12 апреля 2023 года в День космонавтики мне пришла смс-ка от уникальной женщины из Новороссийска, на которой была фотография будущего первого космонавта Планеты Земля с его братьями и сестрой, а также краткая информация о том, что его младшего брата немец повесил на его глазах. Я не знаю, почему я не мог поверить в правдивость того, что было написано в этой смс-ке. Но оказалось, что это горькая правда. У меня возник вопрос, как такое возможно, что мы об этом не знаем, а тем более сейчас, когда ведём войну против нового фашизма. Нам это важно знать!
Юрий родился 9 марта 1934 года в смоленской деревне Клушино. Его родители – Алексей Иванович и Анна Тимофеевна – были крестьянами. У Юры были старшие брат Валентин и сестра Зоя, а также младший брат Борис. Никаких связей с князьями Гагариными, пребывавшими в эмиграции и претендовавшими на родство с его семьёй, не было. Самым известным из представителей «голубых кровей» был дедушка Юры по материнской линии путиловский рабочий Матвеев Тимофей Матвеевич. Когда началась Война, Юре уже исполнилось 7 лет, и 1 сентября 1941 года он пошёл в школу. Его отца отказались взять на фронт даже в тыловые части. Это сильно отразилось на его самочувствии. У него одна нога была короче другой. Он сильно хромал, а накануне войны ещё перенёс тяжелейшую форму тифа, пролежав в больнице около двух месяцев, после чего стал мрачным и угрюмым.
12 октября деревня оказалась в оккупации, и учёба Юры, как и всех остальных деревенских детей, прервалась. Семью с малыми детьми немцы выгнали на улицу из нового дома, который его отец построил всего 8 лет тому назад. В их доме устроили мастерскую по ремонту аппаратов связи и зарядке аккумуляторов. Заведовал ею баварец по имени Альберт, которого за жестокость и садизм местные жители прозвали Чёртом. На огороде собственного дома Гагарины выкопали небольшую землянку, сверху накрыли её дёрном. Отапливалась она печкой-буржуйкой, а освещалась лучиной. Прожили они в ней 1,5 года, пока деревня была в оккупации. Отца немцы заставили работать на мельнице.
В Интернете много разной информации об этом периоде жизни семьи Гагариных. Мы будем пользоваться самой достоверной информацией, изложенной непосредственным свидетелем тех событий – старшим братом Валентином. Спустя 15 лет после гибели своего «звёздного» брата он написал книгу, которую назвал «Мой брат Юрий». В середине сентября произошло событие, которое навсегда пробудило в Юре любовь к небу. Над Клушино пролетели два самолёта с красными звездами на крыльях. Это были первые самолёты, которые он увидел в своей жизни. Один из них был подбит в воздушном бою и лётчик тянул его из последних сил на болото. Самолет упал и переломился, а пилот удачно выпрыгнул над самой землей. Рядом с болотом на луг опустился второй самолёт. Лётчик не оставил в беде своего товарища. Все мальчишки сразу побежали туда. Каждому хотелось хоть дотронуться до лётчиков, залезть в кабину самолёта. Каждому в селе хотелось, чтобы лётчики переночевали именно в их доме. Но лётчики провели ночь у своего самолёта. Юра тоже не спал и находился рядом с ними. Утром лётчики улетели, оставив в душе Юры светлые и незабываемые воспоминания.
Оккупация немцами деревни Клушино и их ненависть к местным жителям открыла в Юре черты характера, которые глубоко дремали в нём. Юра начал против Чёрта тайную «партизанскую» войну, которая со временем только набирала обороты и становилась только изощрённее.
Началась она с разбрасывания Юрой на дороге гнутых гвоздей. Однажды Юра, младший брат Бориска и другие деревенские дети играли с тряпичныи мячом в «выбивалы». Чёрт – здоровый и плотный детина – смотрел на детей и явно скучал. Он сходил в избу, положил на нижнюю ступеньку крыльца кусочки сахара, который был для детей изысканным лакомством, и позвал детей угоститься. Взрослые понимали, что здесь кроется какой-то подвох. А Бориска – самый маленький и доверчивый из всех – протянул руку к сахару. В этот момент Чёрт тяжёлым сапогом наступил на неё. Бориска истошно завопил. Юра закричал: «Отпусти»! Но Чёрт и не думал. Тут Юра отступил назад, разбежался и, что было мочи, ударил головой немца в живот. От этого Чёрт присел на ступеньки. Дети моментально разбежались, а Юра повёл Бориску в землянку. Немец опомнился, бросился за ним, но тут засигналила машина на улице: Чёрту привезли аккумуляторы огромных размеров.
Юра несколько дней не ночевал дома, жил у кого-то из деревенских, а Чёрт эти же несколько дней заряжал аккумуляторы. Когда Юра пришёл в землянку, Чёрт сел на велосипед и укатил. Через некоторое время он вернулся вместе с грузовой машиной, на которую немцы погрузили аккумуляторы. Чёрт заслужил благодарность от начальства и устроил себе пиршество на крыльце с патефоном и вином. Но через некоторое время заорала та же машина. Немцы снова занесли во двор те же самые аккумуляторы, а Чёрт стоял навытяжку перед разгневанным начальником и, по-видимому, оправдывался. Никто кроме Юры не мог понять, что случилось. А Юра, доставая из кармана щепоть каустической соды, сказал: «Это я ему насыпал в эти штуки». Конечно, одежду, в которой была сода, мама сразу же выстирала, а вечером был разговор с отцом, который ему объяснил, что он мог всю семью под расстрел подвести. К счастью, Чёрт не догадался, чьих рук это дело.
Однажды, Юра и Бориска стояли у ограды и смотрели на улицу. Борька почему-то принялся отдирать доску от ограды. Юра помог в этом брату. Тут совсем неслышно к ним подкрался Чёрт. Он приподнял Бориса за воротник пальтишка, обвил вокруг его шеи концы шарфа, завязал петлей, и на этом шарфе подвесил Борьку на сук яблони. Бориска закричал, но туго стянутый шарф все сильнее и сильнее сдавливал ему горло. Он мотал руками и ногами, а потом вдруг обвис, обмяк, глаза из орбит выскочили. Юра подпрыгивал несколько раз, пытаясь снять брата, но не смог достать. Тут немец выскочил из избы с фотоаппаратом в руках и оттолкнул Юру. Он побежал в землянку и закричал: «Мама, Черт Борьку повесил!» Мать выскочила на улицу. Чёрт стоял около яблони, щёлкал фотоаппаратом и загородил ей дорогу. Неизвестно, откуда у матери взялась такая сила. Она оттолкнула здорового фрица, рывком раздёрнула узел на шарфе, и Бориска упал в снег. В землянку она принесла его почти безжизненного. После этого с месяц, наверно, Борис не мог ходить, а по ночам страшно кричал во сне.
Вскоре после этого у Чёрта вышел из строя движок его мотоцикла. Фриц быстро установил причину неисправности: выхлопная труба была основательно забита тряпками, рваной бумагой и мусором. С этим хламом в руках он зашёл в землянку, где искал что-то похожее на то тряпьё, с которым заявился в землянку. Но, к счастью, ничего похожего не нашёл. В этот раз никто в семье Гагариных не сомневался, чьих рук это дело, но Юру никто не ругал.
В январе 1943 года немцы стали забирать на принудительные работы клушинскую молодёжь. 5 февраля забрали 17-летнего Валентина. Не прошло и недели, как забрали Зою. Мать вместе с другими женщинами долго бежала за колонной детей, их отгоняли винтовочными прикладами и натравливали на них собак. Однако, доехать до Германии им было не суждено. Через 3 недели их колонна прибыла в Белоруссию, ожидая там состава в Германию. В неразберихе Валентину и Зое удалось бежать. Брату даже удалось отобрать автомат у своего конвоира.
В соседнем лесу они встретили советских танкистов. От них ребята узнали, что 6 марта 1943 года красноармейцы с боями освободили Гжатск, а 9 марта 1943 года в день рождения Юры пришли в Клушино, которое находилось в 13 километрах от города. Немцы отступали с обмороженными лицами, укутанные в обрывки одеял и тряпьё.
Избежав немецкой неволи, Валентин и Зоя решили пополнить ряды красноармейцев. Брат остался служить в танковой части, а сестра выполняла обязанности санитарки. На фронте они пробыли до окончания Войны. Вся семья воссоединилась только после Победы.
24 мая 1945 года семья переехала в Гжатск, где глава семейства своими руками заново собрал свой разобранный клушинский дом. Сейчас это музей Первого космонавта. Гжатск в апреле 1968 года после гибели Юрия Алексеевича назвали Гагариным. В мае 1949 года Юра окончил 6-ой класс Гжатской средней школы. Родители и учителя уговаривали его окончить семилетку, но Юра хотел продолжить учёбу в Москве, где жили родственники. Только 30 сентября Юре удалось с помощью дяди поступить в Люберецкое ремесленное училище № 10.
Там он участвовал в художественной самодеятельности — играл в духовом оркестре на трубе. Параллельно поступил в вечернюю школу рабочей молодёжи. 16 декабря 1949 года Юрий Гагарин вступил в комсомол. Седьмой класс вечерней школы окончил в мае 1951 года, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.
25 октября 1954 года он впервые пришёл в Саратовский аэроклуб ДОСААФ СССР. Вскоре началась его карьера в авиации. 27 октября 1955 года Гагарин был призван в Советскую армию и направлен в город Чкалов, ныне Оренбург, в 1-е военное авиационное училище лётчиков имени К.Е. Ворошилова.
Дальнейшая история Юрия Гагарина общеизвестна. Он стал первым человеком в космосе! Подробнее об этом можно прочитать в других статьях «Газеты «ПРЕЗИДЕНТ».
Первая смерть пришла в семью Гагариных 27 марта 1968 года, когда погиб Юрий в авиационной катастрофе около деревни Новосёлово во Владимирской области. Он выполнял учебный полёт на самолёте МиГ-15УТИ с инструктором В.С. Серёгиным.
Гибель сына так потрясла Алексея Ивановича, что он даже не смог поехать на похороны сына, который погиб в день рождения отца. Он умер в 1973 году, не дожив полтора месяца до своей золотой свадьбы.
В 1977 году умер младший из детей Борис.
Анна Тимофеевна занималась организацией мемориального музея своего сына, дожив до 80 лет, и ушла из жизни в 1984 году. У неё осталось 7 внуков, 12 правнуков и 9 праправнуков.
В 2004 году ушла из жизни Зоя, а в 2006 году – старший в роду Валентин.
Вся семья Гагариных, за исключением Юрия, похоронена на Главной аллее Предтеченского кладбища города Гагарин. Прах первого космонавта захоронен в некрополе у Кремлевской стены.