Выдворяются из Франции на родину – в Румынию и Болгарию
Массовая депортация цыган из Франции бурно обсуждается на общеевропейском и даже мировом уровне. Действия Парижа осудили ООН и Ватикан. В Брюсселе потребовали объяснений. Французские политики пытались оправдаться перед еврокомиссарами по внутренним делам Сесилией Мальмстрём и по вопросам юстиции Вивиан Рединг. «Права предполагают и обязанности. Нельзя три месяца находиться во Франции, на денек вернуться на родину и тут же ехать обратно», – пояснил «на ковре» министр по делам иммиграции Эрик Бессон. Он возложил ответственность за бедственное положение цыган на их родину – Румынию и Болгарию, получающие субсидии ЕС на интеграцию меньшинств. По его словам, высылка цыган происходит на добровольной основе, сопровождается компенсациями и регламентируется судом. «Санкции на демонтаж лагерей дают судьи, – сказал Бессон. – И они же следят за тем, чтобы возвращение на родину проходило добровольно… Так что все обвинения в наш адрес просто смешны».
Присутствовавший на встрече госсекретарь Румынии по безопасности Богдан Ауреску поставил под сомнение добровольность возвращения цыган на родину. А еврокомиссары указали французам на недопустимость пренебрежения к европейскому праву, согласно которому каждый гражданин ЕС может жить в любой из 27 стран союза. Правда, обитающие в «европейской загранице» более трех месяцев должны обладать медицинской страховкой, работой или средствами на жизнь. В случае несоблюдения этих правил может быть принято решение о депортации, но, напомнила Вивиан Рединг, в строго индивидуальном порядке.
С начала года из Франции были высланы более 8 тыс. цыган. Особенно активно депортация осуществлялась с конца июля – как только президент Николя Саркози созвал совещание «по проблемам, которые создает поведение некоторых цыган и людей, ведущих кочевой образ жизни», в связи с разгромом жандармерии в городе Сент-Эньяне. Инцидент произошел после гибели 22?летнего члена цыганской общины Луиджи Дюкене, пытавшегося скрыться от жандармов. Саркози поставил ребром вопрос о ликвидации незаконных цыганских таборов-стоянок, которые он назвал рассадником преступности, торговли людьми и проституции.
Впрочем, наблюдатели обращают внимание: жесткая политика властей в отношении цыган вызвала широкий резонанс именно сейчас. И способствует этому само правительство, столкнувшееся со значительным падением своего рейтинга.
Политику Парижа в отношении цыган резко критикует оппозиция в лице социалистов. «Это очень не по?французски. Думаю, то, что происходит, – ответ на действия Саркози, который хотел скрыть факты коррупции и заставить французов забыть о других важных проблемах», – заявила Сеголен Руаяль, соперничавшая с нынешним хозяином Елисейского дворца на предыдущих президентских выборах. Коммунисты тоже недоумевают, какая связь между преступностью и людьми, ведущими кочевой образ жизни? И почему цыгане должны нести ответственность за все несчастья французского общества? Притеснение цыган критикуют церковь и правозащитники, указывая правительству на то, что оно годами не создавало должных условий для их нормальной жизни. «Президент принял меры по отношению к цыганам, но, с другой стороны, никто не пытался им чем?то помочь. Их просто хотят выслать, без разбора, лишь бы избавиться. Но дети многих цыган ходят во французские школы, – возмущается правозащитница Аньес Карпантье. – Политика, которую проводит французское государство, по сути состоит в том, чтобы заморить цыган голодом и таким образом заставить их уехать из страны». Многие считают, что Саркози пытается таким образом поднять свою популярность накануне президентских выборов 2012 года. Ведь судя по опросам, 48?% французов поддерживают меры по высылке цыган, 42?% выступают против. А вот германская газета Frankfurter Rundschau, наоборот, ставит крест на репутации Саркози в Европе: «Как низко может опуститься глава государства, чтобы объявить своей миссией депортацию этнической группы? Так низко, как это сделал Николя Саркози. Он хочет показать себя человеком дела, для которого заботы граждан – сигнал к наступлению. Он желает отвлечь внимание от скандалов, подмочивших его репутацию. Наконец?то Саркози может почувствовать себя гарантом закона. Ведь, как подозревают многие, сам он с законом не очень дружит».
Притеснение цыган во Франции – не изолированное явление. Оно наблюдается, например, в Италии. Еврокомиссия призвала все страны придерживаться существующих в ЕС директив, принимая решение о высылке цыган. «Мы озабочены развернувшейся в ЕС дискуссией и намерены рассмотреть каждый отдельный случай», – заявила комиссар Рединг. Большинство высылаемых цыган – граждане стран Евросоюза, соответствующие директивы Брюссель утвердил в 2009?м. Согласно им граждан ЕС можно выслать за пределы одного из государств, только если они представляют опасность. Принимая решение о депортации, необходимо учитывать семейное положение, возраст, финансовое состояние и возможные последствия, которые может иметь высылка.
ЛЮДИ ИЗ ИНДИИ
Согласно официальной статистике во Франции насчитываются около 400 тыс. цыган. Подавляющее большинство составляют выходцы из Румынии и Болгарии. Нелегальных цыганских поселений во Франции – около 300.
По всей Европе проживают примерно 12–15 млн цыган, являющихся крупнейшим этническим меньшинством на континенте. Считается, что они потомки иммигрантов из Индии, впервые появившихся в Европе в VII в. (другое название цыган «ромы» в переводе с хинди значит «люди»). Кочевой образ жизни, который они ведут, издавна вызывает неприязнь у тех, кто оказался их временными соседями. О чем свидетельствует, например, недавняя расправа над цыганской семьей на бытовой почве в Братиславе, в ходе которой погибли 6 человек и сам убийца.
Среди цыган высок уровень неграмотности, безработица зачастую приближается к 100?%. Большинство из них прозябают в нищете. В 2008 г. Евросоюз озаботился этой проблемой и созвал первый саммит, посвященный цыганам. На нем была поставлена задача бороться на национальном и общеевропейском уровне с дискриминацией, улучшить условия жизни и возможности интеграции цыган.
Положение цыган в странах ЕС обсудят 9 сентября в Страсбурге депутаты Европарламента, а в начале октября – Парламентской Ассамблеи Совета Европы.