Основное развитие мозга происходит в раннем детстве
Готовить людей мыслить противоречиями, альтернативами призывал выдающийся российский педагог и психолог, академик Василий Давыдов. Он говорил, что новая система развивающего обучения маленьких детей нужна для воспитания рефлексирующих граждан. Рефлексия – это инструмент взаимопонимания, который позволяет соотносить свои действия с действиями других. Последователи основателя дидактической системы развивающего обучения работают в таких странах, как Великобритания, Германия, Голландия, Италия, Испания, США, Япония. Логично, что первая Всемирная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста состоялась именно в Москве. 27–29 сентября на ее площадках работали около 1 тыс. участников из 120 стран.
Российская столица третий год совместно с ЮНЕСКО реализует пилотный проект «Московское образование: от младенчества до школы». Столичные специалисты в области дошкольного образования поставили задачу перестроить систему детского воспитания под единый стандарт, который потом могли бы взять на вооружение в других странах. Участниками проекта стали 17 детских садов. Его суть – интеллектуальное и физическое развитие детей, поддержка талантливых и одаренных.
«Программа ЮНЕСКО «Образование для всех» рассчитана до 2015 года и сформулирована в Декларации тысячелетия. Именно дошкольный возраст играет важную роль в развитии человека», – пояснила председатель Исполнительного совета ЮНЕСКО Элеонора Митрофанова.
Ранний возраст – самый чувствительный период, соглашаются психологи. Он характеризуется быстрыми изменениями в физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии. Основное развитие мозга происходит до достижения ребенком 6–7?летнего возраста, и особенно в первые три года жизни, когда формируются основные нейронные связи, важные для последующего обучения. При этом дети младшего возраста весьма уязвимы. Плохой уход, лишения, недоедание, отсутствие внимания и насилие негативно воздействуют на ребенка и травмируют его, зачастую необратимо. Иными словами, то, что дети получают в дошкольном возрасте, влияет на их дальнейшую жизнь.
«Тем не менее вопросы воспитания и образования детей младшего возраста на национальном уровне все еще нередко оказываются за рамками политики и часто лишены должного финансирования», – подчеркнула Митрофанова. Сплошь и рядом эта тема игнорируется в проектах национального развития, в том числе в стратегиях снижения нищеты. В большинстве стран Африки на образование выделяется менее 0,1?% бюджетных денег, в других чуть больше – около 1?%.
«Раннее детство – ключевой период развития человека, как ментального, так и физического. Это период, когда закладывается фундамент его будущего. Вместе с тем это тот возраст, когда маленький человек всецело зависит от взрослых», – подчеркнула первая леди Азербайджана, посол Доброй воли ЮНЕСКО Мехрибан Алиева. Она рассказала, что в Азербайджане принята специальная госпрограмма совершенствования системы дошкольного образования, развивается сеть подготовительных групп для дошкольников в общеобразовательных школах.
Курс на борьбу с неграмотностью взяла и компания IBM. Ее благотворительная программа не ограничивается рамками одной страны. В частности, в России запущены информационные технологии Kidsmart. С их помощью дети в сопровождении сказочных персонажей попадают в так называемые научные домики. Каждый из этих домиков формирует у детей определенные навыки: «Математика с Буренкой» – учит счету, логическому мышлению, анализу; «Научный домик Шуры» – знаниям о Земле, смене времен года и времени. По мнению педагогов, информационные технологии стимулируют познавательную активность воспитанников детских садов, расширяют их кругозор, развивают творческие способности.
Научные исследования показывают, что дети, получившие качественное воспитание в дошкольном возрасте, как правило, продолжают образование в высших учебных заведениях. Они не только находят работу, но и получают более высокую заработную плату. Соответственно, вносят больший вклад в систему социального обеспечения.
Принятая в 1989 году Конвенция о правах ребенка провозглашает, что все дети имеют равные права на жизнь, здоровье, развитие и образование. «Однако маленькие дети ничего не знают о своих правах. Они всецело полагаются на нас и доверяют нам, взрослым, – заметила Мехрибан Алиева. – К сожалению, мы, взрослые, не всегда оправдываем это доверие. Сегодня на планете 143 миллиона сирот. Доступ к образованию и его уровень у этих детей крайне низок. Эти дети нуждаются сегодня в нашей помощи». Вот только дойдет ли до них такая помощь в виде новаторских идей?