Советская военная техника считается самой надёжной в мире и является хорошей платформой для модернизации под широкий спектр задач. Многие боевые машины, которые служат уже три десятилетия после развала СССР, тем не менее могут оставаться эффективными при должном переоснащении и обслуживании.
Бронетранспортёр БТР-60
Советский бронетранспортёр БТР-60, разработанный в 1956—1959 годах, в основном поступал на вооружение в мотострелковые формирования вооружённых сил СССР. Эта боевая машина была одной из лучших в своём роде, отличалась хорошей проходимостью, позволявшей следовать по труднопроходимой местности даже за танками, и обладала возможностью двигаться по воде, но имела недостаточно мощный двигатель для быстрого маневрирования и езды по горной местности.
Противопульная стальная броня обтекаемой формы делалась толщиной 9 мм во лбу, по 7 мм на бортах и 5 мм в корме. Однако, она слабо защищает от противотанковых средств. Вооружался БТР-60 пулемётами калибра 7,62-мм СГМБ и 14,5-мм КПВТ, которые в совокупности могли эффективно поражать живую силу и лёгкую технику противника на дистанции до 2 км.
Уже в 1980-х годах бронетранспортёр стал вытесняться более совершенными моделями БТР-70 и БТР-80, но он успел принять участие в Советско-китайском пограничном конфликте на острове Даманском и в Афганистане. На сегодняшний день более 40 государств сохраняют выпущенные ещё в советское время БТР-60 на вооружении.
Множество БТР-60 разными путями оказались в зоне конфликта в Украине ещё в 2014 году, но многие из них пошли в бой в стандартной комплектации. Добровольческие подразделения Донецкой и Луганской Народных Республик ещё до вхождения данных регионов в состав Российской Федерации, а также ВС РФ умело модернизировали БТР-60. С обновлёнными двигателями, радиостанциями, прицельными приспособлениями и более мощным вооружением в виде 40-мм автоматического гранатомёта эти боевые машины уверенно продолжают свою службу. Многие из модернизированных бронетранспортёров переделываются в командно-штабные машины (КШМ).

Танк Т-62М
Созданный на базе танка Т-55 и производимый в СССР с 1962 по 1975 годы это был ещё один прорывной проект среди машин войны. Т-62 стал первым в мире серийным танком с гладкоствольным орудием с высоким разгоном бронебойных оперённых подкалиберных снарядов (БОПС), при этом имея массу среднего танка, но с мощным бронированием.
Танк оказался на столько удачным, что при модернизации Т-62 ещё долгое время действовал совместно с более продвинутыми Т-72 и Т-80 и мог противостоять более тяжёлым танкам. Стоит отметить, что он изначально создавался в ответ на танки США М48 и М60, а также немецкий «Леопард».
Однако, уже в 1980-е танк устарел из-за отсутствия новых автоматических систем, появления новых типов брони и снарядов. Поэтому модернизация этой машины в основном касалась усиления защиты.
При бронировании Т-62 предполагалась в первую очередь защита от противотанковых 105-мм снарядов НАТО и пехотных противотанковых средств. Поэтому толщина лобовой бронеплиты составляла 100 мм, а бортов — 80 мм. В качестве основного вооружения применялась 115-мм гладкоствольная пушка У5-ТС «Молот», а также 7,62-мм пулемёт. Для повышения эффективности ведения огня в движении они оснащались двухплоскостной системой стабилизации «Метеор».
Т-62М применялся во время войны в Афганистане. Затем он продолжал применяться во многих других вооружённых конфликтах на Ближнем Востоке. На сегодняшний день 16 государств, включая Российскую Федерацию, имеют данный танк на вооружении армии.
Депутат Государственной думы РФ, генерал-лейтенант в запасе Андрей Гурулев в марте 2023 года заявлял, что 50-летние танки превращаются в современные боевые машины по мере того, как им добавляют новейшее оборудование, в том числе многоспектральная гиростабилизированная оптико-электронная система (МГОЭС), тепловизор и электромеханическая мачта для башни. Кроме этого, на танки Т-62М устанавливают модули дополнительного многослойного бронирования корпуса и башни, а также навесную динамическую защиту «Контакт».
На сегодняшний день обновлённые Т-62М уже участвуют в специальной военной операции ВС РФ в Украине.

Сухопутно-морской боевой гибрид
Военные корреспонденты «Операция Z» сообщили, что в зоне проведения специальной военной операции в Украине российскими военными задействованы сухопутно-морские боевые гибриды: это гусеничные артиллерийские тягачи АТС-59Г, снятые с хранения, на которые установлены двуствольные корабельные 25-мм артиллерийские установки 2М-3М.
АУ 2М-3 разрабатывалась с 1945 по 1953 год. Её главной функцией является самооборона корабля и ПВО. Установка способна поражать цели на наклонной дальности до 3 километров. Скорострельность составляет 300 выстрелов в минуту на ствол.
АУ 2М-3М — является дальнейшей разработкой данной линейки вооружения. Но её производство было прекращено в 1984 году. Однако, уже произведённые установки продолжают использоваться в военных конфликтах новейшей истории. Например, в ходе Гражданской войны в Сирии было зафиксировано применение данных установок на базе грузовиков ЗИЛ-131.
АТС-59Г — советский средний гусеничный быстроходный артиллерийский тягач, образца 1969 года. Предназначался для буксировки прицепов, перевозки людей и различных грузов по всем видам дорог и бездорожья. Оснащался очень мощным двигателем и противорадиационной защитой в кабине.

Материал подготовили:
Евгений Дорохов
Виктор Удалов