Поставили чиновники на изобретении, обогнавшем время на 30 лет. А может, и больше
Только два человека из десяти, по статистике, являются безопасными донорами. При этом дефицит крови из года в год вместе с ростом болезней у населения только возрастает. По словам главного трансфузиолога Гематологического научного центра РАН Михаила Лазаренко, ситуация с донорством сложная: курсанты военных училищ, студенты, которые обычно оказывают большую помощь, сейчас на каникулах. К тому же за последние шесть лет число доноров в России сократилось на 20?%, причем в крупных городах – даже больше. Хотя еще в конце 70?х годов ученый Института биофизики АН СССР Феликс Белоярцев изобрел заменитель человеческой крови.
«Голубая кровь» профессора Белоярцева
Научное название препарата – перфторан, однако чаще его называют «голубой кровью», так как он имеет бело-голубой оттенок. Поводом для форсированной разработки заменителя стала катастрофическая нехватка донорской крови в Афганистане. Основу нового препарата составили перфторированные углероды, способные растворять в себе кислород и углекислый газ, то есть выполнять функции газообмена, как и природная кровь. Первооткрывателями стал небольшой коллектив ученых из городка Пущино на Оке. Возглавлял группу экспериментаторов заведующий лабораторией медицинской биофизики, профессор Феликс Белоярцев.
Впервые о создании перфторана, совместимого с организмом человека, узнали в 1982 году. В Пущинской лаборатории демонстрировали настоящие чудеса. Например, кролика с искусственной кровью, девочку, потерявшую в результате травмы 60?% крови, спасенную благодаря переливанию перфторана Белоярцева. Уникальность этого препарата в том, что частицы кровезаменителя на порядок меньше эритроцитов, они способны пройти даже через сжатый капилляр и проникать в места, для эритроцитов недоступные, перенося кислород до уровня микроциркуляции и обеспечивая тканевое дыхание. При этом в отличие от настоящей крови, отдающей тканям только 20?% кислорода, искусственная отдает 100?%. Как только эмульсию перфторана начали применять в клинике, хирурги столкнулись со многими поистине волшебными ее свойствами. Больные, сутками находившиеся без сознания, приходили в себя через час после вливания искусственной крови. Тяжелейшие поражения рук, ног, пальцев, грозящие ампутацией, нередко полностью исчезали после лечения перфтораном. «Голубая кровь» делала почти стопроцентным успех при пересадке донорских почек, жизнеспособность которых невероятно сложно сохранить.
Препарат успешно применялся в Афганистане в полевых условиях – там, где сложно подобрать каждому раненому донорскую кровь нужной группы. По словам реаниматолога Главного военного госпиталя имени Бурденко, полковника медицинской службы Виктора Мороза, «израненные, истерзанные ребята, многим из которых полагалось неделями находиться без сознания, после вливания перфторана оживали буквально на глазах. Многих из них без искусственной крови спасти бы не удалось». С открытием перфторана связывали лечение таких болезней, как гемофилия, белокровие, анемия и даже СПИД.
«Голубая кровь» была необходима также при длительной консервации органов, предназначенных для пересадки: сроки их жизни возрастали раз в 20! Но интриги оказались мощнее открытия. Недруги Белоярцева уверяли, что разработанная им кровь приносит больше вреда, чем пользы. В медицинские институты, давшие положительные отзывы о перфторане, стали поступать письма об «авантюризме» ученых из Пущина. Зачастили комиссии, начались мелочные придирки, травля исследователей. Финал оказался трагическим: доктор медицинских наук Феликс Белоярцев, не выдержав нелепых обвинений, застрелился. На русском кровезаменителе поставили крест: исследования «голубой крови» и ее опытное производство прекратились.
Создаем в России, покупаем на Западе
В мире же работы по созданию различных кровезаменителей набирали силу. Немецкие фармацевты разработали так называемый искусственный гемоглобин, выделенный из крови коров и очищенный от антител. Шведы создали «заменитель» на основе порошка из натуральной человеческой крови.
Японцы изобрели аналог на основе белковых соединений. Некоторые иностранные фирмы предложили нашей стране покупать у них искусственную кровь! Правда, перфторан и другие заменители вводить в организм в чистом виде нельзя, требуются особые добавки, а в их подборе ученые из провинциального Пущина продвинулись гораздо дальше зарубежных коллег. Исследователи многих стран не скрывают, что пока не достигли результатов, полученных профессором Белоярцевым. Группа энтузиастов во главе с членом-корреспондентом РАН, бывшим директором института биофизики в Пущине (его отстранили от должности во время истории с «голубой кровью») Генрихом Иваницким после долгой борьбы сумела?таки добиться повторной проверки перфторана фармакологами. В 1990 г. в Пущине возобновились работы по перфторану. И в 1997 г. в Пекине выступления российских ученых и фильм «Русский перфторан, что это такое?» произвели настоящий фурор. В 1996?м перфторан как единственное средство, способное спасти жизнь человека вследствие большой кровопотери, разрешен Минздравом России к промышленному выпуску и клиническому применению. В Пущине возникло акционерное общество «Перфторан». К проекту подключились американцы и фирма «Альянс», много лет работающая над созданием синтетической крови. Ученые из США провели экспертизу русского перфторана и признали его непревзойденным, лучшим, чем шведский, японский и прочие.
Тем временем нанотехнологическая компания Arteriocyte получила грант в размере 1,95 млн долларов и уже отправила первую партию искусственной крови на утверждение в управление по надзору за пищевыми продуктами и лекарственными препаратами. Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США своей цели не скрывает: освоить производство больших объемов универсальных донорских комплектов. Символично, что первая партия искусственной крови может быть использована солдатами в Афганистане. Печально, что разница между открытиями – 30 лет! Сколько жизней ушло безвозвратно и потери продолжаются. Чиновникам от медицины проще, как и 100 лет назад, напечатать и расклеить по подъездам домов объявления с приглашением сдать кровь.
ПРИЗНАНИЕ
В 2002 г. Феликс Белоярцев удостоен национальной премии «Призвание» за разработку, создание и внедрение первого кислородопереносящего кровезаменителя. Посмертно.
НАШЕ ДОСЬЕ
Достоинства «голубой крови»: отсутствие риска заражения, совместимость с любой группой при переливании, производство в лабораторных условиях, oтносительная простота хранения. Искусственную кровь можно производить в массовом объеме, у нее продолжительный срок годности. Для сохранности натуральной крови требуются консерванты, ухудшающие ее свойства.