Как известно, имя, отчество, фамилия ребёнка – средство индивидуализации личности. Ребёнок, так же как и взрослые, в соответствии с частью 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации имеет право на доброе имя, а также право на защиту своей чести и достоинства согласно статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 59 Семейного кодекса РФ по совместной просьбе родителей до достижения ребёнком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства, исходя из интересов ребёнка, вправе разрешить изменить имя ребёнку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.
В силу пункта 2 статьи 59 Семейного кодекса РФ следует, что если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребёнок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребёнка и с учётом мнения другого родителя. Учёт мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребёнка.
Таким образом, из вышеприведенных положений закона следует, что вопрос об изменении фамилии и имени ребёнку, не достигшему возраста 14 лет, при раздельном проживании родителей, один из которых даже и если лишен родительских прав, разрешается исключительно только из интересов ребёнка.
В Краснодарском крае на практике возникла казусная и вопиющая ситуация, когда мать ребёнка, с которым проживает малолетний ребёнок, воспользовалась моментом, когда решение районного суда о незаконном лишении отца родительских прав в определенный период времени (только всего лишь в течение полугода) имело статус вступившего в законную силу, явно не в интересах ребёнка, а в целях сокрытия ребёнка от отца, инициировала перед органом опеки и попечительства вопрос об изменении фамилии и имени ребёнка, тем самым умышленно препятствуя общению отца с сыном и причиняя психологическую боль ребёнку.
При этом мать, как юрист и работник судебной системы, изначально понимала, что лишение родительских прав отца, инициированного ею в судебном разбирательстве без участия самого отца (как ответчика), которого суд не пожелал известить о времени и месте судебного разбирательства, является явно незаконным и подлежащим в последующем безусловной отмене вышестоящей судебной инстанции. Так и произошло в этом деле, — Четвертый кассационный суд общей юрисдикции отменил решение нижестоящей судебной инстанции, восстановил справедливость и вернул отцу родительские права.
Но пока шли судебные баталии по отмене явно незаконного решения суда о лишении родительских прав отца, мать ребёнка, пользуясь случаем, без учета мнения отца получила в кратчайший срок разрешение на изменение фамилии и имени ребёнка от органа опеки и попечительства, который же свое решение мотивировал ссылкой на административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на изменение имени и (или) фамилии ребёнка», утвержденный приказом министерства труда и социального развития Краснодарского края от 22.04.2016 № 510.
Самое парадоксальное то, что изучение упомянутого административного регламента показало, что он противоречит изложенному требованию закона и исключает правовые механизмы учета интересов ребёнка при решении вопроса об изменении фамилии и имени ребёнку. В административном регламенте не установлены регламентные процедуры (действия) для объективного выяснения особенностей развития ребёнка, в том числе его индивидуально – психологических особенностей, а также возможных отрицательных психологических последствий у ребёнка, связанных с изменением его фамилии и имени. В силу вышеизложенных требований семейного закона, указанные особенности и обстоятельства психической деятельности ребёнка при изменении его фамилии и имени, как раз должны входить в предмет проверочной деятельности органа опеки и попечительства в целях именно всестороннего учета интересов ребёнка, в том числе с участием специалистов – психологов.
Но, как раз напротив, про учет «интересов ребёнка» в тексте указанного административного регламента вообще нигде не упоминается, равно, как и в данном нормативном акте не излагаются административные процедуры по их выяснению.
В тоже время согласно выводам квалифицированных и с большим опытом специалистов — психологов ГБУЗ «ПКБ № 4 им. П.Б. Ганнушкина Департамента здравоохранения города Москвы» — филиала «ПНД № 5», Детского психологического центра Института гармоничного развития и адаптации следует, что изменение фамилии и имени малолетнему ребёнку может иметь для него негативные психологические последствия, как непосредственные (страхи, чрезмерная зависимость от старших, потеря самостоятельности, поиск защиты, проблемы со сном, снижение или повышение аппетита, плаксивость, отклонения в поведении с чередованием периодов гиперактивности и гипоактивности, регрессия в виде энуреза, сосания пальцев, младенческого лепета вместо речи и др.), так и отдаленные (нарушение процесса адаптации ребёнка в социуме, формирование черт характера с проявлением агрессивности или эмоциональной зависимости, переживания, связанные с депривацией, – стыд, сомнения, пассивность и формирование чувства вины).
Таким образом, на сегодняшний день административный регламент в Краснодарском крае в силу отсутствия в нем должного правового регулирования дает возможность органу опеки и попечительства только на одностороннем мнении другого родителя, без достоверного и объективного выяснения индивидуально – психологических особенностей ребёнка и уровня его психического развития принимать решение об изменении фамилии и имени ребёнку, не отвечающее его интересам и нарушающее его право на имя, гарантированное пунктом 1 статьи 58 Семейного кодекса РФ.
Спорные положения административного регламента были обжалованы отцом в прокуратуре Краснодарского края, которой в своих письменных ответах отцу был констатирован вывод о том, что нашел свое «объективное подтверждение довод о несоответствии отдельных положений административного регламента требованиям п.2 ст.59 Семейного кодекса РФ».
Вроде в этом вопросе все ясно и казалось за малым, — государственные уполномоченные органы, в том числе по надзору за законностью правовых актов регионального значения, в силу своего статуса должны были отреагировать на данную неправомерную ситуацию и принять меры по устранению нарушений закона. Однако воз и ныне там, — незаконный административный регламент, начиная с 2016 года до настоящего времени, продолжает действовать без реального и фактического устранения нарушений закона и его соответствующей корректировки со стороны надзорного ведомства и регионального министерства труда и социального развития.
На сегодняшний день отец в своем одиночестве вынужден добиваться справедливого правосудия в этом вопросе в Краснодарском краевом суде, которым было назначено на 10 июня 2022 года судебное разбирательство по оспариванию упомянутого регионального административного регламента с тем, чтобы изменить ситуацию в сторону реального устранения нарушений закона, защитить конституционное право ребёнка на его доброе имя, защитить его честь и достоинство от произвола другого родителя.
В своих решениях Верховный Суд Российской Федерации неоднократно призывал защищать интересы детей от родительского произвола, в том числе от безосновательного желания изменять ребёнку имя, отчество или фамилию: дети не должны становиться заложниками конфликтных отношений родителей, и уполномоченным государственным органам следует максимально внимательно изучать доводы о необходимости изменения личных данных, разрешая подобную меру только ради блага самих детей, а не только желания их родственников.
Полагаем, что настоящая публикация будет поводом для проведения проверки силами Генеральной прокуратуры Российской Федерации относительно бездействия прокуратуры Краснодарского края, не принимающей действенных мер по приведению незаконного нормативного правового акта, действующего в течение последних 6 лет в субъекте Российской Федерации, требованиям федерального закона, а также по восстановлению нарушенных прав малолетнего ребёнка.
Полагаем, что такой значимый вопрос о произвольном изменении фамилии и имени ребёнка будет предметом должного контроля со стороны федеральных органов власти с тем, чтобы обеспечить безусловное исполнение семейного законодательства и защитить права и законные интересы ребёнка.