Кутюрье Луиза де Оратис купила ивановскую шаль. Купятся ли финансисты?
Иваново – город невест. Почему? Да потому что фабрик много – прядильных, ткацких, швейных… Было. Не существуют уже некогда знаменитые Камвольный и Меланжевый комбинаты, построенные в советские годы, закрыты мануфактуры, основанные еще в XVIII–XIX веках… Их краснокирпичные корпуса, украшение города, превращаются в торгово-развлекательные центры. Как возродить былую славу региона, обсуждали на международном форуме «Золотое кольцо», который прошел в Иванове уже в пятый раз. Самая большая делегация приехала с Апеннин – привезла отдельную экспозицию «Ремесленная Италия». Были гости из Австрии, Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Турции.
На сопровождавшей форум выставке развернулись вологодские, костромские, ярославские и, конечно, местные производители. Текстильщики, швейники, народные умельцы… Ярославский губернатор Сергей Вахруков, примерив пиджак одной из ивановских фабрик, остался доволен и качеством и ценой. Пообещал купить. Замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов заинтересовался рабочей и форменной одеждой. «Если бы президент России ввел мундиры для всех государственных служащих, я бы порекомендовал ему разместить этот заказ у вас», – пошутил чиновник, обращаясь к представителю фирмы.
Шутки шутками, но получи предприятие подобный госзаказ, оно столкнется с теми же проблемами. Первейшая – отсутствие сырья. Хлопок остался за рубежом. Вся надежда – на лен и синтетические ткани. Надо бы запустить в Ивановской области химволоконное производство, тем более что рынок полиэфирной пряжи развивается опережающими темпами. «Но создать мощное предприятие отдельному региону не под силу, необходима серьезная господдержка», – констатировал замдиректора департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга Олег Кощеев.
Тема льна прорабатывается не только в Ивановской, но и в соседних областях. Загубить традиционный для России бизнес оказалось легко, возродить, не выходит. От программ различных уровней по поддержке льноводства пока мало толку.
Еще одна проблема – текстильное машиностроение. Изношенность оборудования в отрасли – 50?%, два из пяти станков отслужили 20 и более лет. Какая уж тут конкурентоспособность!
Тем не менее на форуме говорилось и о продвижении отечественной текстильной и швейной продукции на Западе. Корреспондент «Президента» побеседовал с известным кутюрье из Италии Луизой де Оратис. Она честно призналась, что удивлена: до приезда в Иваново не ожидала увидеть столь развитую текстильную промышленность, искренне полагала, будто российская мода – исключительно этнические мотивы… Луизе очень понравились идеи наших дизайнеров. «Хотя в них много из итальянской школы», – улыбнулась кутюрье. Но отказать себе в удовольствии купить красивую местную шаль не смогла.
Украшением «Золотого кольца» стал Текстильный салон. Его бессменный председатель – президент Российской академии моды, почетный гражданин Парижа и Иванова (здесь он родился, провел детство и юность) Вячеслав Зайцев. В этом году на конкурс были представлены 40 коллекций одежды отечественных и итальянских дизайнеров.
Форум завершился открытием торгово-логистического центра, который назван крупнейшей в центральной России выставочной и оптовой площадкой для текстильной отрасли России, а также стран Азии. Ведь, по словам ивановского губернатора, полноценный кластер – это не только производство, но и грамотная реализация продукции.