YouTube LinkedIn Flickr VKontakte
    "Президент" Общественно-политическая газета
    • Главная
    • О газете
    • Новости
      • Армия и ВПК
      • В мире
      • Главная новость
      • Дети
      • Закон
      • История России
      • Культура
      • Медицина
      • Политика
      • Наши расследования
      • Новости президента
      • Образование и наука
      • Общество
      • От первого лица
      • Происшествия
      • Спорт
      • Фотогалерея
      • Экономика и бизнес
    • Расследования
    • Архив печати
    • Обращение в редакцию
    YouTube LinkedIn VKontakte
    "Президент" Общественно-политическая газета
    Главная»Главная новость»Командир воздушного штрафбата
    Главная новость

    Командир воздушного штрафбата

    By Редакция14.10.2010Изменено: Комментариев нет7 Минут чтения
    VKontakte Ok
    Поделиться
    VKontakte Ok

    ИСТРЕБИТЕЛЬ НЕМЕЦКИХ САМОЛЕТОВ ИВАН ФЕДОРОВ ВОЕВАЛ ВМЕСТЕ С ЖЕНОЙ

    Командир воздушного штрафбата

    Побег на фронт

    – Вы не ходили – летали…

    – Да, в небе достать меня было сложно. Когда началась Великая Отечественная, я работал в Горьком, был испытателем на авиационном заводе №?21 в КБ Лавочкина. Конечно, сразу же написал кучу рапортов: кто, если не я, должен был сражаться с фашистами? Я же их знал как облупленных! Но тут началось: нужен в тылу, нельзя рисковать, опытные образцы испытывать некому. Не хотели меня отпускать на войну, пришлось самовольничать. Но я больше не мог оставаться в тылу. Война уже шла целый год, а немец все пер, как заведенный. Мои друзья сражались, гибли.

    – Погибнуть хотели?

    – А если б и так – все лучше, чем в тылу торчать. Позориться.

    – Так вы убежали на фронт?

    – Улетел. У меня был готовый к выпуску самолет ЛаГГ-3 с новым вооружением – 20?миллиметровыми синхронизированными пушками. Получил задание отстреляться на полигоне. Очередь дал по щиту – бурун поднялся аж с дом двухэтажный. Такого мощного огня на наших истребителях еще не было. Ну, думаю, чем щиты изводить, лучше на немцах провести дальнейшие эксперименты. Хватит писать рапорты, пора когда?то и действовать!.. Лечу над Окой, и вот такая мысль завелась в голове. Да так обжигает, что сил не стало дальше терпеть. Вижу, мост через Оку. Ага, думаю, самое время попрощаться красиво. Сделал подряд три «мертвых петли» с пролетом под мостом. По радио передал: ждите, если уцелею, вернусь после войны. Зенитчики всполошились, открыли огонь. Откуда им знать, что у меня на уме, вдруг «объект» уничтожу? А во мне все пылает, кураж сумасшедший, и одна мысль: на фронт! Опустился как можно ближе к воде, да и почесал вдоль берегов. Никто в меня не попал.

    – Вас не могли расстрелять за такие фокусы?

    – Запросто. Но сначала меня нужно было поймать. Лечу: карты нет, горючего впритык. Добрался до Монина, сел. Подруливаю к бензозаправщику, выскакиваю: заправь?ка, служивый. Солдат смотрит на меня испуганными глазами. У меня же на голове испанский берет, куртка кожаная без знаков различия… Не могу, говорит, без приказа никого заправлять, а вдруг ты… шпион! Я приговора не стал дожидаться, достал пистолет. Он хоть и ржавый, без патронов, но вид у меня убедительнее стал. Свою чушку я, как правило, для устрашения применял, в основном в ресторанах… Стали заправляться. Вдруг вижу: в нашу сторону «фордик» пылит. Ясно, что по мою душу. Все, кричу, хватит, спасибо. Расписался в получении горючего, и по газам. Взлетел. А дальше?то куда? Решил воспользоваться «компасом Кагановича» – двинул вдоль железной дороги. Гляжу по сторонам, высматриваю аэродромы. Наконец попался большой аэродром на берегу Камы. Людей много и церковь живописная. Лучшего места для демонстрации фигур высшего пилотажа трудно сыскать. Тряхнул стариной – надо же было предъявить людям «визитную карточку». На последних каплях горючего сел. Смотрю, «Кадиллак» едет. Машина редкая, такими американский президент Рузвельт наградил наших летчиков после знаменитого перелета Москва – Северный полюс – Сан-Джасинто. Значит, соображаю, угодил я прямехонько в 3?ю воздушную армию. Я знал, что ею командует «летчик №?1» страны – Громов Михал Михалыч. Он меня хорошо знал. Увидел, заулыбался. Поближе подошел и кулаком по солнечному сплетению бац – такая у него привычка была друзей приветствовать. «Не ожидал, – говорит, – что пожалуешь. Надолго?» Я сказал, что хочу бить врага – до Победы! Громов одобрил мой настрой. Назначил старшим инспектором по технике пилотирования.

    – Конструктора Лавочкина, видимо, это не очень обрадовало. Он не потребовал вашего возвращения и наказания за хулиганство и самовольство?

    – Руководство завода объявило меня дезертиром. Дело могло принять серьезный оборот, но Громов все уладил. А мне сказал: «Если бы ты с фронта удрал, тогда судили бы, а ты же на фронт…» Действительно, дело закрыли, но жену мою Анну Артемовну, которая оставалась в Горьком, лишили довольствия. Пришлось снова обращаться к Громову. Он дал мне двухместный истребитель, я слетал за женой и забрал ее к себе. На фронт.

    Жена завлекала и убивала

    – Устав Красной армии позволял воевать вместе с женами?

    – То устав, а то жизнь. Когда мы познакомились, Анечка работала поварихой. Когда поженились – научил ее летать на По-2. Предложил Громову: пусть Аня со мной воюет, Родине только на пользу. Он согласился, но просил никому не говорить, что мы законные муж и жена.

    – Разве шило в мешке утаишь?

    – Не принято было вместе с женами воевать. Если ППЖ (походно-полевая жена) – другое дело, это еще допускалось. А с законной женой, как говорится, в бордель не ходят.

    – На фронте всем тяжело, а женщине, наверное, особенно?

    – Но мы были счастливы. Аня тоже немцев гробила, будь здоров! На своем По-2 трех «мессеров» довела до фактического самоубийства. Первый наивный «мессер» погнался за ней под Сталинградом. Стала крутиться между вышками на низкой высоте, тот и попался. В одну из башен трахнулся. Другие случаи схожие – всех на хитрость брала. Использовала преимущества «небесного тихохода». Однажды в сильной дымке Аня снизилась почти до земли, когда за ней шел двухмоторный «мессершмидт», а там лес начинался. Она проскочила – на По-2 такие фортели возможны, Чкалов вообще между берез летал. Но ведь правильно говорят: что русскому хорошо, то немцу – смерть! На По-2 маленький вираж, а у истребителя скорость большая и разнос огромный. Словом, действовала как приманка. Немцы завидят, бросаются, как мотыльки на свет. А это для них смертельная гонка.

    – Значит, завлекала и убивала?

    – Вроде того. Аня у меня красавицей была. Как?то везла генерал-полковника Корнева. Мужик видный, до женщин большой охотник. Всю дорогу мешал пилотировать – заигрывал все. Она же не может осадить генерала, тот и пользовался моментом. Пока трепались, «мессер» подлетел и очередь дал. Разрывная пуля прошила нос генерала и через шею вышла. Мою жену тяжело ранило в живот и ногу. Самолет потерял управление, но Аня сумела его посадить. Произошло это уже в Германии, но их быстро подобрали и доставили к врачам. Жена моя потом 33 с половиной года маялась по разным госпиталям и больницам, пока не умерла. Похоронили ее на Алабинском кладбище. Я памятник заказал огромный, там мы вместе изображены, в полный рост. Некоторые летчики, когда увидели, подумали, что это и я заодно с ней сыграл в ящик. Приехали на трех «Волгах» помянуть – 13 друзей во главе с замом командующего ВВС. А тут как раз и я подъезжаю. Смотрю – елки зеленые! – столько людей на могиле жены выпивают! Один три бутылки водки ставит у памятника и говорит: «Покойничек уважал это дело». Ну, я выхожу из тенечка: привет, друзья! Все попадали.

    – Так вы пили, однако?

    – Да нет, просто водка для летчика – лучший подарок. Даже если он умер. Но я и во время войны не пил. Зная мою «слабость», некоторые любители старались за столом оказаться ко мне поближе. Свою порцию я всегда друзьям отдавал, они пили за мое здоровье. Может, поэтому и дожил почти до ста лет.

    – Много пили… друзья?

    – Помню, в 38?м хорошо посидели в «Национале», в «папанинском» кабинете. Счет потом принесли на 85 тысяч рублей. Чкалов, Супрун, Фокин и я решили отдохнуть. Но это не значит, что все деньги пошли на спиртное. 11 люстр разбили, столы, посуду, еще какую?то мелочь. Драться уж больно любили. И не только в небе (смеется).

    – Громов любил хулиганов?

    – Подозреваю, что сам таким был – по молодости. Летчику трудно без куража. Хорошему, разумеется. Чкалов, мой друг, тоже был хулиганом. А он между прочим считался учеником Михал Михалыча.

    – Поэтому в августе 1942?го в 3?ю Воздушную армию Громова и стали прибывать летчики, в предписаниях которых значилось: «Направляется в группу истребителей-штрафников»?

    – Да иначе и быть не могло. Только Громов мог взять на себя такое: не гробить же летчиков в обычных штрафбатах. От нас одна польза может быть – в воздухе.

    – Но в официальной истории ВОВ о воздушном штрафбате ни слова.

    – На войне происходило много такого, о чем после старались не вспоминать. Вот и про наш штрафбат военные историки помалкивают.

    – Теперь?то чего бояться?

    – Не знаю, они всегда чего?то… Но штрафбат летчиков, а вернее, штрафполк – был создан на Калининском фронте, которым командовал Конев. В 3?й воздушной армии. По приказу Сталина – как же иначе. Ясно, что это был секретный приказ. Но он был – по?другому, просто бы головы полетели. Сталин хорошо относился к летчикам. Однако понимал, что мы – не пай-мальчики, с дисциплиной особо не дружим. Своевольство в порядке вещей, а еще пьянки, драки. Даже дуэли по молодости… В воздухе само собой, но ведь и на земле, случалось, из?за девчонок стрелялись. Многие были при этом асами и никого не боялись – такие люди в любой армии на особом счету.

    – Так вы угодили в штрафполк?

    – Получается… Когда Громов собрал лучших пилотов и предложил каждому по очереди должность командира группы летчиков-штрафников, все, как один, стали отказываться. Прикажите, говорили, хоть сейчас умереть за Родину – сделаем! Но добровольно в такое дерьмо соваться не хотим. Считали, что это верная «петля», и совсем не геройская. Как же: у штрафников будут самолеты, оружие, боекомплект. Чуть не «по шерсти» им, так сразу в спину начнут стрелять… Люди, как известно, горячие. А если к врагу кто?то перелетит, не дай бог, – с командира сразу башку долой, а позор такой, что и крови не хватит смывать. Отрицать сермяжную правду этих доводов никто не решился. Тогда я встаю и говорю: «Михал Михалыч, разрешите попробовать…» Он вздохнул с облегчением. Это же был приказ самого товарища Сталина – про штрафбат, разве можно было его не исполнить?

    – Кого определяли в штрафники?

    – Со всех фронтов набралось 64 летчика. Люди, признаюсь, не самые худшие – среди них было много нормальных пилотов. Но всех их осудил трибунал. Поэтому вину «малодостойные защитники» должны были искупать исключительным героизмом в боях.

    – Так, чтобы жизни не щадить – ни чужой, ни своей?

    – Именно. Воевать в штрафниках нужно было до первой крови. Получил ранение в героической схватке, молодец! Считай, искупил свои грехи – свободен. Звание возвращают и ордена… самое главное, дожить до такого счастья. Тут не было лейтенантов, капитанов, полковников – всех разжаловали, переодели в солдатские гимнастерки и присвоили звание «рядовой». Мне же вручили огромные полномочия и новый пистолет вместо ржавого. Теперь, как мне сказали, пистолет мог пригодиться. За любое неповиновение я получил право расстреливать своих подчиненных на месте.

    Продолжение следует
    Михаил СЕРДЮКОВ
    Поделиться VKontakte Ok
    Предыдущая статья Великий комбинатор Ян Флеминг
    Следующая статья Опять тройка
    Редакция
    • Ссылка на вашу соц.сеть

    Похожие Статьи

    МИД России не рекомендует россиянам ездить в Эстонию из-за новых санкций

    29.06.2022

    Умер государственный и политический деятель Сибагатуллин Фатих Саубанович

    24.06.2022

    Газета «ПРЕЗИДЕНТ» поздравляет с Днём России!

    12.06.2022

    Владимир Путин встретился с Председателем Африканского союза, Президентом Сенегала Макки Саллом

    04.06.2022

    Зачем 70 лет назад создали команду испытателей авиационной и космической медицины МО СССР

    04.06.2022

    К 70-летию команды испытателей авиационной и космической медицины МО СССР

    01.06.2022
    Написать комментарий

    Оставьте ваш комментарий Cancel Reply

    Рубрики
    • Армия и ВПК (140)
    • В мире (29)
    • Главная новость (4 418)
    • Дети (17)
    • Закон (308)
    • История России (15)
    • Культура (114)
    • Медицина (54)
    • Наши расследования (30)
    • Новости президента (119)
    • Образование и наука (53)
    • Общество (239)
    • От первого лица (11)
    • Политика (218)
    • Происшествия (76)
    • Спорт (42)
    • Фотогалерея (1)
    • Экономика и бизнес (142)
    YouTube LinkedIn VKontakte
    • О газете
    • Расследования
    • Обращение в редакцию
    • Архив печати
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-74039 от 29 октября 2018, выдано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредителем и редакцией издания является Общество с ограниченной ответственностью "Общественно-политическая газета "Президент" (ООО "Газета "Президент").
    Издание может содержать информацию, не предназначенную для лиц младше 18 лет!

    При использовании материалов газеты "Президент", ссылка на газету обязательна. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Авторы несут ответственность за предоставленные материалы.

    2022 © ООО "Газета "Президент"
    Почтовый адрес: 109012, Россия, г. Москва,
    Красная площадь, дом 5, АЯ 10
    Адрес электронной почты: kreml@prezidentpress.ru
    Главный редактор: Удалов Сергей Викторович
    Генеральный директор: Удалов Виктор Сергеевич

    Введите выше и нажмите Enter для поиска. Для отмены нажмите Esc