ФОРМУЛИРОВКА – ПРЕЖНЯЯ
Дмитрий Медведев, распорядившийся отрешить от должности мэра Москвы во время своего визита в Китай, заявил, что как президент РФ «утратил доверие» к Юрию Лужкову в качестве градоначальника. Видимо, радикальный китайский опыт по наведению порядка среди чиновников любого ранга вдохновил подписать уникальный указ именно там. «Это произошло в первый раз, но я не исключаю, что такие случаи могут повториться», – уточнил президент, отвечая на вопросы журналистов в Шанхае.
«Причина [отставки] вытекает из самого указа, – добавил Медведев. – Трудно себе представить ситуацию, при которой губернатор и президент России как высшее должностное лицо продолжают работать вместе, когда президент утратил доверие к руководителю региона».
Утрата доверия – громкая, но очень редко используемая Кремлем формулировка в отношении чиновников самого высокого ранга. Чего не скажешь о народе, который, помнится, еще в 1953 году сложил частушку «Берия, Берия! Вышел из доверия…» Последние десять лет Лужков терял популярность и поддержку москвичей. Если, по данным Левада-центра, в 2001 году его деятельность одобряли 65?% жителей столицы, то в 2009?м – лишь 36?%.
Отставка градоначальника, руководившего Москвой 18 лет, вполне вписывается в стратегию Кремля по смене региональных элит. В последнее время ушли со своих постов «по собственному желанию» такие мастодонты, как президент Татарстана Минтимер Шаймиев, президент Башкирии Муртаза Рахимов, президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов. Еще Владимир Путин отправил в отставку трех губернаторов – корякского, амурского и ненецкого. Двое были разжалованы в связи с возбуждением уголовных дел, а корякский – за то, что заморозил полрегиона. Поэтому, сказав «а», нынешнему президенту скорее всего придется говорить «б», то есть не останавливаться на достигнутом. Во всяком случае у нас это самая эффективная мера в борьбе с коррупцией.
С этой проблемой Медведеву еще предстоит разбираться. Пока же он завершил сверхнасыщенный трехдневный визит в Китай, в ходе которого было подписано более 10 важных соглашений. «Эти документы расширяют горизонты нашего взаимодействия. Это и электроэнергетика, и энергоэффективность, развитие электросетевого хозяйства, взаимодействие в ядерной энергетике, высокое технологичное сотрудничество», – сказал президент по итогам переговоров с лидером КНР Ху Цзиньтао.
Главы обеих стран «обмыли» шампанским новый нефтепровод: он является отводом от трубопровода «Восточная Сибирь–Тихий океан» и тянется от российского Сковородино до китайского Дацина. Нефть по нему, правда, пока не пошла, так как на китайском участке трубопровод не доделан. Зато китайская сторона уже предоставила российским компаниям кредит в 25 млрд долларов в обмен на гарантию поставок нефти по трубопроводу в течение 20 лет в объеме 15 млн тонн в год.
Может возникнуть впечатление, что визит Медведева в Поднебесную – экономический. Но это не совсем так. Во-первых, лидеры подписали два достойных всяческого внимания документа. Это совместное заявление о всестороннем углублении российско-китайских отношений партнерства и стратегического взаимодействия, а также совместное заявление в связи с 65?летием окончания Второй мировой войны.
Во-вторых, великие партнеры и соседи будут углублять политические отношения именно через экономику. В том числе и через новый нефтепровод. В том, что этот проект стратегический, сомнений нет. России более чем выгодно, что теперь вторая держава мира привязана к ней железной нитью трубопровода. Длительные же переговоры по газу продвинулись, хотя и не дошли до завершения. По словам вице-премьера Игоря Сечина, поставки газа в Китай начнутся с 2015 года, а к середине следующего года будут подписаны коммерческие контракты.
Ключевая задача России сегодня – модернизация страны, что предполагает переход от вывоза сырья к экспорту наукоемкой продукции. И с Китаем здесь российские интересы расходятся. Поднебесной от нас требуется сырье, а с наукоемкой продукцией она справляется сама да еще экспортирует ее по всему миру, включая Россию. Поэтому стратегически Москве приходится делать новые выводы: предстоящее строительство в Китае АЭС на быстрых нейтронах – это уже высокие технологии, благодаря которым возможен серьезный прорыв в наших отношениях. Ведь за весьма успешным визитом Медведева незримо стояла не самая убедительная цифра – 2?%. Это место торговли с Россией в общем товарообороте Китая. Оно просто меркнет на фоне торговли нашего соседа с США, близкой к 300 млдр долларов. И хотя российско-китайский товарооборот, судя по словам Медведева, в этом году вернется к докризисному показателю в 57 млрд долларов, это совсем другое качество отношений, чем у КНР с Америкой.
Кстати, перенять китайский опыт в сфере развития высоких технологий было бы абсолютно правильным. Тем более что в ходе переговоров председатель КНР откликнулся на идею инноцентра «Сколково», куда готовы войти и китайские инвесторы. В целях обеспечения его эффективной деятельности Медведев там же, в Китае подписал Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково».
В Даляне президент побывал в институте иностранных языков, известном своим русским факультетом. В нем обучаются будущие переводчики, а ректор института, как оказалось, окончила один с Медведевым университет в Санкт-Петербурге. Пообщавшись со студентами и выяснив, что их волнует вопрос, найдут ли они работу с таким образованием, президент сказал: «У нас огромные связи: торговые, экономические, инвестиционные, гуманитарные, культурные, и это предопределяет необходимость знать русский и китайский языки. Тот, кто знает русский язык, я в этом абсолютно уверен, без работы остаться не должен». Сам Медведев хотел бы выучить китайский язык. Но для этого полезного, но чрезвычайно кропотливого занятия время у него найдется только на пенсии.
Из Китая Медведев отправился на Камчатку, где принял участие в церемонии открытия магистрального газопровода Соболево–Петропавловск-Камчатский. Он построен в рамках Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения. С губернатором Камчатского края Алексеем Кузьмицким президент обсудил социально-экономическую ситуацию и призвал вплотную заняться решением проблем ветхого жилья.