В Шереметевском дворце открылась выставка к 80-летию Андрея Петрова
Статистик Новосельцев и его начальница Калугина, Лариса и Паратов из «Жестокого романса», Настенька и Мерзляев, скрываясь за кисейным занавесом, призрачные и легкоузнаваемые, смотрят фильм о композиторе Андрее Петрове и о собственной жизни в кино. Гости выставки, проходя через импровизированный кинозал, видят то же самое. И слушают музыку – узнаваемую, любимую едва ли не с детства. А рядом в историю своей жизни приглашает сам Андрей Павлович Петров, выдающийся композитор, наш современник.
Это не попытка создать иллюзию того, что он все еще с нами. Это правда. Он по?прежнему влюблен в свое дело, в свою большую семью, в свой единственный на земле город…
Выставка, посвященная 80?летию Андрея Петрова, – не мемориал, скорее очередной этап жизни. Создатели сделали акцент на детских, юношеских годах, на периоде блистательного взлета к известности, не знающей границ.
Выставка особенная – домашняя и теплая, как семейный альбом. Не вызвало удивления, когда на ее открытие пожаловал самый младший из большой семьи, полугодовалый правнук композитора Филипп. И разве можно остаться равнодушным, попадая в мир детства самого Петрова. В витрине – белоснежная крестильная рубашечка Андрюши. В ней недавно крестили и Филиппа. А это Андрей на фото в возрасте правнука. И семилетний, – на портрете, сделанном его матерью художницей Ольгой Ваулиной. «Бесконечно питерский» Андрей Петров был убежден, что не мог появиться на свет в каком?то другом месте, кроме Ленинграда. Документы, письма, фотографии, вещи из дома Петровых убеждают: это и есть неброский, но благородный, наполненный духовностью и добротой уклад жизни ленинградской интеллигенции.
Талантливый режиссер и замечательный художник Николай Акимов умел разглядеть в человеке суть. Молодого Андрея Петрова он передал очень точно: интеллигент-романтик, шестидесятник, умеющий отстаивать свою правду. Пухлогубый, легкомысленно вихрастый, а за стеклами неизменных очков – та самая мягкая, но непреклонная убежденность в своей правоте.
Петров еще в ранней юности сумел перевернуть свою жизнь. Мечтавший о писательстве, затем – о стезе живописца, он внезапно решает стать композитором. В 1945?м подросток Андрюша Петров посмотрел в кинотеатре «Форум» «Большой вальс». «Там так обманно упоительна профессия композитора! Птица пропела – родился вальс, почтовый рожок прозвучал – возникла симфония! Вся Вена поет и танцует. Все! Я должен стать композитором», – вспоминал он. Хотя отец Андрея – военный хирург Павел Платонович Петров, узнав о намерении сына посвятить себя сочинению музыки, написал ему в 1945?м (письмо можно прочесть, оно на выставке), что сначала хорошо бы получить профессию, затем становиться композитором. Сын не подвел отца – выбрал единственную профессию и стал всемирно известным. Конечно, взгляд на композиторский труд как упоительно легковесный с годами пришлось изменить.
«Большой вальс» сыграл еще одну важную роль в судьбе и творчестве Андрея Петрова – навсегда связал с кинематографом. В десятках фильмов звучат его мелодии: от оглушающе популярных «Нам бы всем на дно» и вальса из «Берегись автомобиля» к «Укрощению огня» и «Петербургским тайнам». Музыка к кино сделала Петрова всенародно любимым и всемирно знаменитым. Но Андрей Петров – не «киношный» композитор. Он работал в самых разных концертно-филармонических видах музыки, вызывая восхищение Дмитрия Шостаковича. Оперы «Петр I», «Маяковский начинается», балеты «Берег надежды», «Сотворение мира», «Мастер и Маргарита» принесли Петрову заслуженную славу.
«Сотворение мира», впервые показанное в Кировском театре в 1971?м, было затем поставлено в 60 театрах Европы и Америки. Страны, где продолжает звучать музыка композитора, устроители выставки отметили на карте мира. Свободного места на ней нет.
Привлекает внимание кабинет Петрова. Пиджак на вешалке, рукописи на столе, очки. Пианино. За ним работалось приятнее, удобнее, чем за роялем. А за окном – вид на любимый город. Петрова часто узнавали на улице, здоровались. Он слышал, как насвистывают его мелодии. Он шагал и шагает по Ленинграду–Петербургу. И город его никогда не забудет.
Когда между двумя юбилеями у композитора спросили, что он хотел бы получить на 80?летие, Петров ответил: «Один из лучших подарков я уже однажды получил от добрейших питерских «митьков»: на кассете с их матросскими песнями я с изумлением прочитал: «Песня из к/ф «Путь к причалу». Слова и музыка народные». Тончайший мелодист, современный классик, композитор, которому покорялись любые жанры от песни до сложнейшей симфонии, знал, для кого пишет.