Передовые технологии пробились в отечественный павильон только благодаря президенту
Обычно местные власти стараются перед визитом президента. Асфальтируют, красят, моют… А тут все наоборот. За наведение порядка в российском павильоне на ЭКСПО-2010 перед своим приездом Дмитрий Медведев взялся сам.
А что делать? Визит Медведева на всемирную выставку в Шанхае и посещение российского павильона – это не увеселительная часть официального визита в КНР, самого по себе очень важного и результативного. Это еще один практический шаг в продвижении идей модернизации. Шаг навстречу нынешним и будущим партнерам из?за рубежа, которые демонстрируют в Шанхае передовые идеи и концепции и не прочь посмотреть, на что способна нынешняя Россия. И на что она сподобилась.
Сподобилась же только на именины бесприданницы. О концептуальной слабости российской экспозиции наша газета уже подробно писала еще в июле («Президент», №?10 от 5 августа). Медведев, ознакомившись не только с отзывами прессы, но и экспертными оценками, распорядился «продумать дополнительные меры по совершенствованию экспозиции российского павильона» для раскрытия «потенциала страны для развития инновационного бизнеса», насытить экспозицию «материалами о современных достижениях российской науки и техники, в том числе по линии создания «умной» городской среды».
Прямой критики экспозиции в поручении президента нет, но есть указание Сергею Степашину, руководителю Счетной палаты, «обеспечить проведение контрольных мероприятий в области расходования бюджетных средств и проведения конкурсных процедур при подготовке российской экспозиции в Шанхае». А потрачено по линии Минпромторга1,1 млрд рублей. Все это напоминает развитие ситуации с последней зимней Олимпиадой: колоссальные затраты, провал, скандал, отставки, Счетная палата, прокуратура…
К счастью, ЭКСПО не так быстротечна, как Олимпиада. Была возможность подправить, и президент ею воспользовался.
И что интересно, нашлись материалы о современных достижениях отечественной науки и техники, о новых градостроительных проектах!
Перед приездом Медведева Роснано соорудила инсталляцию в виде стелы из строительной арматуры «на основе наномодифицированных углеродных и минеральных волокон и наномодифицированных связующих» – цитирую по сайту Роснано. Там же – фрагменты дорожного покрытия, изготовленного с применением универсального модификатора асфальтобетона «Унирем», и фокусирующие системы, используемые в солнечных энергетических установках на основе концентраторных фотоэлектрических модулей.
Росатом оперативно доставил голографический макет атомного реактора, стенд по российско-китайскому сотрудничеству в атомной энергетике. Отдельная экспозиция расскажет о российском атомном ледокольном флоте, который впервые осуществил в этом году проводку российского супертанкера по Севморпути в Китай.
Приморский край развернул экспозицию о подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке. По соседству расположились макеты Сколковского проекта и Кавказского рекреационного кластера, включающего объекты Олимпиады в Сочи.
Все это украшает первый, бедноватый до недавнего времени этаж российского павильона. Второй уровень, построенный по мотивам сказок Николая Носова о Незнайке и его друзьях, остался в неприкосновенности, хотя именно против него в первую очередь были направлены критические стрелы прессы и экспертов.
Открывал эту часть экспозиции, названую Город детей, обаятельный врун и неуч Незнайка, и потому он стал как бы неформальным символом российского павильона, растиражированным на сувенирах и значках. Мягко говоря, нестандартный ход для пропаганды России. Правда, имя ему переводчики все же подкорректировали, и в итоге он был представлен как мальчик Сюэ Сюэ – учиться, учиться! По-нашему Знайка, хотя это совсем другой персонаж.
Но, строго говоря, китайским, да и иным посетителям что Знайка, что Незнайка, все равно. Книги Носова за пределами России почти не знают, никаких ассоциаций они не вызывают. Посетителям, а это на 95?% китайцы, просто нравился яркий образ сказочного города, где среди гигантских ягод и цветов можно вновь пережить свои детские впечатления. Получилось вроде неплохо, но это – задача для балагана.
Похоже, что обкатки концепции павильона ни среди профессиональных отечественных китаистов или китайских специалистов, ни в фокус-группах не было. Характерно высказывание Альберта Крисского, знатока Китая и китайского языка, принимавшего участие в китайских крестинах Незнайки: «Мне кажется, что нет никакого постоянного канала, который бы связывал людей, профессионально занимающихся Китаем, с властью при подготовке подобных масштабных проектов».
История маркетинга и пропаганды знает массу примеров, когда игнорирование этнокультурных особенностей аудитории приводило не только к анекдотам, но и огромнейшим потерям – материальным и имиджевым. И то, что персонажи нашего павильона китайским посетителям пришлись по вкусу – в общем?то, случайность, которой не должно быть места, когда речь идет о государственных имиджевых проектах.
Однако шаткость концепции павильона – только часть проблемы. Выступая на форуме в Шанхае, генеральный директор «Экспоцентра» Владислав Малькевич рассказал, что зачастую тендеры на организацию отечественных выставок выигрывают непрофессиональные компании, а организаторы тендеров чаще руководствуются предлагаемой ценой, а не опытом и реальными возможностями выставочных операторов. Тень на наш павильон он наводить не стал, но ясно дал понять, что причины слабости отечественной экспозиции, на которую обратили внимание в Кремле, просты и банальны: непрофессионализм и отсутствие опыта.
Но главное, размытой оказалась стратегическая цель участия России в ЭКСПО. Для чего мы в Шанхае, что хотим сказать миру?
Месседж американцев: две великие державы – Китай и США должны сотрудничать и дружить. Британцы позиционируют себя как первооснову современной индустриальной цивилизации Запада. Италия – родина изящества и вкуса, Саудовская Аравия – центр набирающего силу мусульманского мира…
Достаточно посмотреть на монумент «Рабочий и колхозница» Мухиной, венчавший советский павильон на ЭКСПО в Париже, чтобы сразу понять, что хотел сказать миру СССР в неспокойные тридцатые годы. Сколько силы и уверенности в своей правоте!
А сейчас?
Несомненно, поручение президента исправить экспозицию – это требование создать ясный символ стремления России к равноправному сотрудничеству с миром во всех сферах приложения интеллекта – культуре, науке, технологиях. Мы хотим заимствовать и готовы поделиться своими достижениями, вместе создавать новое.
Похоже, что такой символ – символ модернизации и воли к сотрудничеству – еще не создан. Но для успеха модернизации это абсолютно необходимо.