Литературный дар помогал ему на секретной службе Ее Величества, врожденный авантюризм сделал его писателем
Джеймс Бонд затмил собой Шерлока Холмса и Пуаро. Агент 007 не задумывается – решения приходят сами собой. Он живет в мире роскошных отелей и экзотических островов, прекрасных женщин и больших ставок. Из шампанского предпочитает «Дом Периньон», из машин – «Бентли» и «Астон-мартин». У Бонда все самое лучшее. Если фарфор, то английский «Минтое», если мед – вересковый от «Фортнум и Мейсон». Вкус к роскошной жизни Джеймс Бонд унаследовал от своего создателя, личного секретаря начальника разведуправления ВМС Великобритании Яна Ланкастера Флеминга. Так же – и авантюризм, и весело-циничное отношение к жизни.
Автора часто не удается отделить от его героя, настолько тесно правда и вымысел переплелись в жизни разведчика и писателя Флеминга. Он провел «на секретной службе Ее Величества» всю Вторую мировую войну. Участвовал в эвакуации с континента короля Албании, ездил в США координировать действия с союзниками, руководил операцией по розыску секретных лабораторий, где немцы разрабатывали ракеты ФАУ.
Но особую любовь начальства Флеминг стяжал своим литературным даром. В сочинении докладов и отчетов ему не было равных. Благодаря блестящему стилю и продуманной композиции они читались как детективы. А еще коммандер (по?нашему капитан второго ранга) Ян Флеминг славился буйной фантазией, помогавшей придумывать самые немыслимые спецоперации. В 1942 г. он был приглашен разрабатывать концепцию Управления Стратегических Служб (УСС) – американской военной разведки.
Работа в разведке требует опыта, смелости и специальных знаний; интеллектуальная деятельность заслуживает здесь гораздо большего уважения, чем обычно думают в Вооруженных силах. Всякий, кто вознамерится написать об этом что?нибудь серьезное, должен заранее примириться с определенными ограничениями. Разведка имеет дело с методами, приемами и трюками, которые могут быть использованы и в будущем, поэтому благоразумно рассказывать противнику о прошлых успехах и неудачах как можно меньше. Эта сфера всегда окутана тайной, которая порождает миф. Возможность сочинять и фантазировать в этой области писатели получили благодаря тому, что слово «разведка» стали использовать для прикрытия таких акций, как саботаж, диверсия, государственный переворот, а также проводимых и оплачиваемых, как правило, тайно, без официального признания. Маскировка применялась в таких случаях главным образом с целью оставить противника в заблуждении.
Изучая историю английской разведки, замечаешь, что на первых этапах в мирное время (до 1939 г.) она представляет собой столь крохотный, хилый организм, что диву даешься, как Британской империи удалось просуществовать так долго. На заключительном этапе Войны были захвачены все архивы германских Военно-морских сил и с помощью старших офицеров немецкого ВМФ англичане получили возможность установить, в какой степени противнику удалось раскрыть их секреты. Например, точно узнать об успехах в области перехвата радиосвязи британского флота в первые годы войны. Адмирал Денниц через десять лет после окончания войны отдал должное в своих мемуарах немецкой службе дешифрования (в частности, подробно описана ее роль в гибели конвоя РQ-17 летом 1942?го).
Огромную роль сыграли в войне ум и хитрость, эрудиция и умение руководить. Из сотрудников разведуправления ВМС Великобритании, которые действовали от имени начальника, Ян Флеминг был если не самый развитый и подготовленный, то во всяком случае самый энергичный и инициативный. Он обладал сравнительно скромными способностями анализировать и оценивать информацию, зато был умелым организатором и отлично излагал мысли в документах. Умению «устраивать» всякие дела и энтузиазму, с которым Флеминг принимался за выполнение работы, мог бы позавидовать любой сотрудник.
Неиссякаемую энергию, любознательность и инициативность будущий писатель унаследовал от своего первого начальника, поручавшего ему множество важных дел. Как выразился один из работавших с ним сотрудников, «Ян никогда не откладывал дела в долгий ящик». У него обычно моментально рождалась идея решения любого вопроса, и он сразу же приступал к действию, воодушевляя других и заставляя их верить в то, что все трудности можно преодолеть и все ошибки можно исправить. Решение он принимал не задумываясь, а иногда они были даже вызывающими. На документе, адресованном начальнику управления, но попавшем в руки к Флемингу, могла запросто появиться резолюция: «Не имеет никакого отношения к нашему отделу. Флеминг». После этого документ возвращался к исполнителю.
Флеминг никогда не робел и не благоговел перед самыми высокими начальниками. Он был в состоянии защищать или отстаивать свое мнение или решения даже при конфронтации с руководством. Смелость и уверенность, с которыми Флеминг выступал в подобных ситуациях, делали его весьма полезным в решении непривычных для разведки и служащих адмиралтейства сложных проблем.
После окончания войны Флеминг ушел в отставку – шпионская рутина его не прельщала. К тому же у него появилась новая идефикс. Флемингу было 45 лет, когда первый роман про агента 007 увидел свет.
Бондиана стала издаваться многомиллионными тиражами в мягкой обложке и в новом для того времени карманном формате. Флеминга читали в поездах и самолетах, на пляже и в постели перед сном. Серьезные критики долго не могли примириться с существованием книг про Джеймса Бонда, осуждая их за секс и насилие. Агент 007 между тем завоевал мир.
Романы английского писателя стали частью американской массовой культуры. В 1961 г. президент США Джон Кеннеди признал, что в свободное время читает Флеминга, а его любимый роман – «Из России с любовью».
Успеху Флеминга во многом способствовало то, что он относился к своему творчеству со здоровым цинизмом. «Книги пишут ради славы, удовольствия или денег, – говорил он. – Я пишу ради удовольствия и денег».
После экранизации романов к Флемингу пришла настоящая слава.
За 35 лет, прошедших с момента первой премьеры, вышло 18 фильмов про Бонда. Последний – через 33 года после смерти Флеминга.