неё министром назначили Кравцова Сергея Сергеевича.
По его предложению 25 февраля 2020 года РИО разработало проект новой Концепции преподавания в школе курса «История России». Она была подготовлена на базе Института всеобщей истории РАН, который является членом РИО. Россия – единственная страна в мире, где в равной мере изучается национальная и мировая история. Рабочая группа РИО актуализировала Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, одобренную Президентом РФ и утверждённую РИО в 2014 году. С учётом поступивших на этот проект отзывов текст обновлённой Концепции 23 октября 2020 года был одобрен коллегией Минпросвещения (протокол № ПК-1вн).
В ноябре 2018 года 3 историка Фурсов А.И., Спицын Е.Ю. и Золотарёв В.А. написали свой вариант Единого учебника истории. Эти авторы исходят из того, что история – это идеологический предмет, формирующий в детях их национальное сознание. 27 марта 2021 года Минпросвещения одобрило «линейку» учебников по истории России и всеобщей истории, написанных в качестве учебных пособий по истории России и всеобщей истории под редакцией помощника Президента РФ, председателя Российского военно-исторического общества (далее – РВИО) В.Р. Мединского. 31 мая 2021 года Минпросвещения утвердило Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ № 286) и основного общего образования» (Приказ № 287). Часть этих стандартов отведена истории.
В июне 2022 года Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре подготовили обращение в РИО с просьбой провести экспертизу школьных учебников истории на их соответствие историко-культурному стандарту. Сенаторы хотят обновить перечень учебников по гуманитарным дисциплинам и считают, что «экспертиза должна быть независимой, проводить её должны ЭКСПЕРТЫ научных, общественных организаций». Заместитель председателя этого Комитета Е. Алтабаева считает, что «ситуация в стране требует особого отношения к качеству преподавания и содержанию учебников по истории», потому что это одна из составляющих «НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ». Она привела пример из послания Президента РФ Федеральному собранию в апреле 2021 года, где он рассказал про учебник истории, в котором даже не упоминается Сталинградская битва. Председатель правления РИО К.И. Могилевский заявил, что РИО готово взяться за это поручение.
4 ноября 2022 года Президент России встретился с членами РИО, РВИО и представителями традиционных религий России. В.В. Путин заслушал доклады об исполнении ранее возложенных на РИО поручений и дал высокую оценку деятельности РИО. На этом заседании, где также обсуждался и школьный учебник истории, Президент во вступительном слове сказал, что «настоящее является следствием прошедшего»; «шаблоны в истории – особенно плохо»; «сутью, смыслом, предметом истории является попытка понять законы развития. Почему происходило то или иное событие? Почему оно привело к таким-то и таким-то последствиям, и что из этого вытекает?». Председатель РИО С.Е. Нарышкин в своей недавней статье «С чего начинается Родина» предложил не делить школьный курс на всеобщую и отечественную историю, а преподавать его как историю России в контексте общемирового развития. Председатель Правления РИО К.И. Могилевский отметил важность исторической науки как аналитической дисциплины, выводы которой могут помочь в процессе выработки государственных решений. Он также рассказал, как осуществляется исполнение поручения, которое было дано РИО в октябре 2022 года, – разработать единый подход к преподаванию истории России и истории родного края.
9 ноября 2022 года Президент РФ подписал Указ № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В нём указано, что это «документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности РФ, определяющий систему целей, задач реализации стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти». Ещё в Указе отмечается, что противодействие фальсификации истории является основой наших духовно-нравственных ценностей(пп. е) п. 19) и частью стратегического национального приоритета «Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» (пп. б) п. 24).
В ноябре 2022 года на пленарном заседании в рамках правительственного часа в Госдуме министр Кравцов С.С. сообщил, что Минпросвещения намерено отказаться от европоцентричного подхода в преподавании истории России в школах. 28 ноября 2022 года на церемонии награждения победителей VII Всероссийского конкурса педагогического мастерства глава Минпросвещения РФ заявил: «Сегодня вместе с РИО, экспертами готовим новые единые программы по истории нашей страны».
7 декабря 2022 года на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека Президент назвал создание новых учебников по истории и обществознанию «вопросом действительно ОБЩЕАЦИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ». После этого знакового выступления Президента министр Кравцов заявил: «Сегодня 18 декабря 2022 года принято решение, что возглавит рабочую группу Владимир Ростиславович Мединский как руководитель рабочей группы по историческому просвещению». Мединский обещал написать этот учебник до конца 2023 года. Кравцов подчеркнул, что учебник будут писать «не с нуля». 23 декабря 2022 года он заявил: «Этот учебник будет создан на основе тех учебников, которые уже есть, но с учётом тех исторических событий, которые произошли в этом году». Так как история – это фундамент государства, то очень важно определиться, какие «учебники, которые уже есть», будут положены в основу нового учебника истории. Иначе нас может ждать судьба Российской Империи и СССР. В статье 67.1 нашей Конституции написано: «Россия обеспечивает защиту исторической правды». Поэтому нам нужна ПРАВДА о Великой истории Великого народа. Может быть, за основу будут взяты правильные учебники, но, к сожалению, конкретика по этому поводу не прозвучала. Народу нужно говорить «правду, всю правду, и ничего кроме правды». Этим напутствием авторам Единого школьного учебника по истории хотелось бы завершить эту статью.
P.S. Ещё со времён Ломоносова в России начали вестись споры, а точнее борьба между историками-западниками, преклоняющимися перед Западом, и историками-славянофилами, которых можно назвать патриотами своей страны. Компромисс между этими противоборствующими сторонами вряд ли возможен. И фигура Рюрика здесь ключевая. Авторы учебников, одобренных Минпросвещения, написали, что восточные славяне пригласили на княжение Рюрика, который, скорее всего, был из варягов, а не славянин. М.В. Ломоносов, живший в XVIII веке, и русский историк, доктор философии и магистр изящных наук Е.И. Классен, живший в XIX веке и написавший в 1854 году довольно объёмную книгу «Древнейшая история славян. Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и Славяно-Руссов до рюриковского времени в особенности с лёгким очерком истории Руссов до Рождества Христова», считали иначе. Классен в своей книге очень доказательно аргументирует свой вывод о том, что варягами были Славяне-Русы. Авторы же учебников не стали писать, кто прав, кто виноват, а предоставили детям самим искать истину и решать, как судить об этих событиях. Но если о них историки могут судить с формулировкой «скорее всего», то что тогда говорить о детях. Ведь нам важно передать им истинные знания.
Михаил Васильевич Ломоносов писал в своём обращении к Российскому Императору «О размножении и сохранении российского народа»:
«… Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей».
То есть М.В. Ломоносов имел в виду, что могущество государства состоит в первую очередь из народа, а не из обширных необитаемых территорий.
Этот спор для историков-западников важен ещё потому, что они тем самым стремятся доказать, что их же предки – славяне – были чуть ли ни дикарями, не способными управлять собой, которые для этого пригласили чужестранца. Аргументы западников основаны на том, что у славянофилов нет стопроцентных доказательств их правоты. Это отчасти справедливо, так как российская история была значительно «зачищена» немецкими историками, приглашёнными Петром I, путём уничтожения в первую очередь летописей. Но эти доказательства, подтверждающие позицию славянофилов, сохранились на самом Западе.
При этом западники всячески замалчивают, что только со времён правления Петра I, вернувшегося из Европы, стало обязательной традицией для русских царей жениться на немецких принцессах. В результате этого в жилах так называемых русских царей по фамилии Романовы текло несколько процентов русской крови и с каждым последующим царём её количество уменьшалось, если было вообще.
Историки-патриоты, утверждая, что Рюрик был славянином, то есть своим, стремились доказать, что славяне были Великим народом и во многом превосходили Запад. Мало кто знает, что Славянский календарь («Коляды дар») на 5 508 лет древнее европейского, введённого Петром I с 1700 года, и на 2,8 тысячи лет древнее китайского! Сейчас по Славянскому календарю 7531-ое лето от Сотворения Мира в Звёздном Храме. Это год Огнегривого Коня. Наверняка возникают аналогии с Русскими народными сказками.
Пожалуй, самым сложным для авторов указанных учебников оказалось объективно описать эпоху Сталина. Попытка найти компромисс между двумя партиями оказалась неудачной для авторов учебников. Как сказал И. Дицген очень справедливые слова:
«Из всех партий самая гнусная есть партия середины».