Начнём издалека.
В своё время доказывать теорему Ферма в среде любителей математики было настолько популярно, что в 1972 году журнал «Квант», публикуя статью об этой знаменитой теореме, счёл необходимым сделать следующую приписку: «Редакция «Кванта» со своей стороны считает необходимым известить читателей, что письма с проектами доказательств теоремы Ферма рассматриваться (и возвращаться) не будут».
Короче говоря, катитесь вы со своими доказательствами куда подальше.
На Западе этого делать не стали. В результате чего одно из первых доказательств было осуществлено именно там.
К чему этот пример? И показателен ли он в нашем серьёзном разговоре?
Показателен – и более чем.
Российские СМИ сообщили об очередном скандале в Министерстве образования России. Ещё бы! Прокурорская проверка выявила нарушения в выдаче докторских степеней. Якобы, более тысячи докторских диссертаций признаны плагиатом.
В публикациях сообщается, что Генеральная прокуратура РФ в ходе проверки исполнения законодательства в сфере государственной аттестации научных кадров выяснила, что Минобрнауки России допускает грубые нарушения при присуждении учёных степеней и званий, выдаче разрешений на создание советов по защите диссертаций.
Второе. Установлены факты непринятия министерством мер к отмене незаконных решений о присуждении ряду лиц учёных степеней, несмотря на наличие в их диссертациях плагиата.
Третье. В 2012 году президиумом ВАК незаконно выдано 1323 диплома доктора наук после вступления в законную силу постановления Правительства РФ, которым данные полномочия переданы министерству. При этом дипломы выданы на бланках старого образца, по форме, действовавшей до июня 2011 года, то есть до вступления данного закона в силу.
Четвёртое. Выявлены факты превышения полномочий должностными лицами министерства при создании и прекращении деятельности диссертационных советов. Вот что, в частности, сообщает Генпрокуратура: «Установлены многочисленные факты необоснованного затягивания сроков присвоения учёных званий, что может свидетельствовать о создании должностными лицами Минобрнауки России административных барьеров и условий для коррупционных проявлений». Однако выявлены и случаи, когда докторская степень присваивалась с реактивной скоростью.
Претензий, как видим, много. В минувшем году министерство незаконно прекратило рассмотрение ходатайств о выдаче разрешений на создание диссертационных советов. Министерство не озаботилось сохранностью аттестационных дел соискателей учёных степеней. Дела хранились под лестницами, в местах общего пользования, в том числе в залах заседаний. Якобы, любой желающий мог не только ознакомиться с диссертациями, но и спокойно всё переписать. Министру образования внесено соответствующее представление, шесть сотрудников уволены, двое переведены на нижестоящие должности.
На первый взгляд, всё верно, всё правильно.
Ливанов – министр, публично запятнанный, и восторгов ни у кого не вызывает.
Однако среди почти тысячи многообразных комментариев в Рунете, так или иначе подпадающих под звонкую черту «одобрямс!» выделяется несколько трезвых суждений. Вот одно из самых первых: «Опять начинается охота на ведьм… Те, кто знают структуру диссертаций, наверное, помнят, что сначала излагается история вопроса. Всё то, что уже было наработано в этой сфере. А уже потом начинается собственно исследовательская деятельность диссертанта, его, так сказать, новаторство. Ну и как вы думаете, много ли нового можно открыть в общественных, исторических, философских работах? Так, какой-нибудь акцент, частный случай рассмотреть. Естественно, не будет в массе своей там никаких шедевров. Ну и в эпоху интернета невозможно практически обойтись без цитирований, копирований и пр. Очень мало кто сможет что-то новое сказать. Всё это опять затевают, чтобы науськать в данном случае на «остепенившихся» и отвлечь внимание от проблем ЖКХ, здравоохранения, образования, иммиграции».
Не в бровь, а в глаз!
Сегодня в Москве посреди бела дня в метро зарезали человека, а прокуратура считает для себя возможным заниматься исследованиями научной ценности диссертаций: плагиат — не плагиат…
Что происходит с «реформируемой» — читайте «уничтожаемой» — наукой России?
Этапы «большого пути» ещё не истёрлись из памяти.
Сначала учёным перестали платить.
Вынудив одних уехать из страны в поисках лучшей доли, а других — перейти на подножный корм: собирать грибы и ягоды и бутылки, сдавать кровь, чтобы хоть как-то кормить семью…
Потом отечественным учёным перестали давать заказы, полагая, что зарубежные лучше справятся.
Затем из самых невзрачных создали так называемую комиссию «по борьбе с лженауками». Высокопоставленная инквизиция российского розлива. Кстати, аналогов этой дикости в современном мире нет! Декларируемые задачи новых «комиссаров» — это одно, а фактическая задача — другая. Комиссию из малоизвестных и неавторитетных борцов, так и не ставших творцами, несмотря на своё многолетнее пребывание в академических верхах, кругах и коридорах, призвали внедрить в головы учёных — особенно молодых и перспективных — страх перед новыми исследованиями, перед революционными открытиями.
Попутно решили создать Сколково — по принципу «Васюки — столица мира!». Фактически перестав финансировать всемирно признанные российские наукограды. И в мифологизированном Сколково начали буйно и бурно пилить бюджет, щёдро отстёгивая потенциальным идеологам государственного переворота.
Короче говоря, кому-то в России задачи ясны и команды понятны.
Заокеанские задачи и ближневосточные команды.
Теперь вот вторжение Генеральной прокуратуры. Может быть, и закономерное. Может быть…
О чём в связи с этим думаешь?
О том, что и в поздние советские времена в науке велись междоусобные войны. Но всё обходилось накатами типа «сам дурак» или «сама ведьма».
А что же будет происходить теперь?
А теперь будет происходить, как в романах Агаты Кристи: подозреваются все!
И без того нищих учёных начнут квалифицированно и неустанно давить. Приведут в упадок моральную систему людей, когда они и на работу будут бояться ходить.
Как в тридцатые годы боролись за квартиры, когда доносили на соседей и получали квадратные метры арестованных, так и теперь завистники будут стучать на своих руководителей и коллег в комиссию по лженаукам и Генпрокуратуру. Исходя из того, что дыма без огня не бывает, за что-нибудь да уволят. И не кого-нибудь, а многих.
Ясно, что в такой «творческой атмосфере» много творцов не народится.
Поразительно: Сердюков за несколько лет разрушил многое из того, что именуется оборонной мощью Отечества — и ни один волос не слетел с его головы.
А тут, повторяю, нищих учёных начинают шерстить. Чтобы потом руководство страны удивлялось, почему спутники падают?
Сергей Еремеев