Голос Москвы десятилетиями разносился по свету из Поволжья
В Самаре впервые в России с помощью взрывов демонтированы четыре 200-метровые радиобашни. И еще столько же 165-метровых. Обычный заряд подобную махину не берет, пояснил директор предприятия «Самаравзрывтехнология» Юрий Желуницин. Поэтому башни «подрезали» кумулятивными зарядами оригинальной конструкции общей мощностью около шести килограммов тротила. И сооружения, простоявшие 68 лет, упали точно в предназначенные места.
Эта история началась в сентябре 1941-го, когда по решению Государственного комитета обороны под запасной столицей СССР Куйбышевом затеяли строительство радиовещательной станции, получившей потом имя Александра Попова, голос которой должен быть слышен не только на территории СССР, но и по всей оккупированной фашистами Европе. Мощность передатчиков по тем временам была просто фантастической – 1200 киловатт. Радиостанции Европы и даже США использовали тогда всего лишь 100-киловаттники.
Проектирование РВС началось годом раньше. «Голос Москвы» планировалось поставить в Курске. Но война спутала карты, и станцию пришлось срочно переносить в Заволжье. А проектные пять этажей технического здания трансформировались в двухъярусный бункер.
На рытье котлована пригнали паровой однокубовый экскаватор и 20 тыс. заключенных с лопатами. Благо, лагерей вокруг Куйбышева хватало, а для сооружения этой РВС было создано специальное управление «Особстрой».
В котловане в кратчайшие сроки появилась монолитная железобетонная «коробочка» 50 на 60 метров. Ее закрыли бетонной «шляпкой» толщиной 2,5 метра. А сверху – слой песка и земляной курган. Такая защита выдерживала прямое попадание самой мощной по тем временам 500-килограммовой бомбы. В плиту-крышу «зашита» капсула с письмом строителей РВС, адресованным потомкам. К сожалению, оно, видимо, никогда не будет найдено, так как его местонахождение не указано. Примерно в 500 метрах от технического здания по разные его стены встало по четыре башни-антенны. С одной стороны высотой 165 метров, с другой – 200.
В мае 1942-го из подземного радиоцентра № 1 (такое название дали РВС поначалу) состоялось пробное радиовещание на средних волнах. Голос Юрия Левитана, читающего сводки Совинформбюро, был слышен всем, кто жил тогда на территории СССР, Европы, Северной Африки и в некоторых пограничных странах Азии. В 1943-м началось постоянное вещание.
Вообще-то пуск РВС в эксплуатацию намечался на 7 ноября 1942-го, но незадолго до этого в одну из 165-метровых башен-антенн врезался заблудившийся в тумане тяжелый бомбардировщик ТБ-3, летевший из Молотова с грузом двигателей для штурмовиков на Куйбышевский авиазавод. Но хотя акт приемки и не был еще подписан, «голос Москвы» уже разносился по миру. И только в разведках противника и союзников знали, что звучит он не от кремлевских стен, а из Поволжья. Отсюда иногда велось и пропагандистское вещание на иностранных языках, рассчитанное как на солдат гитлеровской армии и их союзников, так и на население европейских стран. Здесь же на соответствующие частоты накладывали шифровки тогдашним штирлицам, полагает последний начальник станции, почетный радист СССР Александр Максимов, проработавший на РВС более 30 лет.
Решение прекратить работу станции приняли пять лет назад. 10 мая 2005-го она была остановлена. Я был свидетелем этой печальной точки. Многое оборудование РВС, сделанное в 1941-м, работало безупречно. Ни разу не пришлось ремонтировать пульт, с которого были поданы первая команда на начало вещания и последняя – на его окончание. В хорошем состоянии был даже паркет, положенный в первый год войны, а стулья сохранились из той же партии, что в бункере Сталина, одновременно с которым и строилась РВС в обстановке строжайшей тайны.
Увы, станция просто пережила свое время. Сегодняшнее радиовещание не нуждается в столь мощных передатчиках. Сигнал со спутника можно ретранслировать с помощью гораздо более экономичных устройств. Поэтому и было принято решение о полной остановке работы РВС. И «начальник похоронной команды», как представился на тогдашней встрече Александр Максимов, со слезами на глазах отдал последний приказ. Трудно поверить, но буквально через минуту после остановки вещания в подземном здании, где было тепло и сухо, вдруг повеяло холодом и сыростью.
А в этом году дошло до ликвидации радиобашен, которые в силу возраста и соответствующей усталости металла, начали становиться опасными. На подрыв первой из них собралось много зрителей, даже с детьми. В толпе были заметны пожилые люди, которые пришли как на парад, с орденами и медалями – ветераны «подземки».
Все собрались на горе, ниже – уже заграждение. Взрывники установили на нижних опорах девять зарядов. Сирена. Через минуту яркая вспышка, хлопок. Конструкция как бы нехотя кренится, перегибается и с ускорением рушится, поднимая тучи пыли… Остальные семь башен валили уже без свидетелей.