Лишил США противоракетной обороны на полвека вперед
17 октября исполнилось бы 87 лет великому русскому конструктору Владимиру Федоровичу Уткину. Он родился в крестьянской семье в деревне Пустобор Рязанской области , всего в 30? км от села Ижевского, где на 66 лет раньше появился на свет Циолковский. Прошел Великую Отечественную до Берлина, вернулся с фронта старшим сержантом, но по его выражению, «всегда чувствовал себя на передовой». Окончил Ленинградский военно-механический институт, стал доктором технических наук, академиком, дважды Героем Соцтруда, а на «фронте» холодной войны – «маршалом».
Он был генеральным директором и генеральным конструктором НПО «Южное». С 1970 по 1990?й это предприятие создало лучшие в мире межконтинентальные ракеты различных классов: «Циклон», предназначенный для выведения в космос легких аппаратов, экологически чистый «Зенит», способный доставлять на околоземную орбиту до 14 тонн полезного груза, твердотопливную РТ-23 (по натовской классификации СС-24), стратегическую Р-36М (СС-18), не имеющую аналогов по боевым характеристикам.
Свой вклад в создание непробиваемого ракетно-ядерного щита России в плотном контакте с Владимиром Уткиным внес и его брат Алексей. Он создал поезда мобильного базирования для транспортировки и запуска ракет с фантастическим показателем времени развертывания после остановки – одна минута! Результатом было то, что американцы потратили больше средств на разработку и эксплуатацию аппаратуры слежения за этими поездами, чем было вложено в их создание.
«Сатана» – такое название по классификации НАТО получила самая мощная в мире боевая межконтинентальная баллистическая ракета СС-18. Снять ее с боевого дежурства было первым условием американцев на переговорах о ядерном разоружении. Уткин категорически возражал против одностороннего сокращения, но и Горбачев, и Ельцин прогнулись под требования США. Американцы не только выделили средства для уничтожения ракет, но и прислали чрезвычайно сложный режущий инструмент, справляющийся с суперброней наших ракет. Она изготовлена с добавлением урана-238, поэтому не может быть «прожжена» современными лазерами и легко проходит через облако ядерного взрыва. Импульсы электромагнитного излучения тоже не могут сбить с цели СС-18 и ее головки, поскольку все системы наведения дублированы помимо электронных пневматическими автоматами. Но уничтожение продолжается… Вместо того чтобы с помощью СС-18 запускать спутники, мы множим на нашей Земле свалки токсичных отходов.
У России сохранились пока и СС-18, и пусковые шахты для них, на уничтожении которых настаивали американцы. Из существовавших в СССР 308 пусковых шахт на территорию России приходилось 157. Остальные располагались на Украине, где они оказались полностью уничтоженными, и в Белоруссии.
Не тронута половина российских шахт. Но больше всех о нашей безопасности пекутся в Белоруссии: там шахты целы все! Так что у США нет и в ближайшие лет 30–40 не будет никакой противоракетной обороны, способной противостоять СС-18.
С 1990 г. Уткин – директор Центрального научно-исследовательского института машиностроения (ЦНИИМАШ). Как генеральный конструктор руководил разработкой международной космической станции (МКС).
Владимир Федорович скончался 15 февраля 2000 г. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. В Рязани открыт памятник Уткину. В память о его вкладе в отечественную науку учреждены именная золотая медаль и Международный фонд ученых и инженеров имени академика Уткина.