Русская Палестина – что за выдумки? Именно так может спросить какой-нибудь умник из числа тех, что оставляют в Рунете комментарии, даже не читая статей. А между тем… Русская Палестина – факт исторический!
Не так давно пригожим днём в Московском Доме учёных собрались представители разных наук. Но главенствовали востоковеды. Отмечалась «бородатая» дата – 130-летие ИППО – Императорского Православного Палестинского Общества. Такое имя носит сейчас старейшая общественная организация России, хотя в минувших десятилетиях оно звучало по-разному.
Нынешняя неспокойная обстановка на Ближнем Востоке побуждает действительных членов ИППО к особой активности. Но и в минувших веках опорная ось оставалась неизменной. Прежде всего, Ближний Восток, Средиземноморье уникальны как перекрестие путей мировой торговли. Здесь плотно соприкасаются и геополитические устремления ведущих мировых держав. К середине 19 века монопольным куратором этих территорий выступала мусульманская Турция, что вызывало трения, вплоть до конфликтов, с православными паломниками из имперской России.
Считается устоявшейся хронология, при которой в создании Палестинских обществ лидирует Англия – 1865-й год.
В 1877 году аналогичное общество возникло в Германии.
1882-м годом отмечена Россия. Однако историки укажут на ряд имен пионеров из русских, оставивших по себе добрую память в Палестине задолго до этого года. Это и светские, и религиозные палестиноведы, отправлявшиеся в дальние странствия.
Русские предтечи ИППО – Палестинский комитет, затем Палестинская комиссия. Перелистывая страницы истории, находим Указ от 23 марта 1859 года, подписанный императором Александром II: быть «Палестинскому комитету»! Тут же определились и основные фигуранты торгово-духовно-политического освоения Палестины. Это Русское Общество Пароходства и Торговли (РОПиТ), Морское министерство, Государственное казначейство, МИД, Синод.
Активность этих организаций в «палестинском деле» выражалась прежде всего в покупке земельных участков, в строительстве на них подворий, монастырей, недорогих приютов для христиан-паломников, мечтавших ступить на родину Иисуса Христа.
Освоение Ближнего Востока русскими мощно патронизировалось императорским двором. Конкретные же задачи выполнялись министрами, чиновниками, учеными-востоковедами. Следует вспомнить имена Б. Мансурова, А. Норова, А. Горчакова, А. Головина, Д. Набокова, А. Дмитриевского, Н. Голицына, Ф. Голицына и других.
Палестинская комиссия при Азиатском департаменте МИДа метаморфизировалась в «Православное Палестинское Общество» не сама по себе, а усилиями продвинутых учёных-востоковедов. Которых интересовали не только проблемы паломников, или финансирования новостроек, но и популяризация таких дисциплин в востоковедении как арабистика, семитология, христиановедение, генезис Ветхого и Нового заветов, а также гебраистика, иудейское (Моисеево) право, ислам, церковные расколы.
Среди таких подвижников лидировал Василий Николаевич Хитрово. Он и стал учредителем Русского Палестинского Общества. А коллеги единодушно избрали его секретарем.
Выдающийся, повторяю, востоковед, палестиновед, Хитрово не игнорировал и палестинофильство. Это направление интересов мирового еврейства почему-то крайне слабо интересует современное ИППО. Между тем научная основа палестинофильства выстраивалась несколькими центрами, действовавшими в крупных еврейских общинах Америки, Англии, Франции, Италии, Испании. В России же громче всех о палестинофильстве заявляли иудейские идеологи Санкт-Петербурга и Одессы. Суть этого движения – сионистcкие инициативы, проросшие в так называемом «русском еврействе», где функционировала «черта постоянной еврейской оседлости», внедренная ещё Екатериной II. Рождаемость в пределах «черты…» превосходила рождаемость в остальных регионах империи. Уже и это вынудило лидеров еврейства (или юдентума, по терминологии Карла Маркса) искать новые земли для расселений.
С начала 1880-х годов активно обсуждались проекты компактного заселения еврейством земель, например, Уганды, Крыма и других. Но победила идея «собирания всех евреев у горы Сион». Препарируя историю древнего Израиля, идеологи Гесс, Калишер, Гордон и другие выработали концепцию колонизации Палестины для будущего политического возрождения еврейства. Выражалась твердая надежда, что сионизм, включающий массовый исход еврейства из многих стран в Палестину, избавит стороны от многочисленных конфликтов, в том числе вооруженных.
Актуальность «еврейского вопроса» подчеркивал даже Наполеон I. Перед агрессией на Россию он собрал европейский Синедрион, чтобы заручиться поддержкой юдентума. Но юдентум переиграл «великого» императора.
Не терпел застоя и юдентум России. Только при Николае I возникли сотни законов и подзаконных актов, регулировавших отношения центральной власти с кагалами.
Наши современники, соратники по Палестинскому обществу Юрий Иванов, Валерий Емельянов и другие издали книги с подробным анализом палестинофильства. Эти авторы, к сожалению, рано ушли из жизни.
Конечно же, ИППО логично провести конференцию не только по реанимации забытых имён, но и по научному паритету палестиноведения и палестинофильства.
Собрание, посвященное 130-летию ИППО, открывал и закрывал его председатель Сергей Байдаков. Выступил перед востоковедами и прекрасный камерный ансамбль с классической программой.
Нынешние ветераны ИППО, ясное дело, моложе 130-летнего общества, но уважение к давним традициям акцентировали и стар, и млад.
Юрий Макунин, военный журналист,
историк, действительный член ИППО