Недавно мой хороший товарищ умер у себя дома от рака желудка. Правильный диагноз ему поставили лишь на четвертой стадии, в продвинутом диагностическом центре Хабаровска, и только потом он обратился в онкологический центр. Но время, когда опухоль излечима, было потеряно. Каждый из нас может оказаться в таком положении. О том, как избежать этой участи, беседую с Виталием Леонидовичем Коваленко – доктором медицинских наук, опытнейшим хирургом, заведующим кафедрой онкологии в краевом институте повышения квалификации кадров.
Генетическое возмездие
– Виталий Леонидович, что такое рак, как им не заболеть и можно ли, заболев, исцелиться?
– Рак является следствием поломки генетического аппарата нормальных клеток, они начинают лавинообразно делиться и образуют разрушающие человеческий организм опухоли. Их уничтожают хирургическим, лучевым, химическим способами, но без гарантий того, что точно также не станут делиться здоровые как будто бы клетки. Для решительной победы над раком необходимо устранить предпосылки его появления и научиться восстанавливать нарушенную генетику иммуно- и лекарственной терапией. Это позволит перейти от болезненного уничтожения опухолей к их спокойному отмиранию, спасти миллионы человеческих жизней.
– Дожить бы до этого будущего!
– Мы справляемся с опухолями на первой-второй стадиях при их своевременном выявлении, но на конечной четвертой стадии спасти больного не можем. Чтобы обнаружить вовремя рак, набирающий силу за несколько месяцев, нужны ежегодные медобследования всего населения зрелого возраста в поликлиниках с незамедлительным направлением больных в онкоцентры. Диспансеризация раз в три года не решает вопрос, поскольку не каждый рвется провериться, обследования проводятся недостаточно глубоко, и хватает года для необратимых последствий. Поликлиникам нужно работать на опережение, а самим гражданам не дожидаясь, когда петух жареный клюнет, идти на обследование.
–Чему учит опыт развитых стран?
– В Южной Корее рак выявляют путем всеобщего, обязательного, высокотехнологичного, тщательного и комплексного обследования внутренних органов всех лиц старше пятидесяти, более всего подверженных заболеванию раком. В Корее онкобольных за редким исключением излечивают на первой-второй стадиях, тогда как в Хабаровском крае – немногим более половины. Наше здравоохранение не нацелено на раннюю диагностику и выявление заболеваний среди условно здоровых жителей. Даже поликлиникам до 80% средств по линии ФОМСа выделяется на лечение и совсем немного на профилактику. Хотя должно быть наоборот.
Среда и люди
– Каковы предпосылки рака?
– Это загрязнения воды, воздуха, почвы, повышенный радиационный фон. Это продукты питания с ГМО и химическими добавками, с большим количеством жира, консервы. Это злоупотребление жареным мясом, солеными и копчеными морепродуктами, алкогольными и газированными напитками. Плюс ожирение, стрессы, алкоголь и табак, низкая двигательная активность. Все курильщики – наши потенциальные пациенты. Вместе с тем натуральная растительная и молочная пища препятствует возникновению рака. Онкобольных мало в Африке: там изобилие тропических и субтропических овощей, ягод, фруктов, цитрусовых, орехов… Зато в России, США и Европе много рака толстой кишки, так как много едим животных жиров, белковой пищи и колбасы.
– Выходит, чем мы «прогрессивнее», тем уязвимее?
– Ряды онкобольных в России и в мире ежегодно растут, государства тратят все больше средств на диагностические центров и новейшие технологии, а негативные факторы продолжат разрушительное воздействие на людей. Только всеобщая профилактика с раннего возраста и улучшение условий жизни способны переломить ситуацию. Высокотехнологичной медицине нужно быть не палочкой-выручалочкой от дурных привычек и плохой экологии, а инструментом оздоровления всего общества и успешного лечения заболевших, численность которых в благоприятных условиях естественным образом уменьшается. На Дальнем Востоке она наоборот растет, поскольку молодежь рвется на запад и население постепенно стареет.
– В чем это выражается?
– Каждый год в Хабаровском крае свыше пяти тысяч новых онкобольных. У женщин чаще всего рак молочной железы, как у прооперированной только что мною женщины, которую поверхностно обследовала частная клиника и ничего у нее не выявила. У мужчин лидирует рак легкого. Он стал реже после перехода на более легкие сорта табака, которые с другой стороны провоцируют рак почек и мочевого пузыря. Поэтому успокоительные речи поставщиков сигарет не должны вводить в заблуждение. Трудно выявляется рак прямой, толстой кишки и желудка. Нужно вовремя делать гастроскопию, колоноскопию, иначе будет как с вашим знакомым. Рак желудка значительно снизился с появлением холодильников. Раньше рыбу солили, хранили, ели и нередко расплачивались за это раковой опухолью. Замороженная рыба не такая опасная. Так что не всякий прогресс враг здоровью.
Люди и технологии
– Чем хороши новейшие технологии?
– За последние годы хабаровский онкоцентр освоил брахитерапию (радиоактивное облучение изнутри) пораженных опухолью внутренних органов без их хирургического удаления, первым на Дальнем Востоке приступил к лапороскопическим (с минимальными разрезами) операциям на органах брюшной полости. Среди других достижений – роботизированное стереотаксическое лечение опухолей головного мозга и фотодинимическая терапия опухолей желудка, кишечника, кожи, а также открытие центра позитронно-эмиссионной томографии, позволяющей на ранней стадии выявлять невидимые ранее опухоли, определять их точное расположение и уничтожать наиболее эффективно. Новые технологии выкорчевывают раковые «грибницы» такими щадящими способами, после которых наши бывшие пациенты, как правило, способны на полноценную активную жизнь.
– На что жалуются пациенты?
– В стационаре онкоцентра не достает двухсот коек для пациентов хирургического профиля, больные нередко поступают к нам недообследованными в больницах и поликлиниках. Сказываются также ежегодный рост онкологической заболеваемости и приток больных со всего региона в престижный Хабаровский онкоцентр, что также отодвигает начало лечения с момента обращения заболевшего в онкоцентр. Пациенты обоснованно жалуются, если к ним относятся формально, без человеческого участия и внимания. Некоторые мои коллеги за годы общения с тяжелыми онкобольными эмоционально и психологически выгорают. Это их не оправдывает, ведь от человеческой черствости до профессиональной халатности один шаг. Зато от настоящего врача больной заряжается оптимизмом, дающим силы и продлевающим жизнь.
– Ваше отношение к лечению в противораковых центрах Южной Кореи.
– Я был там дважды, общался с врачами и пациентами, в том числе из России. Корейская онкология по отношению к нашим гражданам – это бизнес без юридической ответственности за их жизнь. Там могут прооперировать, зная, что больной не поправится и проживет столько же, сколько без операции. Лишь бы содрать деньги. А умирать больной будет в России. Поэтому мое отношение к выездам в Корею не самое лучшее. И хотя в целом по уровню применяемых технологий они пока впереди, самое современное оборудование у нас тоже уже не редкость.
– Вам 59 лет и Вас хватает на все. Где черпаете энергию?
– Мой распорядок дня: ложусь спать в десять, подымаюсь в полпятого, до семи на тренажерах в спортзале. С восьми утра принимаю больных, провожу операции, занимаюсь с молодыми врачами, читаю лекции. Люблю теннис и лыжи. Без хорошей физической формы не смог бы постоянно оперировать сложных онкобольных в течение 35 лет. Плохо, что зарплата хирурга самой высокой квалификации со всеми дежурствами как у дворника. Тем не менее, у нас очень сильная краевая школа в области хирургии. Мы гордимся тем, что основавший ее Сергеев Сергей Иванович после Хабаровска до 1977 года возглавлял ведущий Московский институт онкологии имени Герцена.
– Вам не продлили контракт в должности главврача хабаровского онкоцентра, хотя под Вашим руководством он стал лучшим на Дальнем Востоке. Что дальше?
– Появилось больше времени для научно-педагогической деятельности, обобщения результатов работы современных противораковых технологий. Причина моей отставки в ином нежели у краевого минздрава подходе к снижению смертности. Нужно укреплять первичное медицинское звено, нужно не на словах, а на деле привлекать молодых специалистов в систему краевого здравоохранения, повышать оплату медицинских работников, в том числе за счет отказа от свердорогих дублирующих технологий. Имея за плечами солидный опыт научно-педагогической и практической деятельности, я выдвинул свою кандидатуру на должность ректора Дальневосточного медицинского университета. В случае победы сделаю все от меня зависящее, чтобы он стал настоящим флагманом по подготовке и закреплению медицинских кадров на российском Дальнем Востоке.
– Успехов Вам и всего наилучшего.
Комментариев нет
Как всегда вместо выявления причин болезни, псевдомедицина пытается травить опухоль вместе с организмом человека.
Жрите всё подряд, и никакие доктора вам уже не помогут скоро…
О мифе спида вообще молчу…