Творческая деятельность Николая Анатольевича Басина началась в 1955 году в качестве солиста балета в Петрозаводском музыкальном театре. Прочные основы профессионального образования артиста балета, полученные в короткие сроки в Институте художественного воспитания при Академии педагогических наук РФ, в сочетании с постоянным совершенствованием отличных профессиональных данных, позволили быстро занять ведущее положение в балетной труппе театра.
- «Николай Анатольевич Басин – известный и уважаемый в театральном мире человек. Профессионал, много сделавший на культурном поприще», – Иосиф Давыдович Кобзон.
Также в качестве солиста балета высшей категории он работал в театрах городов Кишинева, Красноярска, Челябинска, затем в государственном оркестре Э. Рознера, эстрадном ансамбле «Молодость» и др. Профессиональная исполнительская деятельность в течение 21 года заложила фундамент всей дальнейшей творческой жизни Басина.
С 1976 года выйдя на творческую исполнительскую пенсию, Басин продолжает свою деятельность в искусстве в качестве режиссёра, а также ведущего концертных программ на эстраде. Вскоре последовали приглашения от министерств культуры союзных республик осуществить постановки эстрадных представлений на стадионах и во Дворцах спорта, а также быть ведущим эстрадных программ.
Широкий профиль одарённости, сочетание исполнительских и организаторских способностей определили характер всей дальнейшей деятельности Басина.
Н.A. Басиным сделан значительный вклад в развитие искусства эстрады России. В эти годы создаются обширные концертные программы для звезд отечественной эстрады – Полада Бюль-Бюль Оглы, Валентины Толкуновой, Леонида Сметанникова, В Мигули. Эти программы успешно шли на протяжении 15 – 17 лет.
Был создан ансамбль «Элегия», директором которого являлся по 1989 г. Здесь он расширяет область своей административной работы, приобретая опыт работы продюсера, проявляет редкие профессиональные способности специалиста, который владеет в равной степени и методами организации концертно-театрального дела.
При этом Басин продолжает режиссёрскую деятельность. Он ставит спектакль по поэме Н. Некрасова «Русские женщины», главную роль в котором исполняет В. Толкунова. В спектакле, также, участвуют народный артист СССР И. Смоктуновский, Л. Серебренников и другие мастера театра, кино и эстрады. Для спектакля набирается состав балетной труппы и хора, поющего в ранее не известном русскому зрителю стиле джаз – гол.
Творческим чутьем Басин выделяет из массы и помогает в творческом становлении и профессиональном развитии не известным эстрадным исполнителям Ненашевой, К. Георгиади, А. Серову, И. Крутому, Л. Долиной. В течение 26 лет Басин плодотворно работает с выдающимся артистом Е. Леоновым, с которым его связывало не только совместное участие в творческих программах, но и большая человеческая дружба.
В1989 г. Басин создаёт и возглавляет как директор театр «Мюзикл». Он обращает своё внимание на скудный театральный репертуар для детской аудитории и первой режиссерской работой в театре становится мюзикл для детей «Брысь… или история кота Филофея», имевший немалый успех у зрителя.
Затем последовали постановки спектакля «Свадьба» на фольклорном материале, балет «Ангел» в классическом стиле, мюзиклы по пьесам А. П. Чехова и мюзикл «Новый год». За 2 года непосредственно режиссёром Басиным создан репертуар театра, отличающийся разнообразием жанров и актуальностью тем.
В 1991 году результаты творчества Басина получают положительную оценку Комитета по культуре г. Москвы. Театру «Мюзикл» с готовым репертуаром присваивается новые статус и название Государственного учреждения Культуры г. Москвы «Театр Русский камерный балет «Москва».
В первый же сезон по сценариям Н.А. Басина поставлены балетные спектакли на музыку Дж. Россини «Новеллы о любви» и «Лавка чудес», а также на музыку Ж. Бизе балет «Арлезианка». В этом же году на фестивале балетных фильмов в Тулузе фильм-балет, снятый по спектаклю «Пока горит свеча» на музыку Г. Свиридова и В. Гаврилина (продюсер Басин), был отмечен специальным призом «Золотая туфелька».
Деятельность Н.А. Басина в искусстве характеризует стремление создавать новое. Долгие годы модерн, джаз-танец и другие современные жанры хореографии у нас были в зачаточном состоянии развития. Хореографы не были знакомы с их лексикой, в хореографических учебных заведениях такой предмет отсутствовал.
В связи с этим наши артисты балета на международных конкурсах постоянно теряли баллы во II туре по программе современного танца. Эта профессиональная проблема не решалась на государственном уровне.
В 1995 году Басин создает при театре Центр современной хореографии с целью развития современных направлений хореографического искусства в России. Главные задачи Центра: овладение лексикой и стилем разных современных направлений танца; воспитание одаренных молодых исполнителей, а также поиск хореографов и композиторов, их привлечение к постановкам балетных спектаклей; организация и проведение международных фестивалей современной хореографии, мастер-классов, семинаров и гастролей.
Басин начинает реализацию поставленной цели с сохранения творческого наследия хореографа Г. Песчаного. В театре восстанавливают «Графический балет» автора с уникальными стилем и находками хореографической лексики. Особое внимание уделяется подбору исполнительских и педагогических кадров, повышению профессионального мастерства балетной труппы.
Для работы с труппой театра и постановок современных балетов Басин приглашает молодых, зарубежных хореографов. Он понимает, что лучшей профессиональной основой для современных балетов является классический танец, благодаря которому достигается высокий уровень техники исполнения, готовность физического аппарата артиста к передаче любых стилей. Поэтому он обращается к образцам классического наследия и последовательно осуществляет постановки «жемчужин» классического репертуара.
Работа классической труппы театра по освоению стилей и техники современной хореографии проводится параллельно с работой современной труппы.
Уже в 1999 году спектакль «Откуда и куда» в хореографии Вань Су (Китай) был представлен на национальную театральную премию «Золотая маска».
В 2000 году внимание театральной общественности привлекла постановка современного балета «Бах-XXI».
В 2002 году балет «Взлом» в хореографии Пола Нортона (Нидерланды) был удостоен премии «Золотая маска» за лучшее исполнение мужской роли.
Особенно успешным стало приглашение Басиным известного хореографа Режиса Обадиа (Франция), который осуществил постановку «Весны священной» на музыку И. Стравинского. Этот балет стал событием в театральной жизни Москвы 2003 года и был отмечен премией Союза театральных деятелей РФ «Гвоздь сезона 2002-2003». В следующем 2004 году балет «Весна священная» был удостоен уже звания лауреата международного фестиваля «Золотая маска» в номинации современной хореографии.
Творческая деятельность Басина не ограничивается чисто профессиональными интересами, она включает также культурно-просветительскую работу средствами хореографического искусства среди населения Москвы и России.
За большой вклад в развитие отечественной культуры Указом Президента РФ от 08 января 1999 года Н.А. Басину присвоено почётное звание заслуженного работника культуры РФ.
В 2005 году за огромный вклад в развитие культурных связей с общественными организациями РФ в области безопасности обороны и правопорядка ему присвоено почётное звание «Академик» с вручением ордена Петра Великого и ордена Михайло Ломоносова.
В течение многих лет Басин уделяет внимание проблемам подрастающего поколения. В связи с объявлением Правительством Москвы Года ребёнка театр в январе 2007 года провёл благотворительную акцию для детей. Спектакль «Золотой ключик» с участием Деда Мороза и Снегурочки посетили 700 детей из Домов ребёнка, приютов, реабилитационных центров и малообеспеченных семей.
Высокий профессионализм, верность лучшим традициям русского искусства балета, понимание задач его дальнейшего развития, редкое сочетание различных способностей, незаурядная целеустремлённость и активность Н.А. Басина принесли свои плоды в деятельности – репертуар театра за 24 года возрос до 60 спектаклей с образцами классического наследия и современными балетами.
За 13 лет в Центре современной хореографии состоялось 9 Международных фестивалей «Рампа Москвы», которые являлись единственно регулярными в Москве. В фестивалях участвовали российские коллективы и 25 зарубежных компаний с 3 континентов планеты. Это говорит о всеобщем признании деятельных инициатив Басина.
Коллектив театра имел в своём составе заслуженных артистов и народных артистов России в классическом репертуаре. А в современных балетах лауреатов международных фестивалей, которые не уступали в своём мастерстве высококвалифицированным исполнителям из Италии, Нидерландов и Венгрии.
Н. А. Басин в сложных условиях рыночной экономики при поддержке руководства Правительства Москвы и его Департамента культуры за короткий срок сумел высоко поднять планку профессионального уровня балетной труппы театра и реализовать государственную задачу по развитию современной хореографии в России.
Международный академический аккредитационный и аттестационный комитет (МААК) в июле 2002 года в знак признания достигнутого образовательного и профессионального уровня и выдающегося вклада в развитие и достижения российского хореографического и театрального искусства присвоил Н. Басину профессиональную степень доктора искусств со всеми правами, привилегиями, ответственностью и почестями. Этот вклад, имел право получить равноценную российскую государственную оценку и достойную награду.
Необходимо отметить настойчивую и плодотворную деятельность Басина по организации и проведению гастролей театра, особенно по сохранению культурных связей с Крымом. При поддержке Ю. М. Лужкова театр под руководством Басина в течение 14 лет ежегодно выезжал на гастроли в Город-Герой Севастополь., каждый раз привозя крымчанам новый репертуар. В том числе и для детского населения. Несмолкаемыми аплодисментами провожали благодарные зрители артистов балета, вслед им в Москву шли Грамоты и Благодарственные письма от административного руководства города Севастополь и командования Черноморского флота.
В 2011 г. Басину Н.А. присвоено звание «Почётный деятель культуры г. Москвы».
Н.А. Басин увлечённо и плодотворно служит различным видам искусства более 50 лет. Его творческие планы полны новых идей и стремлений. В настоящее время он настойчив и активен в воплощении в жизнь ещё одной своей мечты – создания Детского хореографического театра классического современного направления.
Л.С. Черкасова, экс-начальник Научно-методического отдела Московской государственной академии хореографии; экс-проректор Учебно-методического объединения вузов России (УМО) в области хореографического искусства; зав. отдела организационно-аналитической работы театра «Русский камерный балет «Москва»»