В докладе в Институте археологии РАН [Тюняев, 2010] мы предоставили статистические данные об археологических памятниках из двенадцати областей Центральной России. В разные исторические эпохи здесь проживало гораздо более многочисленное население, чем принято считать: с железного века по развитое средневековье 13195 памятников. В Ярославской области расстояние между соседними поселениями составляло всего нескольких сотен метров по берегам рек. Численность населения к X-му веку достигла двенадцати миллионов. Выявленный автохтонный характер русского населения (начиная с эпохи мезолита – с 15-го по 6-е тыс. до н.э.) [Алексеева, 1997], подтверждается генетиками [Клёсов, Тюняев, 2010]. То есть к северу от Византии существовал могучий торговый сосед, с которым Византию связывали сразу нескольких торговых путей.
В I-м тыс. до н.э., за несколько веков до открытия греками Великого шёлкового пути, по ранее сформированному «нефритовому» торговому пути двигались изделия из шёлка. Из Центральной Руси на восток – через Дон, Воронежские земли, Нижнее и Среднее Поволжье, Северный Каспий, Южное Приуралье, Среднюю Азию и заканчивался в восточных землях скифов [Скрипкин, 1994]. Если в Китае шёлк стал повсеместно известен к VI – V вв. до н.э., то в это же время шёлк обнаружен на востоке – в скифских курганах Алтая VI – V вв. до н.э. [Глушкова, 2004], на западе – в Баварии (VI – V вв. до н.э.), в Македонии (1-я пол. IV-го в. до н.э.), в Кёльне (IV в. до н.э.) [Лубо-Лесниченко, 1989].
В Византии шёлковый текстиль был важнейшим объектом международной торговли. Согласно договору Игоря с Византией 945 г., раб оценивался в два куска шёлка. Шёлком уплачивались государственные долги, награждали, одаривали царей и послов, выплачивали жалование наёмникам [Дьяконова, 1969]. Но в Византии шелка не являлись массовой продукцией для внешнего рынка, их производство было государственной монополией: в X-м в. продажа иностранным купцам была запрещена; в XI – XII вв. экспорт из Византии был сильно ограничен [Даркевич, 1976].
На Руси шёлковые ткани обнаружены более чем в 200 пунктах. Максимум находок – в Московской, Владимирской, Ивановской и Ярославской областях, где наблюдался и подъём населения. Вдоль Дона находки отсутствуют. Основным торговым «шёлковым» путём в Византию был Днепр. Богатство шелками Москвы по отношению к Киеву ставит вопрос на киевской «столичности». По музейным коллекциям и архивным данным зафиксировано более 400 находок шёлкового текстиля. Из них 350 фрагментов происходит из рядовых курганных захоронений сельского и городского населения. В некоторых кладах предметы украшения были завёрнуты в кусок шёлковой ткани, что говорит о его невысокой стоимости.
На карте Абу Ринана Бируненсиса (1030 г.) показаны Рум (Византия), Русь, Персия, Арабия и Туран – пять главных участников Великого торгового пути, северная часть которого шла через Русь, а южная – через Персию в Византию. Шелка двигались не только из Византии на Русь (дорогие образцы), но и из Руси в Византию. На многих русских памятниках раскопками выявлено по несколько образцов различных сортов шёлка, которые, по мнению специалистов, составляют лишь небольшую часть того множества шёлковых тканей, которые обращались на русском рынке. Из Руси шёлк экспортировался в Западную и Северную Европу: привезённый с Востока шёлк найден в Финляндии, в могильнике 10-го века; во французской литературе 12 – 13 вв. шёлковые ткани называются «русскими» [Пиркко-Лииза, 1979; Фехнер, 1971].
В могильниках шведского города Бирки, где начинался путь «из варяг в греки», связывающий в 10 – 12 вв. Швецию с Русью, Византией, Ближним Востоком, Средней Азией, археологи находят фрагменты шёлковых тканей из Китая, сосуды из Ирана, ювелирные изделия из Византии и Древней Руси. Здесь найдено более 50 тысяч арабских, более 90 тысяч европейских монет и всего около 800 византийских монет, что указывает на соответствующую роль Византии в северной торговле.
Византия образовалась на одном из самых оживлённых торговых путей железного века и раннего средневековья, связывающих Восток с богатейшими северными землями Руси. Что во многом обеспечило быстрое становление и прочное процветание Византийскому государству. Показан только шёлковый путь, помимо него с древнейших времён существовали «лазуритовый», «стеклянный», «серебряный» и др. пути, увеличивая масштабы торговых отношений Руси и Византии кратно.
Литература:
- Алексеева, 1997. Алексеева Т.И., Неолит лесной полосы Восточной Европы (Антропология Сахтышских стоянок). – М.: Научный мир. – 1997. С. 82.
- Глушкова, 2004. Глушкова Т.Н., Археологический текстиль как источник по реконструкции древнего ткачества Западной Сибири: Автореферат. – 2004. С. 53.
- Даркевич, 1976. Даркевич В.П., Художественный металл Востока VIII – XIII вв. – М.: Наука. – 1976. С. 203.
- Дьяконова, 1969. Дьяконова Н.В., «Сасанидские» ткани. Труды ГЭ. Вып. X. – 1969. С. 42 – 44.
- Клёсов, Тюняев, 2010. Клёсов А.А., Тюняев А.А., Гипотеза о появлении гаплогруппы I на Русской равнине 52 – 47 тысяч лет назад // Вестник новых медицинских технологий. Тула. – 2010. – Т. XVII. – № 3. С. 189 – 191.
- Лубо-Лесниченко, 1989. Лубо-Лесниченко Е.И., Китай на шелковом пути (шелк и внешние связи древнего и раннесредневекового Китая: Автореф. дис. д. и. н. Л. – 1989. С. 82 – 84.
- Пиркко-Лииза, 1979. Пиркко-Лииза Лехтосало-Хиландер, Связи западных финнов с Восточной Европой в эпоху викингов / в кн.: Финно-угры и славяне. – Л.: Наука. – 1979. С. 154.
- Скрипкин, 1994. Скрипкин А.С., Великий шёлковый путь в истории Юга России (Ч. 1). – 1994. С. 135.
- Тюняев А.А., Динамика памятников Русской равнины: количественный подход // Человек: его биологическая и социальная история: Труды Международной конференции, посвящённой 80-летию академика РАН В.П. Алексеева (Четвёртые Алексеевские чтения) / (отв. Ред. Н.А. Дубова); Отделение историко-филологических наук РАН; Ин-т этнологии и антропологии им Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т археологии РАН. – М. – Одинцово АНОО ВПО «Одинцовский гуманитарный институт». – 2010. – Т. 1. – 242 с.
- Фехнер, 1971. Фехнер М.В., Шелковые ткани как источник для изучения экономических связей древней Руси / в кн.: История и культура Восточной Европы. – М.: Советская Россия. – 1971. С. 43 – 44.
- Фехнер, 1982. Фехнер М.В., Шёлковые ткани в средневековой Восточной Европе // Советская археология. – М. – 1982. – №2. С. 90.
Андрей Тюняев, президент Академии фундаментальных наук
ссылка на источник: текст доклада на XIX Всероссийской научной сессии византинистов «Российское византиноведение: традиции и перспективы». Исторический факультет Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова, Центр истории восточно-христианской культуры Института всеобщей истории РАН. Москва. 27 – 29 января 2011 год
Комментариев нет
а что скажете про волжской и дунайской Болгарий
А скажем правду о том, что это один и тот же РУССКИЙ НАРОД . который вынес великие мучения в результате одновременного подлого нападения на ВЕЛИКУЮ ТАРТАРИЮ с запада инфернального ватикана, а с юга коварной османской турции. Кого поработил ватикан, тех крестили в христианство, а тех , кто попал в лапы к туркам, тех обрезали в мусульманство.