ГРЯЗНО ЗДЕСЬ, МУТНО ТАМ
По оценкам экспертов, разливы нефти с судов и при транспортировке в совокупности наносят гораздо больше вреда окружающей среде, чем единичные масштабные катастрофы, даже такие, как авария в Мексиканском заливе.
Российские реалии таковы: нефтяные танкеры часто сливают свои загрязненные технические воды по пути к портам. Нежелание платить за слив технической воды заставляет капитанов приходить к причалу уже «чистыми».
Система мониторинга ближней зоны существует, но просматривает она лишь расстояние в 5–10?км от берега. Как показала практика, привить капитанам судов экологическую ответственность может контроль из космоса.
Впервые в российской практике спутниковый мониторинг морей был проведен центром «СканЭкс» еще в 2008 году по заказу морского порта Новороссийск. Сразу был «отловлен» танкер «Расим Акар», следовавший под флагом Панамы. У него оказалось неисправным водоочистное сооружение. В течение нескольких месяцев были выявлены еще четыре судна, которые сбрасывали нефтепродукты на подходе к порту.
Понимая возможное привлечение к ответственности, капитаны стали сливать отработанные воды в тех частях акватории, где проходят государственные границы. Но зная направление ветра, моделируя дрейф нефтяного пятна и изучив его геометрию по спутниковым снимкам, можно установить, в каком направлении двигалось судно-загрязнитель.
Центром «СканЭкс» по заказу МЧС России проведена оценка судовой обстановки, а также детектированы загрязнения нефтепродуктами акваторий Баренцева, Охотского, Японского, Каспийского и Черного морей. Наиболее пораженными оказались Финский залив Балтийского моря, Каспий в районе Апшеронского полуострова, где расположено месторождение «Нефтяные камни» (зона ответственности Азербайджана), пролив Босфор Восточный и его бухты у города Владивостока (Японское море), залив Анива в районе поселка Корсаков (Южный Сахалин, Охотское море), а также трассы в районах интенсивного судоходства в Черном море.
Теперь требуется всего 1–2 часа, чтобы дать экологический мониторинг любой водной поверхности. Эти технологии уже несколько лет использует компания «Лукойл», проводя мониторинг Северного Каспия, где в конце 2009 г. проведена установка морских ледостойких стационарных платформ на месторождении им. Юрия Корчагина.
Несмотря на то, что космические технологии в России доступны, страна до сих пор не имеет национальной системы оперативного спутникового мониторинга своих морских акваторий с водной границей в 70 тыс. км. Российская нормативно-правовая база в данной сфере не предусматривает использования космоснимков.
Между тем единый информационный сервис, в частности, качественно улучшит межведомственный контроль за экологией на морских просторах.