Даже обладая реальной тягой, они способствуют паразитированию политических элит
Неравный бракПоследнее заседание Госсовета, состоявшееся весной этого года, обсудившее развитие российской политической системы, впервые прошло с участием руководителей ведущих политических партий страны, в том числе и не представленных в парламенте. В Госсовете также участвовали главы регионов.
«Я вижу, что у всех хорошее настроение», – заметил президент страны Дмитрий Медведев, оглядев собравшихся. Тем самым подчеркнув, что партийный уклон Госсовета с такой темой заседания касается всех – не только парламентских, но и небольших оппозиционных партий. Медведев признал их очевидную роль в развитии страны: «Каждый из присутствующих здесь внес определенный вклад в создание нынешней политической системы. Готов повторить в начале своего выступления то, о чем говорил неоднократно: наша политическая система работает. Она работает далеко не идеально, но работает».
Действительно, нельзя не признать, что политическая система России развивается. Партии укрупнились, набрали политический вес. И они существуют сейчас в том числе и за счет бюджета, то есть за счет избирателей, они обрели реальные права: по их представлению выбираются некоторые региональные руководители. И сейчас от партий, по словам президента, требуются честность, понятность, открытость и ясность. Без этого невозможно и дальнейшее развитие партийной системы России, невозможна и экономическая перестройка.
«Умная экономика может быть создана только умными людьми, поэтому наше общество усложняется: оно неоднородное, многомерное, составляющие его группы ведут разный образ жизни, имеют разные вкусы и взгляды, в том числе и политические взгляды. Таким обществом не нужно пытаться командовать, с ним нужно сотрудничать», – подчеркнул президент.
Его желание сделать политику более умной, более гибкой, более современной, особенно в социальной сфере, вполне понятно. Ведь на практике мы, к сожалению, зачастую сталкиваемся с иными подходами. Именно о них неоднократно говорил в своих выступлениях губернатор Калужской области Анатолий Артамонов, критикуя казенщину, махровый бюрократизм, а порой и открытую недоброжелательность отдельных чиновников к проблемам и бедам простых людей. Притом что эти руководители имеют прямую принадлежность и к партии власти, и к другим партиям.
И у малых партий должна быть возможность высказаться и быть представленными в региональных парламентах. Ведь и за ними тоже стоят избиратели. Так считает президент. Все равно есть люди с другими взглядами, которые голосуют за другие партии.
Поэтому президент предложил внести законопроект, согласно которому в региональные парламенты будут проходить партии, преодолевшие 5 процентный барьер. На предстоящих выборах 10 октября все эти предложения президента учтены: речь идет о расширении представительства партий, не преодолевших избирательный барьер, упрощении регистрации партийных списков, представленных в региональных парламентах, ограничении возможности досрочного голосования и ряд других.
Тогда на заседании Госсовета Дмитрий Медведев заметил одну особенность партийного представительства: «Почти половина из 246 тысяч депутатов представительных органов муниципальных образований – «единороссы». Это неплохой результат, – сказал Дмитрий Медведев. – И на самом деле отражает реальные на настоящий момент симпатии избирателей. Но коммунистов среди депутатов местного самоуправления – не более 2?%, а представителей «Справедливой России»— 1?%, либеральных демократов – тоже 1?%, даже менее процента. Такая ситуация просто удивительна. Она говорит о том, что наши партии, и прежде всего оппозиционные, очень слабо работают на муниципальном уровне».
Понятно, что для этого власть на местах должна активнее ходить в народ. И именно по тому, как сильно поддержана власть народом, можно и оценивать эффективность этой власти.
Но если посмотреть, как традиционно позиционируют себя в списках кандидатов, скажем, шесть ведущих партий, проходящих регистрацию на региональные выборы в Законодательные собрания, то и год назад, и в марте этого года складывалась одна и та же картина. Одни делали ставки на своих, а другие – лукавили, прибегая к тактике «паровозов». Избирателей по сути водят за нос, вынуждая голосовать за тех, кто к региону вообще не имеет никакого отношения. Скажем, весной на выборах в Законодательное собрание Калужской области либерал-демократы в своем списке номером один делали Владимира Жириновского, а коммунисты – летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза Светлану Савицкую. Что, партийные вожди перестали доверять своим региональным лидерам? Такую практику «паровозов» один из выступавших на Госсовете назвал политическим фетишизмом или выбором котов в мешке, которые едут в опломбированном вагоне за своим лидером.
Почему губернатор Анатолий Артамонов, возглавив список «единороссов», назначил на день выборов, 14 марта, и референдум по доверию к проводимому им социально-экономическому курсу? Человек, сделавший для региона больше, чем кто либо, не боялся отвечать перед народом, не сторонился и партийной ответственности. А главное – после мартовских выборов его ответственность перед калужанами не уменьшилась: его кандидатура этим летом была предложена президентом на новый срок, утверждена местным парламентом и Артамонов продолжил воплощать в жизнь свои планы здесь, на Калужской земле. В отличие от гастролирующих Жириновского, Савицкой и ряда других «политпаровозов» своих партий – от выборов до выборов.
–?олитическая система не должна дрожать, как жидкий студень, – подчеркнул Владимир Путин. Поэтому согласимся и с доводом Дмитрия Медведева, что нам не будет стыдно за нашу политическую систему, но которую мы не должны бояться критиковать.
Поэтому я хотел бы взглянуть на систему выборов с другой стороны. В прошлом году на всероссийской конференции «Единой России» один из ее лидеров Вячеслав Володин вполне ответственно заявил, что если губернатор-«единоросс» в регионе работает хорошо, то так же оценивается избирателями и деятельность партии. Если сравнить рейтинги губернаторов и результаты весенних выборов, то процент избирателей, проголосовавших за «Единую Россию», явно меньше.
Вот лишь несколько примеров:
Рейтинги такого уровня для руководителей регионов – просто смертельны, а для «единороссов» почему-то нет?
Тут уж совсем очевидна «паровозная тяга» местного руководителя: его показатели чаще всего выше, чем доверие избирателей к «едроссам». Выходит, не всегда их работа на местах оценивается так же, как деятельность губернаторов? Значит, происходит некое паразитирование партией реальной со своими достижениями власти. Этот паровозный стиль присущ не только «Единой России». В прошлом году на выборах 11 октября можно было наблюдать парадоксы и почище. В частности, мне довелось наблюдать выборы в Законодательное собрание Тульской области.
Ласковое дитятя
Судя по всему, новый курс президента на выборах 11 октября прошлого года отрабатывала партия «Справедливая Россия». Ход выборной кампании очень напоминал первую публичную дуэль Медведева и Путина.
Думаю, что после этих выборов родина легендарного Левши, трехлинейки, самовара, гармоники и тульских пряников войдет в историю как первая попытка «Справедливой России» заявить о себе во всю мощь. Бой за кресла в областном парламенте она повела не только по всем правилам высокого технологического искусства, но и – одновременно – при максимальном использовании кремлевско-белодомовского административного?ресурса. Воистину ласковое дитятя одну матку не сосет…
«Стикер – мал, но в нем – строка: президентская рука!» – сочинил считалочку один тульский остряк, прочитав на наклейке триколорного цвета: «Справедливая Россия» – новый курс президента». Такой стикер не был продуктом одиночки-самодела. Высокая полиграфия и крепкая «неотдираемость» выдавали типографский продукт хорошего качества, а места расклейки – опытный глаз агитаторов.
Кремлевские партстроители, похоже, давно узрели всю пагубность чиновничьего вхождения в «Единую Россию», которая вальяжно решила править только потому, что назвала себя партией власти. Видимо, история КПСС ее ничему не научила. Но падать так низко, как «единороссы», коммунисты советских времен все таки себе не позволяли.
За прошлый год под следствием в связи с уголовно наказуемыми деяниями (взятки, превышение служебных полномочий – читай казнокрадство) оказались около десяти глав районных администраций и ответственных чиновников Тульской области, то есть руководители «Единой России» разного уровня. Их портреты с указанием партийных должностей, размеров взяток и хищений, а также статей Уголовного кодекса стали содержанием газет и агиток коммунистов. Призыв своего лидера «Слышать людей, работать для людей» эта часть «единороссов» скорее всего обсудит на нарах. Впрочем, удивляться тут нечему – чинодрал и казнокрад издавна были синонимами на Руси.
В борьбе семи партий – четырех так называемых парламентских («Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР), а также трех «непарламентских» («Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело») – новые подходы заметнее всего были у «социал-демократов». И это притом что «единороссы» начали подготовку к выборам еще в мае. В их активе – многостраничная полноформатная газета, неограниченная наружная реклама с социальным подтекстом. Излишне напоминать об административном ресурсе в лице губернатора, думской фракции и поддержке центра.
Агитация «Справедливой России» была призвана продемонстрировать ее принципиальные политические отличия от «ЕР». Избирателю предлагалась политическая альтернатива «партии власти», что преподносилось как отражение базовых изменений в политическом курсе руководства страны.
Избирателю навязывалась мысль о том, что президент Д. Медведев якобы отмежевывается от скомпрометировавшего себя курса правительства и его главы, которые допустили «унизительную сырьевую зависимость государства». В противовес этому президент берет курс на создание современного социального и справедливого государства.
В предвыборной агитации «Справедливой России» вина за кризис в нашей стране была целиком и полностью возложена на партию «Единая Россия» и ее лидера. Последние прямо обвинялись в антипатриотической линии, а именно: вместо того чтобы в годы высоких цен на нефть развивать отечественную промышленность и науку, правительство при парламентской поддержке «ЕР» вкладывало доходы от продажи сырьевых ресурсов «в американскую недвижимость, прогоревшую с началом кризиса».
Избирателям была предложена четкая политическая перспектива – «Справедливая Россия» и ее сторонники должны стать опорой президента Дмитрия Медведева на предстоящих президентских выборах в противовес Владимиру Путину, опирающемуся на «Единую Россию». А самой партии для стимулирования ее активистов и сторонников прописана перспектива стать новой партией власти в стране. Последнее, в частности, подкреплялось и наглядной агитацией – партийный коллаж показывал нам флаг «Справедливой России», развевающийся над Спасской башней Кремля.
Такая агрессивная, наступательная агитация «справедливороссов» должна была донести до избирателя амбиции партии, рвущейся к власти якобы при поддержке действующего президента страны.
Резонно предположить, что эта линия – не политтехнологическая находка мест-ных «справедливороссов». «Справедливая Россия» загодя и весьма обстоятельно подошла к подготовке к кампании, о чем свидетельствуют два обстоятельства.
Во-первых, она реализовала лозунг «Дойти до каждого избирателя». Агитационная продукция партии отражала специфику и проблемы не только каждого района области, но и каждого муниципального образования – деревни, поселения и т.? д. Причем четверть информационных площадей отводилась на разъяснение базового лозунга «Справедливая Россия – новый курс президента», а три четверти – на перечисление конкретных проблем населенных пунктов (таковых было не менее 10 – ремонт бани, строительство клуба и проч.) с обязательством решить эти проблемы.
Другая особенность – попытка активного диалога с молодежью и «продвинутой» частью общества посредством Интернета. 1 октября в Туле под личным руководством председателя партии С. Миронова был проведен Всероссийский форум молодых социалистов, разрекламированный как начало молодежного социал-демократического движения. В планах организаторов «форума» было приглашение на него президента страны. Ценой громадных усилий «Единой России» удалось убедить руководство страны в «нецелесообразности» демонстративной поддержки этой акции первым лицом государства в условиях избирательной кампании.
Избирательная кампания в Тульской области еше раз высветила знакомую проблему «паровозов», когда партийные списки возглавляет губернатор, или председатель Совета Федерации, или, скажем, мэр Москвы, то есть люди, не собирающиеся работать в законодательных органах. В этом подходе есть очевидные плюсы для партий, но немало и подводных камней.
Поэтому «единороссам» пришлось спуститься с небес на грешную землю – вместо демонстрации своих исключительных достижений им пришлось включиться в кампанию критики недостатков в ЖКХ, социальной сфере (осуществлялись пикеты офисов недобросовестных управляющих компаний, губернатор выступал с жесткими заявлениями в отношении нарушений, допущенных городской администрацией в ходе приватизации коммунальных объектов и проч.). Однако запоздалость такой реакции на явные недостатки, давно «пристрелянные» критикой оппонентов, обрекла «едроссов» на роль догоняющих с определенными имиджевыми потерями.
Победил кандидат, не внесенный в списки
Хотя «Единая Россия» взяла верх на прошедших выборах в Тульской области, в городе Щекино, на наш взгляд, победила восьмая партия, не имевшая официальной регистрации, но вместе с тем весьма реальная.
В двухстах метрах от здания администрации этого легендарного в советские времена города (помните щекинский метод, когда на местном химкомбинате было сокращено пятьсот работающих, а производительность труда выросла в разы?) я разговорился с пенсионеркой, инвалидом второй группы, пережившей разные времена. Она грелась на солнышке у подъезда. Мои вопросы выслушала внимательно. Агитации в почтовые ящики попадает много. Да что толку, если в квартирах нет горячей воды. При коммунистах, может быть, было и лучше, но сейчас и они занимаются в основном обещаниями.
–?о отопление и горячую воду мы все таки наладили, – завершила она свой невеселый рассказ о теперешнем житье-бытье. – Сын нашел приятелей-сантехников – наших жэковских водопроводчиков. Они и помогли дать тепло в квартиры. За них и буду голосовать…
А как же – «слышать людей, работать для людей»? Или – «новый курс президента»? Только причем здесь партии, так отчаянно бьющиеся за власть?
«Справедливороссы» в Тульской области заявили о себе как новая политическая сила со своими амбициями на лидерство. Такими же были их амбиции и в мартовском туре выборов этого года. Интересно, каким бы был политический ресурс этих партий в регионах, если бы в их спор не вмешался кремлевско-белодомовский ресурс? Не пора ли региональным лидерам самим отвечать за свои дела, даже если они и представляют чьи то партийные интересы?
Вертикаль власти и партийная вертикаль пока не стали опорой суверенной российской демократии. Может быть, это как те самые параллельные прямые по Лобачевскому, которые так и никогда не пересекутся? Но этот затянувшийся спор с Евклидом никак не влияет на нашу жизнь, а вот искусственное осеменение партий власти, идущих своими параллельными путями, пока ничего хорошего российской демократии не принесло. И вряд ли принесет.
Окончательный ответ на этот вопрос мы получим после выборов 10 октября.
НАШЕ ДОСЬЕ
Региональные выборы, которые состоятся 10 октября, будут более масштабными, чем прошедшие 14 марта этого года. В октябрьский единый день голосования в стране пройдут 7841 выборы разного уровня, включая и местные референдумы. А в марте эта цифра немногим превышала 6200. Региональные парламенты будут избираться в шести субъектах РФ – Тыве, Белгородской, Костромской, Новосибирской, Магаданской и Челябинской областях. Борьба будет идти в общей сложности за 260 депутатских мандатов. Наибольшее их количество – 76 – приходится на законодательный орган Новосибирской области, а замыкает рейтинг по данному показателю Магаданская область, где претенденты будут бороться за 21 депутатское кресло.
Выборы в перечисленных регионах будут проводиться по смешанной системе: половина депутатов будет выбираться по одномандатным округам, а половина – по партийным спискам. Законодательные органы будут также выбираться в 14 административных центрах. Всего же по стране на разных уровнях будет распределяться свыше 50 тысяч депутатских мандатов.
10 октября городских мэров будут избирать в Самаре и Махачкале. Кроме того, предстоит избрать 2,5 тысячи глав муниципальных образований, а также пройдут два местных референдума и 33 голосования по преобразованию границ муниципальных округов.