В редакцию газеты «ПРЕЗИДЕНТ» поступило обращение о проведении журналистского расследования от представителей Религиозной организации «Преображенский мужской монастырь Колпашевской Епархии Русской Православной Церкви», расположенной в Молчановском районе Томской области в селе Могочино и поселении Большой Волок.
Согласно полученным данным, уже более года после кончины настоятеля монастыря, игумена Матфея (в миру — Черевикина Аркадия Юрьевича, 06.09.1947 — 04.05.2022), некие третьи лица, привлекая свои связи из административных структур, захватывают мошенническим путём имущество покойного батюшки, по праву принадлежащее монастырю, в том числе подаренное благодетелями для строительства будущей Сибирской Лавры.
Бывшее поселение Большой Волок, на территории которого планируется возведение комплекса Сибирской Лавры, имеет богатую и давнюю историю.
Архимандрит Иоанн (Луговских). Игумен Матфей.
История поселения Большой Волок
В каменном веке окрестности Волока были излюбленным местом для мамонтов, поэтому охотники на мамонтов устремлялись сюда и создавали тут поселения.
Большой Волок находится на полуострове, образованном протокой Анга, протекающей в пойме Оби, и такое расположение удобно было для его обороны.
Впоследствии, во время существования здесь известной Кулайской культуры, по руслу Анги проходили речные торговые пути и, поскольку водная петля вокруг полуострова была труднопроходима и требовалось волочение судов, то возникло поселение, которое и обслуживало этот волок, то есть помогало в волочении судов и грузов, взимая за это плату.
Подтверждением этому служат рассказы бывших жителей Волока о том, что в 60-х годах под корнями старинного кедра открылась могила с останками древнего воина, полностью облаченного в доспехи со множеством холодного оружия – так в древности было приято при захоронении знатного воина жертвовать ему оружие.
Топонимика вокруг посёлка Большой Волок связывает эти места со знаменитой страной Лукоморье, находившейся на правобережье Оби по ее правым притокам Кеть, Чулым и Томь. Известно о двух городах Лукоморья – Грустины и Серпонов. Археолог и востоковед Леонид Романович Кызласов считал, что столица Лукоморья город Грустину следует искать не на Томи и не на Кети, а именно в низовьях реки Чулым. Большой Волок как раз и находится в совместной пойме устья Чулыма и Оби, и некоторые топонимы рядом с Волоком похожи на название Серпонов.
Современная же история поселка Большой Волок связана с трагическими событиями начала 20 века, когда в этот район стали ссылать спецпереселенцев из разных уголков бывшей Российской Империи.
В тридцатых годах прошлого века на Волоке поселили до 60 семей ссыльных кулаков, в основном иностранцев: немцев, литовцев, латгальцев и украинцев. Многие из них, неугодные Советской власти, были расстреляны на территории Большого Волока. Сам же Волок и его окрестности входили в печально известный СибЛОН – Сибирский лагерь особого назначения, где кроме Большого Волока вдоль таёжных речек и стариц стояли ещё несколько десятков спецпереселенческих посёлков, обслуживающих транспортировку спиленного леса по таёжным речкам к Могочинскому лесозаводу.
В то время на Волоке возникла промартель «Смелый путь» по производству смолы и скипидара для пропитки деревянных барж, используемых для лесоперевозок. Деревья выкорчевывали взрывом (аммонитом), а из корней в огромных железных чанах, сохранившихся до сих пор, вываривали смолу и скипидар.
После Великой Отечественной войны в посёлке появилась школа до 4-го класса, и деревня уже состояла из двух улиц вдоль протоки. Даже несколько раз в году приезжала кинопередвижка. В конце 50-х появился генератор, подающий электричество. Электродвижок давал свет с 8 до 10 утра и с 18 до 24 вечера. В 1959 году в посёлок провели радио. А в 1961 год пришёл приказ о ликвидации Волока.
Ликвидация деревни была связана с указом Н.С. Хрущева о ликвидации неперспективных деревень, что фактически было продолжением «спецпереселенческой политики», целью которой было полное раскрестьянивание, то есть превращение крестьян в сельскохозяйственный пролетариат. Советская власть считала крестьянство явлением временным и уходящим, более того, носителем косного традиционного мировоззрения.
Сеть малых деревень мешала и противоречила планам социалистического строительства, в котором все должны были зависеть от государства.
К 1983 году от программы ликвидации неперспективных деревень отказались: это грозило разрушением всего сельского хозяйства. В 1988 году решили разработать программу возрождения малых деревень, однако она не успела реализоваться из-за начавшейся перестройки.
В 1992 году бывшее поселение и окружающие земли отдали Могочинскому женскому Никольскому монастырю под сельское хозяйство. В скором времени, на заседании Священного Синода (26 апреля 1993 года) под председательством Патриарха Алексия II постановили благословить открытие Преображенского мужского монастыря для возрождения в нём монашеской жизни и утвердить иеромонаха (в дальнейшем — архимандрита) Иоанна (Луговских) наместником монастыря с возведением в сан игумена.
Таким образом, по благословению Патриархии Русской Православной Церкви, ещё до игумена Матфея, на Большом Волоке начал строительство Сибирской Лавры основатель и игумен Иоанн (Луговских), который сам считал, что эти места, столь древние и политые потом и кровью новомучеников, как нельзя лучше подходят для нового духовного центра в Западной Сибири. Так бывшая неперспективная деревня стала местом новой точки роста духовности в России.
Газета «ПРЕЗИДЕНТ» начинает журналистское расследование по поводу предположительно заведомо спланированных хищений имущества преступным путем и иных мошеннических действий в отношении монастыря и его прихожан.
Игумен Матфей. Игумен Матфей.
Стройка Преображенского мужского монастыря. Стройка Преображенского мужского монастыря. Стройка Преображенского мужского монастыря. Стройка Преображенского мужского монастыря. Визит Патриарха Алексия II в Томскую область. Архимандрит Иоанн (Луговских).