Это создание мест в детских садах в шаговой доступности от места проживания детей за счёт надстройки садов и выполнение в них капремонта без прекращения их функционирования по цене в 1,5 раза меньшей, чем при новом строительстве.
В день инаугурации 7 мая 2012 г. Президент РФ подписал 2 «социальных» Указа, касающиеся детей: № 599 о стопроцентной доступности к 2016 г. дошкольного образования для детей от 3-х до 7 лет и № 606 о повышении к 2018 г. рождаемости. Считается, что в настоящее время эти Указы в основном исполнены. Но в некоторых городах очередь в детские сады перестала существовать лишь благодаря чиновникам путём замены понятия «очередь в детские сады» на понятия: «список желающих посещать детские сады», «потребность в местах в детские сады» или другими аналогичными способами. Одним из распространённых в регионах способом ликвидации очереди была установка вместо обычных кроватей двухуровневых кроватей. Да, это нарушение СанПиН, но Указ Президента вроде бы как исполнен. Но вместе с очередью при этом, мягко скажем, значительно СНИЗИЛОСЬ КАЧЕСТВО дошкольного ОБРАЗОВАНИЯ, так как в переполненных группах заниматься образованием детей невозможно. Таким образом «росчерком чиновничьего пера» очереди в детские сады исчезли, но потребность в них осталась. Но что тогда было истинной целью исполнения Указа № 599? В нём она чётко указана: не ликвидация очереди в детские сады, а доступность дошкольного ОБРАЗОВАНИЯ, качество которого в результате исполнения Указа Президента значительно снизилось! Вроде бы парадокс: цель Указа была улучшить состояние в сфере дошкольного образования, а его ухудшили, но при этом Указ в основном исполнили! Как это объяснить: может быть, «хотели как лучше, а получилось как всегда», или это блестяще разработанная и исполненная операция? Я склоняюсь ко второму, потому что такое исполнение Указа Президента напоминает мне деградацию школьно образования с помощью ЕГЭ.
По данным Минобрнауки РФ в начале 2012 г. 36,3 % от общего числа детей оставались за пределами детских общеобразовательных организаций (далее – ДОО) в связи с тотальной нехваткой мест в них. Официально зарегистрированная очередь в ДОО в среднем по стране составляла 18,8 %, то есть была в 2 раза меньше. По данным Роспотребнадзора официальная очередь в ДОО в стране составляла 2 186 тыс. детей, и еще столько же детей находилось дома с матерями или родственниками. По данным Минобрнауки РФ новое строительство одного ДОО «под ключ» обходилось в 250 – 350 млн. руб. в зависимости от региона и вместимости ДОО. Из этих официальных данных можно рассчитать, что стоимость одного места для ребёнка в ДОО обходится государству в среднем: 250 – 350 млн. руб. : 140 – 180 (число мест в ДОУ) = 1,85 млн. руб., а ликвидация очереди в ДОО потребует: 1,85 млн. руб. (усреднённая стоимость одного места в ДОО) х 2,186 млн. детей = 4 трлн. руб., то есть 1 трлн. руб. в год.
На момент подписания Президентом РФ Указа № 599 в стране действовали Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Согласно их п. 2.4. радиус пешеходной доступности ДОО в городах должен быть не более 300 м, т.е. дети должны были посещать ДОО, расположенные в 5 мин. пешком от их дома. С этим требованием СанПиН решить проблему нехватки мест в ДОО невозможно, так как во многих городах страны, а в городах проживает более 80 % населения России, имеется острый дефицит свободных земельных участков особенно в центральных и обжитых районах. В них просто нет свободной земли для ДОО. А если ещё учесть, что на одного ребёнка должно ещё приходиться не менее 9 кв. м прогулочной зоны, то задача становится нерешаемой. Эти положения СанПиН значительно затрудняли практическое исполнение Указа Президента РФ.
Занимаясь мансардами в одной из префектур Москвы, я ещё в 2002 году предложил решить задачу нехватки мест в ДОО путём надстройки мансардами типовых двухэтажных зданий без прекращения их функционирования. Первый заместитель Мэра Москвы, руководитель Комплекса социальной сферы Швецова Людмила Ивановна поддержала эту идею. В то время мансарды этажом не считались. В качестве эксперимента Швецова Л.И. решила выбрать не детский сад, а детский дом, чтобы исключить возможность жалоб родителей, связанных с надстройкой. 13.09.2002 г. было подписано распоряжение Правительства Москвы от № 1365-РП, в котором поручалось осуществить в 2002 – 2003 годах проектирование и строительство мансарды над одной секцией Социального приюта для детей и подростков Северо-Восточного административного округа во владении 22а по улице Декабристов. Так как Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ о госзакупках ещё не было, то надстраивать приют было поручено из ЛСТК – лёгких стальных тонкостенных конструкций – ОАО «Мосмонтажспецстрой». Потом распоряжением Правительства Москвы от 05 апреля 2007 года № 615-РП сроки завершения работ были перенесены на 2007 – 2008 годы, а распоряжением Правительства Москвы от 12 октября 2009 года № 2665-РП – на 2007 – 2010 годы. В итоге мансарда площадью менее 400 кв. м была введена в эксплуатацию лишь в 2015 году – на 12 лет позже изначально установленного срока. Но уже в 2017 г. её демонтировали из-за начавшегося разрушения здания самого приюта.

Непрофессионализм проектировщиков и застройщиков привёл не только к значительному расходованию бюджетных средств, но и к тому, что данный эксперимент город вынужден был признать неудавшимся, хотя эксперимент показал, что надстройка без прекращения функционирования ДОО вполне возможна. После этого вспоминаются слова Сталина: «кадры решают всё». В СССР был правильный принцип: «АВТОР – НА СЦЕНУ». Считалось, что лучше автора идеи или изобретения никто его осуществить не сможет. Только для автора предложения или идеи оно является его детищем, ребёнком, которого он не только создал, но и готов воспитать и сделать его самым лучшим. Для меня же ставка города не на детсад, а на приют, то есть на детдом, оказалась роковой: моё детище отдали именно в детдом, где им занимались люди, не заинтересованные в том, чтобы оно стало лучшим. В итоге такого решения это детище стало калекой. Какова стоимость этого сталинского или советского принципа? Ниже будет показано, что только в этом детсадовском проекте стоимость этого принципа > 3 трлн. руб. или ~ 20 % годового бюджета страны. В другом моём мансардном проекте она в 2 раза больше. Только 2 проекта только одного человека могут стране сэкономить более половины её годового бюджета. А сколько могут принести пользу и сэкономить стране остальные инициативные люди, неотформатированные существующей системой образования? Вот она истинная стоимость принципа «Автор на сцену», превосходящая годовой бюджет страны!
После подписания Президентом РФ Указа № 599 я трансформировал идею надстройки мансард на ДОО в надстройку полноценного этажа и использование эксплуатируемой крыши над надстроенным 3-им этажом в качестве дополнительной прогулочной зоны. К этому времени у меня был практический опыт, полученный в процессе возведения более 20 мансард без отселения жителей. Чтобы не допустить в будущем при надстройке ДОО и других социальных объектов издевательство над здравым смыслом, я запатентовал своё видение способа надстройки, от которого упорно отказывались «специалисты» при надстройке приюта. Для сведения: на крыше самого элитного в СССР в 1930-ых годах Дома на Набережной находился детский сад.
С идеей надстройки ДОО мне посоветовали обратиться в Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (далее – АСИ), председателем Наблюдательного совета которого является Президент России. АСИ поддержало мой проект. Но оно также ранее рассмотрело и одобрило аналогичный проект другого автора из Екатеринбурга по надстройке ДОО с прекращением их функционирования на время надстройки и проведения капитального ремонта 2-хэтажного здания. АСИ разработало «дорожную карту» изменений и дополнений в СанПиН 2.4.1.2660-10. В них были также отменены некоторые нормы или переведены из разряда обязательных норм в разряд рекомендуемых (необязательных), которые затрудняли исполнение этого Указа, в частности норма, регулирующая площадь для прогулок, приходящаяся на одного ребенка – 9 кв. м. Осталась лишь одна обязательная норма – площадь игровой комнаты в здании ДОО, приходящаяся на одного ребёнка – 2 кв. м. Для прогулок детей теперь разрешалось использовать территории скверов, парков и другие территории. В итоге Роспотребнадзор утвердил новые СанПиН 2.4.1.3049-13, вступившие в силу с 30.07.2013 г. Наблюдательный совет АСИ признал проект увеличения числа мест в ДОО за счёт их надстройки СТРАТЕГИЧЕСКИМ для страны ПРОЕКТОМ. Но несмотря на это решение, утверждённое Президентом РФ, и то, что в Свердловской области было надстроено около 10-ти ДОО, местные власти негативно отнеслись к проекту надстройки ДОО.
В итоге в настоящее время СанПиН 2.4.1.3049-13 признаны утратившими силу, а вместо них принят новый Свод Правил 252.1325800.2016 «Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования». Его правильнее назвать старым, потому что в него включено устаревшее положение о радиусе доступности от дома до ДОО не более 300 м, а надстройка здания разрешена только техническим этажом. Вопрос: почему вернулись к шаговой доступности? Ведь тогда ДОО может быть наполовину пустым, а тех, кто проживает в 350 м от него, направление в него дать не могут, чтобы не нарушать Свод правил. А кому нужно за бюджетные средства возводить техэтаж в 2-хэтажных зданиях с прекращением функционирования ДОО, который не даёт ни одного дополнительного места? Кто написал такой Свод Правил? Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования – «МНИИТЭП» – флагман по проектированию всего советского индустриального домостроения. Там были лучшие специалисты. Они точно не могли такое придумать. Но у их Института был один недостаток – его расположение. Он расположен в безумно дорогом Столешниковом переулке. Сейчас его площади сдаются в аренду. Конечно, можно считать, что Свод Правил написали такие же «профессионалы», которые 13 лет надстраивали здание приюта. Но вероятнее всего, это было написано, чтобы никто больше не мог экономить 3 трлн. руб. бюджетных средств. Ведь надстройка позволяет без увеличения существующей площади земельного участка под детским садом увеличить в 1,5 – 2 раза число мест в нём по цене в 1,5 – 2 раза меньшей, чем при новом строительстве. И это с учётом выполнения капремонта здания ДОО и без учёта рыночной стоимости земли. С учётом того, что дополнительная земля в городах не появилась, особенно в центральной и обжитой их части, и того, что 100 %-ная доступность дошкольного образования пока не наступила, важно подробнее рассказать о сути предложенного национального стратегического проекта. Это самый быстрый, самый экономичный и самый востребованный вариант решения задачи нехватки мест в ДОО в условиях острого дефицита свободных земельных участков родителями, желающими получить места рядом со своим домом, а не на другом конце города. Находится этот резерв для застройки не на «нулевом» уровне земли, которого просто нет, а на плоских крышах существующих двухэтажных зданий типовых серий, в которых располагаются детские сады. Надстройка этих зданий и их капремонт осуществляются без прекращения их функционирования, то есть без прекращения посещения их детьми. Существующая плоская крыша этих строений при надстройке не используется и не является полом надстраиваемого этажа, а все быстровозводимые металлические конструкции надстраиваемой части опираются на выступающие над крышей несущие стены здания, называемые парапетом. При этом не требуется стационарный подъемный кран, а строительная площадка находится на крыше ДОО. СанПиН 2.4.1.3049-13, к которым при наличии политической воли и с учётом увеличения рождаемости в стране всегда можно вернуться, разрешали возведение в городах ДОО высотой 3 этажа (п. 4.3). В них не было запрета на использование плоской крыши над 3-им этажом в качестве всесезонной прогулочной зоны. Старые СанПиН 2.4.1.2660-10 это запрещали.

На этом фото видна огороженная прогулочная зона. Её площадь, равная площади застройки ДОО, в среднем составляет 1/3, а иногда и ½ от площади земельного участка, отведённого под ДОО. Оставшиеся 2/3 площади земельного участка в 2-хэтажном ДОО отводятся под детские группы, занимающие 2 этажа. Т.е. на детей, располагающихся на одном этаже, отводится ~ 1/3 площади земельного участка. Детям из старших и подготовительных групп, располагающихся на 3-ем этаже, достаётся прогулочная зона, занимающая также 1/3 площади земельного участка. Но они при этом не спускаются со своего этажа вниз, а поднимаются наверх. Таким образом, в результате надстройки ДОО уплотнения или скученности детей при прогулках не происходит. Какая группа занимала беседку, ту же беседку она и будет продолжать занимать во время и после надстройки.
Надстройка ДОО дешевле, чем их новое строительство, так как при надстройке исключаются затраты, связанные с устройством котлована, фундамента здания, подведением к ним всех инженерных сетей и коммуникаций. Только путём надстройки ДОО, а не их нового строительства, можно получить дополнительные места именно в ДОО «шаговой доступности» – в тех микрорайонах, где имеется спрос на них, а не там, где есть свободные земельные участки для нового строительства ДОО, то есть на окраине городов. БОльшая часть существующих ДОО была построена во времена СССР. Запас несущей способности фундаментов до 50 % этих ДОО в подавляющем большинстве случаев позволяет их надстраивать без усиления фундаментов. Существующие инженерные сети и запас их мощностей в ДОО, построенных до 2003 г., подводились по нормам ранее действовавших в СССР СанПиН 3231-85 и изначально были рассчитаны на большее количество детей и поэтому имеют запас подведенных к ДОО мощностей инженерных коммуникаций. При надстройке или реконструкции ДОО необходимо также выполнить их капремонт. Около половины ДОО, в первую очередь построенные в СССР, требуют капремонта. А проводить его можно только с прекращением их функционирования. При этом возникает вопрос: куда девать детей? Ведь вокруг есть только переполненные ДОО.
Все приводимые ниже расчёты выполнены в ценах 2015 года для Московской области, когда нас поддержало руководство области с этим проектом. Стоимость надстройки ДОО с внутренней отделкой составляла ~ 40 тыс. руб./кв. м. Выполнение капремонта существующего 2-хэтажного здания увеличивает стоимость надстройки до 80 тыс. руб./кв. м, то есть в 2 раза. Замена в нём сантехники, мебели, инженерного и кухонного оборудования увеличивает суммарную стоимость надстройки ~ в 2,5 раза до 100 тыс. руб./кв. м. Таким образом, обременение, связанное с необходимостью выполнения капремонта ДОО, со 40 до 100 тыс. руб./кв. м, то есть в 2,5 раза увеличивает суммарную стоимость надстройки. Как показала смета, выполненная проектировщиками во время несостоявшейся надстройки одного типового ДОО, рассчитанного на 150 мест, стоимость капремонта ДОО составляет ~ 50 млн. руб. или примерно одну шестую часть от стоимости нового строительства ДОУ. Это показывает, что значительно выгоднее капитально ремонтировать ДОО, чем сносить их, а на этом месте строить новые. Но власти считают иначе.
Средняя стоимость создания одного места при надстройке «под ключ» составляла 850 тыс. руб. или в 2 раза меньше, чем при новом строительстве. Время надстройки ДОО, включая время выполнения капремонта, составляет 4 – 5 месяцев, что в 2 – 3 раза меньше нового строительства. Так как все ДОО – типовые, то их надстройка также является типовой, а поэтому ещё более быстрой. Преимуществом надстройки ДОО также является то, что согласно ст. 24 и 28 Градостроительного кодекса РФ при реконструкции не требуется обязательное проведение публичных слушаний с жителями рядом расположенных домов. В Москве это вызывало реальные сложности. Важно отметить, что указанная выше стоимость надстройки – это розничная цена, рассчитанная на надстройку одного ДОО. С учётом огромного объёма надстройки затраты могли бы быть на 20 – 25 % меньше. Если для ликвидации очереди путём нового строительства необходимо 4 трлн. руб., то половина из них могла бы быть сэкономлена, это > 10 % годового бюджета страны. Причём эта сумма рассчитана без учёта рыночной стоимости земельного участка под ДОО и того, что все ДОО, нуждающиеся в капремонте, могли бы быть отремонтированы без прекращения их функционирования. Из 2 трлн. руб., которые могли бы быть сэкономлены в случае надстройки, 0,8 трлн. руб. составляли бы затраты на саму надстройку и 1,2 трлн. руб. на капремонт ДОО. Таким образом, экономия бюджетных средств могла бы повыситься до > 3 трлн. руб. Это обстоятельство, пожалуй, является самым главным «недостатком» Проекта.
В последнее время получил распространение способ пристройки к 2-хэтажному зданию ДОО 2-хэтажной пристройки. При этом она может соединяться с основным зданием ДОО непосредственно или через отапливаемый коридор, по которому в том числе доставляется еда из пищеблока, расположенного в основном здании. При этом стоимость этой пристройки приближается к стоимости нового строительства, а площадь прогулочной зоны в ДОО уменьшается, а число детей увеличивается. Так как при возведении пристройки нет возможности перевести детей в другие ДОО, то пристройка осуществляется без прекращения функционирования основного здания. Как правило, его капремонт при этом не выполняется из-за проблем, связанных с необходимостью прекращения функционирования ДОУ. Пристройка согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ – это реконструкция здания, в связи с чем капремонт здания должен выполняться при её возведении, но не выполняется.
Алгоритм выполнения надстройки ДОО и его капремонта без прекращения функционирования следующий. В выходные дни, когда в ДОО нет детей, приезжает бетононасос и большое количество миксеров с пенобетоном, который заливается в специально подготовленную опалубку на крыше ДОО для устройства монолитного железобетонного пояса. Также над парапетом крыши здания заливается дополнительное железобетонное перекрытие, опирающееся по периметру на парапет и несущую стену, расположенную посередине здания. Это перекрытие делает безопасным нахождение детей в ДОО во время его надстройки, предохраняет их от возможного падения различных предметов во время надстройки. Таким образом существующее 2-хэтажное здание ДОО и зону надстройки – проведения строительных работ – отделяют 2 железобетонных перекрытия: одно из плит, другое – монолитное.
Ширина ДОО составляет ~ 12,5 м. Будущий 3-ий этаж надстройки по частям изготавливается на заводе длиной либо 12,5 м, либо по половинкам длиной 6,25 м. После того, как «застынет» бетон, части каркаса 3-его этажа на автотрейлерах доставляются к ДОО. Подъёмный автокран поднимает части будущего каркаса надстройки на крышу ДОО, где монтажники устанавливают их на монолитное железобетонное перекрытие и соединяют между собой. Пока монтируется надстройка, в крыше 2-ого этажа проделываются проёмы, соединяющие существующий 2-ой и будущий 3-ий этажи ДОО, а также проделываются отверстия под все инженерные коммуникации. За выходные дни каркас надстроенного 3-его этажа должен быть полностью смонтирован на крыше ДОО. Если ДОО большой по площади, то его надстройку можно осуществить с помощью двух подъёмных кранов, расположенных в разных концах ДОО, чтобы установить каркас 3-его этажа за выходные дни. После этого начинаются работы по установке стеклопакетов. Работы по разводке инженерных коммуникаций и отделочные работы выполняются на заводе. Утепление фасадов 2-хэтажного здания может также осуществляться по выходным дням. Имеется специально разработанная технология, которая позволяет надстроить ДОО средних размеров также за одни выходные, если двумя бригадами идти навстречу друг другу.
После того, как надстройка 3-его этажа будет завершена, в нём будет выполнена отделка и установлена детская мебель, оборудование, игрушки и бельё, а все дети, располагавшиеся в старших группах на 2-ом этаже, переводятся на 3-ий этаж. Дети из младших групп, которые располагались на 1-ом этаже, остаются там же в своих группах. При этом ВСЕ помещения 2-ого этажа полностью и герметично отсекаются от лестниц, по которым осуществляется подъём с 1-ого на 3-ий этажи путём установки гипсокартоновых стен, в которых устанавливаются входные двери для прохода отделочников. При нормальном функционировании 1-ого и 3-его этажей проводится капремонт всех помещений 2-ого этажа. При этом опасные работы, связанные с безопасностью детей, например, снос при необходимости ненесущих стен, проводятся в выходные дни или вечером, когда детей нет. Замена существующих окон на 2-ом этаже на стеклопакеты осуществляется также в выходные дни. После завершения работ по капремонту 2-ого этажа в них устанавливается детская мебель, оборудование и демонтируются перегородки, отделявшие помещения 2-ого этажа от лестниц.
Аналогичным образом с 1-ого этажа на 2-ой переводятся дети из младших групп на 1-ом этаже. При этом ВСЕ помещения 1-ого этажа также полностью и герметично отсекаются от лестниц. На 1-ом этаже остаются лишь те службы и помещения, которые не могут прекратить свое функционирование: пищеблок и постирочная. После герметичного отсекания помещений 1-ого от лестниц, ведущих на 2-ой и 3-ий этажи, производится капремонт помещений 1-ого этажа. Что касается возможности размещения на 2-ом этаже детей младших групп, то согласно абз. 3 п. 4.3. СанПиН 2.4.1.3049-13 на 1-ом этаже должны располагаться только групповые ячейки для детей до 3 лет. ДОО посещают дети старше 3-х лет, это детский сад, а не ясли. Что касается продолжения функционирования помещений «постоянного цикла» – пищеблока и постирочной, то оно осуществляется следующим образом. Пока проводится капремонт помещений левой, условно так её назовём, части 1-ого этажа, проход сотрудников пищеблока и постирочной на свои рабочие места, а также подача продуктов и белья, а также вынос еды осуществляется через правую часть ДОО, в которой пока ещё не выполняется капремонт. А после выполнения капремонта левой части 1-ого этажа вход в помещения «постоянного цикла» осуществляется через отремонтированные помещения левой части 1-ого этажа. При этом подъём пищи с 1-ого этажа на 2-ой и 3-ий может осуществляться с помощью подъёмника, установленного снаружи здания. Сам ремонт помещений пищеблока и постирочной осуществляется после 18-00 пятницы и до 6-00 понедельника, т.е. в течение 60-ти часов. Для двух помещений этого времени вполне достаточно при круглосуточной работе. Если по каким-либо причинам капремонт этих помещений не будет закончен, то он может быть закончен в следующие выходные, когда будут заменяться кухонное и постирочное оборудование.
Ранее я считал, что, если строители не успеют отремонтировать кухню и заменить кухонное оборудование, то можно предусмотреть в течение нескольких дней организацию питания детей путем доставки в ДОУ готовых горячих завтраков, обедов и полдников из специализированных предприятий общественного питания, а также дополнительные комплекты белья. Но Минобрнауки РФ счёл этот проект нереализуемым, так как согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 привозимую остывшую пищу нельзя подогревать. Это было единственное замечание по Проекту. Для меня оно было очень ценным замечанием, которое позволяет превратить Проект из нереализуемого в реализуемый. Только надстройка ДОО позволяет выполнить его капремонт без прекращения функционирования и создать дополнительные места в «шаговой доступности» от места проживания детей, а не на окраине городов, где еще имеются свободные для застройки земельные участки. Доступ предприятий малого и среднего бизнеса к надстройке ДОО и других учреждений социальной сферы позволит создать дополнительные рабочие места.
Данный Проект позволяет получать дополнительные места в ДОО в 2 раза, а фактически даже в 3 раза дешевле, если не считать стоимость капремонта. Так можно создать дополнительные места в ДОО с учётом того, что со временем в результате роста населения возрастёт и число детей. То есть предлагается решать проблему до её появления, а не после, как это делается сейчас. Дополнительные места позволят также создать реальную конкуренцию между ДОО, чтобы у родителей была возможность выбора того ДОО, в который они хотели бы водить своего ребёнка, а не туда, куда получат направление. Модернизация внутренней инфраструктуры ДОО, повышение их энергоэффективности за счёт утепления фасадов в процессе надстройки приводит к снижению затрат на их отопление на 50 %. Создание дополнительных мест позволит проводить капремонт обычным способом с прекращением функционирования ДОО.
Все вышеперечисленное относится и к надстройке остальных учреждений социальной сферы: школы, поликлиники, больницы, роддома, дома престарелых. В связи с естественным взрослением детей волна рождаемости скоро переместится из ДОО в школы и приведёт к необходимости увеличения мест в них. Эта проблема в масштабе всей страны может быть также решена путём надстройки существующих школ на 1 этаж или устройства мансард на их чердаках. Надстройка занимает один летний сезон, когда дети находятся на каникулах. Во вступивших с 01.09.2011 г. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» максимальная этажность школьных зданий не установлена. В результате надстройки школ появятся места в них также в шаговой доступности от места проживания детей. Предлагается также сосредоточиться на её решении уже сейчас, а не тогда, когда она возникнет.
Теперь о том, как обстоят дела с домами престарелых в стране. Официальная очередь в дома престарелых составляет ~ 20 тысяч человек, реальная потребность в 10 раз больше. Стоимость нового строительства дома престарелых на 100 мест составляет ~ 10 – 15 млн. $. Для решения этой задачи надо сначала найти такую землю для их строительства и потратить 20 – 30 млрд. $. Стоимость же надстройки в 2 раза меньше, что позволит государству и частному бизнесу почти в 2 раза снизить себестоимость обслуживания пенсионеров, а при том же объёме выделяемых государством средств на одного пенсионера значительно повысить качество их обслуживания. Вступившие в силу с 01.03.2010 г. СанПиН 2.1.2.2564-09 ограничивают число этажей в домах престарелых и инвалидов 5-ью этажами.
Даже с учетом того, что Указ № 599 исполнен в основном, в стране реальное число детей дошкольного возраста, не состоящих в очереди и не посещающих по разным причинам ДОО составляет ещё 2 млн. детей. Это столько же, сколько было в очереди на момент подписания Указа № 599. Среди них дети, родители которых недовольны качеством воспитания, предлагаемого государственными ДОО. Эти «недовольные» родители хотят, чтобы их дети не просто находились «в обществе себе подобных», пока родители на работе, а посещали бы ДОО, профессиональные воспитатели которого развивали бы в их детях индивидуальные способности и их предназначение, с которым они пришли на Планету Земля. Родители именно за это готовы платить. Частные ДОО составляют 2 % от их общего числа. В частных садах изучают английский язык. Нашим детям важно углубленно изучать знания своих, а не чужих предков и с детства научиться ЛЮБИТЬ. Каждый ребенок рождается с этим даром, и очень важно ему этот дар развить. А самый эффективный возраст для такого развития – до 7 лет. Поэтому в интеллектуальной и обеспеченной части общества имеется высокий спрос на такого рода услуги, который необходимо удовлетворить.
К решению этой задачи можно привлекать инвесторов, желающих расширить свои частные ДОО, путём государственно-частного партнерства. Для этого инвесторы по договору с Администрацией города за свой счет оплачивают городу стоимость надстройки ДОО без прекращения их функционирования, выполняют капремонт и получают в бесплатное пользование на 25 – 30 лет, то есть до следующего капремонта, надстроенную часть ДОО для организации в ней частных продвинутых групп нового типа. Экономика этого процесса представляет интерес для инвесторов, что позволяет государству за счет инвесторов из внебюджетных источников выполнить капремонт ДОО, нуждающихся в нём. По желанию родителей детей, посещающих муниципальную часть ДОО, и с согласия его руководства этот опыт можно будет распространить на те группы детей, родители которых захотят, чтобы их дети, посещающие муниципальные группы, также получали аналогичное образование. При этом 3-хэтажное ДОО, его руководство и питание детей останется единым.
Проект надстройки ДОО защищён Патентами РФ, один из которых уже прекратил своё действие, одобрен АСИ, Экспертным советом по жилищной политики и ЖКХ одноименного Комитета ГосДумы, председателем Комитета ГосДумы по земельным отношениям и строительству, Минстроем Московской области и рекомендован к использованию на её территории. Для практического осуществления данного Проекта важно провести пилотный эксперимент по надстройке ДОО без прекращения их функционирования, а после получения практического опыта важно подписать у Президента РФ новый социальный Указ, который бы являлся продолжением и уточнением Указа № 599. Согласно новому Указу основным способом создания мест для детей в центральных и обжитых районах городов является их надстройка. Разумеется, при строительстве жилого квартала нужное число ДОО строится внутри этого квартала. Если кто-то скажет, что это, конечно, хорошо, но не реализуемо. Для этого всего лишь нужно сделать так, как было при Сталине: дать Автору необходимые полномочия, а он сможет это сделать даже «через не могу», потому что это его детище, и он его в беде никогда не оставит в отличие от остальных.