Чтобы исключить газовые конфликты, Россия предложила Украине совместную разработку месторождений
Невиданное случилось в российско-украинских отношениях. С инновационным предложением Москва обратилась к Киеву: объединить «Газпром» и «Нафтогаз». Создание совместного предприятия может внести коррективы в планы «Южного потока», считает вице-спикер Госдумы Валерий Язев. Нынешний проект «Южного потока» ослабляет газотранспортную систему Украины. Задача нового газопровода – обойти рискованных транзитеров.
Он должен пройти от Черноморского побережья России до Болгарии, а затем продолжиться до Италии и Австрии. Мощность новой газопроводной системы планируется в объеме до 63 млрд кубометров в год. Россия уже подписала соглашения со всеми странами-транзитерами: Болгарией, Сербией, Венгрией, Грецией, Словенией, Хорватией и Австрией.
При таком раскладе украинская газотранспортная система остается без работы. По оценкам экспертов, в случае реализации «Южного потока» загруженность национальной ГТС снизится на 50?%. При этом Украина теряет монопольное право быть главным поставщиком 80?% российского газа в Евросоюз. При слиянии двух компаний увеличиваются объемы поставки газа через Украину. Россия же сводит на нет возможные риски экспорта, исключая газовые конфликты в будущем.
Первым шагом к объединению окажется создание совместного предприятия под конкретные российские месторождения – в Астраханской области и на полуострове Ямал, как наиболее подходящие для Украины географически и экономически. Кстати, Ямальское месторождение, по информации Язева, имеет 16 трлн куб. м газа, что равно объемам разведанного голубого топлива всего мира без Катара и Ирана.
В случае объединения газ по внутрироссийским ценам (то есть на 40?% дешевле) получат украинские потребители, но это будет касаться только населения, а не промышленности. Однако цены уже сегодня значительно скорректированы. Так, средняя цена на российский газ для Украины в IV квартале составит около 250 долларов за тысячу кубометров. В первом квартале она достигала 305 долларов за тысячу кубометров, во втором – 236 долларов. Снижение произошло за счет обнуления пошлины на экспорт газа из России на Украину. С 1 апреля украинская сторона получила скидку на 30?% от контрактной цены, но не более 100 долларов за тысячу кубов. Правда, премьер Украины Николай Азаров заявил, что формула цены на российский газ, несмотря на полученную скидку, по?прежнему невыгодна для Украины.
Украина планировала в 2010 году сэкономить за счет полученной от России скидки 3 миллиарда долларов, а в 2011 году – 4 миллиарда. Кстати, российский министр энергетики Сергей Шматко подчеркнул, что и строительство «Южного потока», и модернизация газотранспортной системы Украины направлены на диверсификацию маршрутов поставок газа. «Я считаю, что нашим украинским коллегам нужно привыкнуть жить в условиях конкуренции, в постоянной рыночной среде», – сказал он. Дело в том, что сегодня главная проблема экономики Украины – высокая энергоемкость внутреннего валового продукта, значительный дефицит нефти и природного газа. Так, энергоемкость ВВП Украины, по данным Международного энергетического агентства, в 2,5 раза превышает средний уровень энергоемкости ВВП Дании, США, России. Наиболее энергоемкими отраслями Украины являются металлургия, химическая промышленность, производство строительных материалов, машиностроение, жилищно-коммунальный сектор.
Устаревшие и изношенные газовые турбины (70?%) добавляют чрезмерные затраты газа на собственные нужды. По мнению экспертов, разрушение украинской газотранспортной системы может привести к техногенной катастрофе. Эксплуатация таких газотурбинных двигателей вполне может вызвать «обвальную» деградацию второй в Европе газотранспортной системы. Ирония судьбы, но с таким багажом Украина входит в десятку ведущих стран мира, обладающих полным циклом разработки и производства газотурбинных двигателей. Воспользуется ли она российским предложением? Судя по затянувшейся паузе, Киев стоит перед непростым политическим выбором.