Ветеран Великой Отечественной не мыслит жизни без школы
Подводили итоги областного конкурса «Учитель года-2010». Когда на сцену поднялся легендарный воронежский педагог Иван Раздымалин, зал встал и разразился овацией. Свое выступление ветеран начал с войны, перекинув незримый мостик из прошлого в настоящее: «65 лет назад окончилась великая битва за свободу нашей страны, за право народа жить на своей земле. Мне довелось участвовать в этой битве – начиная с Курской дуги, где я получил ранение, и до Эльбы. Мои боевые товарищи, живые и погибшие, не щадили жизни и здоровья, чтобы вы учились, строили, растили детей. И вот что хочу сказать молодым педагогам: стремитесь делать свою работу творческой, интересной для себя и детей, изо дня в день совершенствуйтесь.
И самое главное – дружите с наукой. Для этого не обязательно поступать в академии, жить в больших городах. Я стал кандидатом, а затем и доктором наук, работая в сельской школе, в одной, которой отдал 62 года. Везде найдется место творческому горению, если на это настроена ваша душа…» Завершив речь, Иван Федорович назвал имя победителя в номинации «Гражданские ценности в образовании»: Алла Юрова, учитель из Эртиля.
В прошлом году областная общественность отмечала 85?летие Раздымалина. Губернатор вручил юбиляру почетный знак «За заслуги перед Воронежской областью». В таком возрасте человеку естественно отдохнуть от дел. Иван Федорович уроков теперь не ведет, но в своей школе перед началом учебного года бывает почти ежедневно. Найти его кабинет легко, на дверях – табличка: «И.? Ф. Раздымалин – член-корреспондент Российской академии педагогических наук, заслуженный учитель России».
Он окончил эту самую школу в Костенках 14 июня 1942 года. А через месяц родное село заняли немцы. Потом они ушли дальше, на Сталинград. Остались венгры, которые собрали всех трудоспособных мужчин и отправили в концлагерь в соседнее село Семидесятное. Вместе с другими Иван несколько дней рыл траншеи и противотанковые рвы. А потом, воспользовавшись случаем, сбежал. После освобождения Костенок, в январе 1943?го юноша сразу же направился в Гремячье, где стоял запасной полк, чтобы отправиться на фронт. Но медкомиссия забраковала: чесотка. Потом – тиф, и только в мае, после поправки, Иван попал в Воронеж, где его определили в пулеметчики. Так начался боевой путь красноармейца Раздымалина: Курская дуга, ранение, госпиталь, снова бои до самой границы, а затем в Польше, в предместьях Берлина, встреча с союзниками на Эльбе. С 70?килограммовым станковым пулеметом сержант Раздымалин прошел пол-Европы. Награжден двумя орденами Славы II и III степеней, орденами Красной Звезды и Отечественной войны, многими медалями. И еще одну фронтовую «награду» ветеран носит при себе уже 65 лет – осколок минометной мины в бедре. Домой Раздымалин попал лишь весной 1947?го, отслужив почти два года в Восточной Пруссии. Над вопросом, чем заняться в мирной жизни, долго не мозговал.
Надумал пойти в школу, преподавать немецкий. Языку он, можно сказать, на фронте и научился. Однажды, где?то на Орловщине, в одном из разбитых домов попался школьный учебник и русско-немецкий словарь. Солдат бросил книги в вещмешок так, чтобы не пропадали. А потом незаметно втянулся, стал в свободное от боев время осваивать язык Гете и Шиллера. Когда дошли до Германии, Раздымалин уже почти свободно говорил по?немецки, что пригодилось командованию полка для общения с местными жителями. Вернувшемуся с войны орденоносцу были открыты двери в любой вуз. Но он стал работать в школе. И одновременно поступил в два института – педагогический и сельскохозяйственный. Оба окончил блестяще: один – за три года, второй за четыре с половиной. Молодой педагог как?то интуитивно, сердцем ощутил главный порок сельской школы тех лет: учебный процесс велся в отрыве от земли, от крестьянского труда. В своих сочинениях деревенские ребята писали о том, что мечтают стать летчиками, геологами, физиками, полярниками… И почти никто – агрономом, дояркой, механизатором. Нерадивых пугали: «Будешь плохо учиться – останешься в колхозе, пойдешь на ферму». В противовес этому Раздымалин задался целью прививать детям любовь к селу, к труду на земле. В созданной им школьной научно-производственной бригаде ребята из года в год вспахивали закрепленные 200 гектаров угодий, сеяли зерновые, подсолнечник, свеклу, сами же убирали урожай.
Увлеченно экспериментировали на поле и вели научные дневники. Иван Федорович считает своих учеников соавторами учебника «Агротехника полевых и овощных культур» и других своих научных трудов. Вслед за костенкинским учителем ученические бригады стали создаваться во многих сельских школах страны. Благодаря им тогда, в 60–70?е годы, удалось притормозить отток молодежи из села. Конечно, ребятам из Костенок повезло: в какой еще сельской школе преподавал доктор наук, член-корреспондент Российской академии образования? Притом Иван Федорович так и остался сельским учителем. А главное – убежденным сторонником и горячим энтузиастом раннего трудового воспитания.
Вскоре о новаторской педагогике узнает вся страна. О награжденном орденом Ленина Иване Раздымалине писали центральные газеты, к нему приезжали за опытом. Школе был подарен автобус. Глава государства Никита Хрущев на сессии Верховного Совета СССР в 1964 году сказал, что у учителя из Костенок «ум ученого и руки умельца». Свою любовь к образованию, к сельским детям Иван Федорович передал по наследству. Сын Юрий и дочь Людмила преподают в той же школе. Продолжается и его дело, начатое 53 года назад: до сих пор в Костенках формируется и работает ученическая бригада. А Иван Федорович, чтобы по?прежнему консультировать детей непосредственно в поле, купил себе мотоцикл. Он и в 86 показывает пример молодым коллегам.
Сельским учителям сейчас нелегко. После занятий в школе они погружаются в хлопоты по хозяйству: поливают грядки, доят коров, выгребают навоз, кормят свиней и птицу. Иначе при нынешней зарплате не выжить. «Не знаю, почему так низко у нас ценят учителя, – говорит Раздымалин. – Но уверен, что вопрос о том, какой будет Россия, решается именно в школе. Отсюда должны танцевать и Кремль, и правительство, и Госдума. Трудно сейчас воспитывать учеников, сложнее, чем раньше. Учитель говорит на уроке о служении Отчизне, долге гражданина… А повседневная жизнь учит другому: служи прежде всего себе любимому. С кого брать пример юношам и девушкам, обдумывающим житье? Почему ни на экране, ни в газетах не стало положительных героев? Остается уповать на классическую литературу. И еще на трудовое воспитание».
Таковы уроки сельского учителя и ученого Раздымалина. Они не теряют актуальности.