В кремле звучит команда «Закрыть кран!»
«К торжественному маршу!» У кого из служивших не дрогнет сердце при звуке этой команды? В начале сентября на Красной площади торжественные марши прозвучат в исполнении лучших военных оркестров из многих стран.
И не только марши. Музыкальный корпус бундесвера исполнит произведения Чайковского и Вагнера. Европейский оркестр и хор армии США выдадут попурри из произведений короля поп-музыки Майкла Джексона. Оркестр волынщиков и барабанщиков «Скрещенные мечи», существующий под эгидой ЕС, воспроизведет традиционные шотландские мелодии. Свои сюрпризы готовят израильтяне и французы, музыканты полицейского оркестра из Бахрейна и все остальные участники военно-музыкального фестиваля «Спасская башня».
Это будет уже третий подобный праздник на Красной площади. Свидетели двух предыдущих в один голос утверждают, что ничего подобного прежде не видели и не слышали. Когда около тысячи музыкантов из разных стран все вместе грянут «Прощание славянки» или «День Победы», то у самого закоренелого циника перехватит дыхание.
Московский фестиваль, по мнению самых строгих экспертов, не имеет себе подобных. Во-первых, его естественными декорациями являются Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, то есть редчайший историко-культурный ансамбль, аналог которому трудно найти или создать. Это придает празднику особый дух, высокий государственный статус. Во-вторых, впечатляют масштаб фестиваля, его режиссура, состав участников и непременные сюрпризы, щедро преподносимые зрителям.
Как это начиналось
Комендант Московского Кремля генерал-лейтенант Сергей Хлебников с первых дней в этой должности стал уделять особое внимание возрождению и приумножению военных ритуалов и церемоний. Воины специальных подразделений Президентского полка носят церемониальную форму, сшитую по образцу 1812 года. Разработаны российские ритуалы для торжественных встреч глав государств, вручения верительных грамот послами, инаугурации и других случаев. Несколько лет назад родилась традиция субботних разводов пеших и конных караулов в Кремле – красочное зрелище, которое каждый раз проходит при большом стечении зрителей.
Осенью 2006?го Хлебников в составе небольшой военной делегации нашей страны посетил знаменитый фестиваль в Эдинбурге. Шотландцы проводят свой праздник уже 60 лет, причем военно-музыкальная программа там – лишь часть большого культурного фестиваля, где представлены многие виды искусств.
Вернувшись домой, комендант Кремля собрал вокруг себя таких же энтузиастов военной музыки и армейских ритуалов. Первым делом они принялись изучать опыт других стран. Выяснилось, что военно-музыкальные представления и фестивали в формате Military Tattoo широко распространены по всему миру. Термин Tattoo – это сигнал, появившийся в начале XVIII в. в британской армии герцога Мальборо, сражавшегося на территории Голландии.
Барабанщики гарнизонов появлялись на городских улицах и играли сигнал, означавший команду «Закрыть кран!» («doe den tap toe» на голландском). Тем самым они оповещали о вечернем закрытии питейных заведений и возвращении солдат в казармы. Спустя годы простая подача сигнала превратилась в церемониал, распространенный в крупных британских гарнизонах. В 1880 г. в Лондоне началась история Королевского турнира с участием военных оркестров Британской империи. Он вошел в историю как первое, старейшее и крупнейшее Military Tattoo.
Ознакомившись с опытом Эдинбурга, наши представители убедились в том, что подобные фестивали пользуются устойчивым интересом публики и потому могут быть традиционными. Если не в самом большом городе Европы праздник 60 лет подряд проходит при огромном наплыве зрителей, и каждый год лучшие военно-музыкальные оркестры разных стран стремятся принять в нем участие, то отчего не пригласить их к нам в Москву?
Инициатива была поддержана президентом РФ и уже через год, в сентябре 2007?го, Красная площадь стала местом проведения первого отечественного фестиваля. Его успех превзошел все ожидания. Почти 40 тыс. зрителей, трансляции по телевидению, восторженные отзывы прессы, слезы на глазах покидавших Москву участников…
Московская полифония
Следующий фестиваль, получивший название «Спасская башня», состоялся в прошлом году и опять заслужил высокие оценки и простых зрителей, и экспертов. Их впечатлил не только грандиозный масштаб действа, но и несомненный творческий энтузиазм организаторов. Возможно, именно это – желание выйти за рамки привычного, удивить, а то и потрясти зрителей – можно считать отличительной особенностью Moscow Military Tattoo.
Судите сами. В 2007 г. сюрпризом стало участие 350 волынщиков, что можно считать своеобразным рекордом для такого рода мероприятий. Волынщики тогда вызвали буквально шок, продемонстрировав необычно мощное звучание. И впервые в мировой практике они исполнили русские мелодии в сочетании с национальными шотландскими. Сюрпризом было и выступление итальянских флагоносцев-сбандьератори. В Италии во время битв флаги использовались для подачи определенных сигналов. Перебрасывание древка из рук в руки являлось также и способом сохранения полкового знамени.
В прошлом году необычным оказалось выступление монахов Шаолиня, продемонстрировавших под бой гигантских барабанов впечатляющие приемы боевых искусств. Причем это были не «левые» монахи, коих сейчас развелось великое множество, а самые настоящие, прибывшие в Москву под предводительством главного шаолиньского наставника по части боевых искусств Ши Ян Лу. Был совершенно неожиданный номер – исполнение русских мелодий в сочетании с хитами «Битлз». И конечно, всех впечатлило то, что в день закрытия в финале все оркестры одновременно грянули гимн России.
Но и это не все. В день открытия фестиваля на Красной площади выступила легендарная французская певица Мирей Матье, которая пела под аккомпанемент французского военного оркестра. А чего стоит концерт звезд мировой оперы на Соборной площади Кремля, тоже состоявшийся в рамках «Спасской башни»!
Причем каждый раз организаторы по максимуму обыгрывали доставшийся им приз в виде натуральных кремлевских декораций: со стен Кремля палили старинные пушки, на фоне собора Василия Блаженного сверкали необыкновенные фейерверки, а искусно подсвеченная Спасская башня придавала всему зрелищу незабываемый вид.
Сюрпризы-2010
Еще один ключевой игрок в команде энтузиастов «Спасской башни» – начальник военно-оркестровой службы Вооруженных сил РФ, главный военный дирижер, генерал-лейтенант Валерий Халилов. Тот самый, который дирижировал сводным оркестром из 1400 музыкантов на Красной площади 9 Мая этого года. Халилов отвечает за творческую часть фестиваля, за то, чтобы приехавшие из разных стран коллективы сыграли слаженно.
– В этом году мы опять постараемся удивить зрителей, – обещает главный дирижер. – На закрытии фестиваля выступит Мирей Матье. Будет много новинок – и в техническом оформлении, и в музыкальном содержании. Обо всех не скажу, потерпите до сентября, но некоторые тайны могу открыть. Поскольку год юбилейный, связанный с 65?летием Победы, мы готовим попурри на темы наших и иностранных мелодий периода Второй мировой войны. Будет песня американских летчиков «Мы летим, ковыляя во мгле…», знаменитая «Лили-Марлен», которую в 1937?м исполняла Марлен Дитрих. Мало кто знает, что она написана простым немецким солдатом, который стоял на часах у казармы и, мечтая о возвращении живым домой, думал: «Если вернусь с войны, на ком женюсь – на Лили или на Марлен?». Это песня переведена на 47 языков, во время войны ее считали своей по обе стороны фронта. Простенькая мелодия грела душу солдата. И конечно, прозвучат наши лучшие песни времен войны, другие мелодии, которые знают все, например «Прощание славянки». Уже традиционно как символ нашего фестиваля мы исполним финал увертюры «1812 год» Чайковского. Это очень русское, впечатляющее произведение! Оно начинается с военной молитвы, переходит в державность с масштабным и мажорным финалом. У Чайковского предусмотрен даже залп из пушек, и мы постараемся, чтобы так все и было.
– Какие страны будут представлены на Красной площади в этом году?
– У нас в строю ожидаются американцы, французы, немцы, оркестр волынщиков ЕС, представители Бахрейна, Израиля, Казахстана, Таджикистана, Украины. Россия будет представлена лучшими военными оркестрами, а также другими коллективами, например, джигитами Кремлевской школы верховой езды, ротой специального караула Президентского полка, государственным ансамблем танца «Казаки России»…
Чего не видит зритель
Дирекцию фестиваля «Спасская башня» возглавляет президент Гильдии поставщиков Кремля Сергей Смирнов. У него свои заботы, в основном связанные с тем, как сформировать бюджет грандиозного предприятия. Вся надежда, как и в прошлые годы, на спонсоров. К счастью, не перевелись еще у нас компании и отдельные лица, которым небезразличны возрождение воинских традиций, имидж России. Даже в условиях продолжающегося кризиса они нашли возможность поддержать «Спасскую башню».
Кроме финансовых проблем у директора фестиваля немало и других хлопот. В начале сентября предстоит принять, разместить, обеспечить питанием, переводчиками, транспортом два десятка творческих коллективов, около тысячи человек. При этом надо учесть их национальные особенности, традиции, привычки. Смирнов уже знает, что музыканты полицейского оркестра Израиля употребляют только кошерную пищу, а в субботу никакая сила не заставит их покинуть отель раньше восьми часов вечера. В прошлом году гости из Индии и Китая потребовали, чтобы их меню было составлено исключительно из вегетарианских продуктов. Немцы привозят кофры с инструментами таких размеров, что они не проходят ни в какие ворота. Некоторые делегации везут с собой оружие для показательных выступлений подразделений почетного караула – это головная боль при прохождении таможни.
Надо предусмотреть риски плохой погоды в Москве в начале сентября, обеспечить должное внимание вип-персонам, которые, как и прежде, в большом числе захотят посетить спектакли на Красной площади. Словом, проблемы – большие и маленькие – закончатся только тогда, когда последний участник фестиваля покинет нашу столицу. Но тем не менее Смирнов и его коллеги оптимизма не теряют. Главное для них заключается в том, что международный военно-музыкальный фестиваль вошел в календарь самых значимых событий в культурной жизни страны. И завоевал мировое признание.
НАШЕ ДОСЬЕ
Традиция проведения военно-музыкальных фестивалей континентальной Европы зародилась на Конгрессе военных оркестров, прошедшем в 1867 г. в рамках Всемирной выставки в Париже. Участниками конгресса стали военные оркестры из Бельгии, Голландии, Испании, России и других стран. Оркестр лейб-гвардии Преображенского полка был одним из самых многочисленных и с блеском выступил на Марсовом поле Парижа в присутствии императора Александра II.
В наше время военно-музыкальные фестивали регулярно проходят в Австрии, Бельгии, Германии, Голландии, Дании, Италии, Норвегии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции.
После Второй мировой войны традиция проведения фестивалей военных оркестров распространилась в Великобритании и среди ее бывших сателлитов. Под патронатом королевской семьи в Эдинбурге проходит знаменитое The Edinburgh Military Tattoo. В 1979 г. в ознаменование визита в Новую Шотландию королевы Елизаветы I в рамках международной встречи шотландских кланов впервые прошло The Royal Nova Scotia International Tattoo, ежегодно проводимое с тех пор при поддержке правительства Канады. С 1989 г. в Бирмингеме проводится The Birmingham Tattoo. С 1997 г. в Норфолке в США ежегодно проводится The Virginia International Tattoo, а с 1999 года в Австралии проходит The Australian Federation Tattoo.