Питьевая вода нужна миру гораздо больше, чем нефть
Россия может стать мировым лидером в поставках питьевой воды. Именно у нас предполагается открыть международное водное агентство ООН. Вправе ли страна претендовать на звание «поилки» мира, если в некоторых регионах, по данным надзорных органов, от 35 до 60?% проб питьевой воды не удовлетворяют санитарным нормам?
Двигатель прогресса
В скором времени природным ископаемым №?1 будет не газ или нефть, а пресная вода, убеждены эксперты. Она составляет лишь 2,5?% мировых водных запасов и пятая часть из них принадлежит России. Наша страна рассматривается как планетарный резервуар.
– В 2025–2030 годах, как показывают практически все прогнозно-аналитические исследования, наступит глобальный водный кризис. Хроническая нехватка воды накроет не менее трети населения планеты, станет основным источником политической и экономической нестабильности, – подчеркивает Виктор Данилов-Данильян, директор Института водных проблем РАН. – Мир будет ревниво следить за странами, где запасы существенно превышают внутренние потребности – Россией, Канадой, Бразилией, Австралией (там велики объемы подземных вод).
За последние 100 лет численность населения Земли увеличилась в три раза, при этом общемировой расход воды возрос более чем вшестеро. По данным доклада ООН, водообеспеченность 46 стран уже ниже критического уровня. В ближайшее время это в буквальном смысле слова ощутят на себе около 2 млрд человек в 48 странах. Гималайский ледник, питающий такие реки, как Ганг, Хуанхэ и Янцзы, уменьшается на 7?% в год. Между тем на их берегах живут сотни миллионов людей. В результате потепления многие реки Азии и Африки могут «похудеть» на 15–50?%. Рост населения планеты приведет к еще большему обострению проблемы. Уже сейчас эксперты считают, что вода наряду с углеводородами может стать причиной вооруженных столкновений между государствами и народами. Во второй половине XX в. споры о правах на управление водными ресурсами привели к 37 вооруженным конфликтам.
Сегодня речь идет не только о природных ресурсах, но и об инженерном, научном потенциале. По словам председателя Совета директоров группы компаний «Меттэм» Виктора Сапрыкина, отечественные специалисты весьма преуспели в технологиях очистки воды: «Одна только наша фирма контролирует 40?% всего мирового рынка фильтров».
Правительственная программа «Чистая вода» помимо строительства и модернизации очистных сооружений предусматривает экспортные поставки, в том числе с использованием танкерного флота. Это может принести бюджету огромные доходы. В частности, проговаривается проект снабжения Африки, где по сути нет чистой воды, поскольку все имеющиеся ресурсы характеризуются повышенной концентрацией мышьяка.
– Однако воду нельзя продавать так, как продают нефть и газ: затраты на ее транспортировку резко подскакивают при пересечении границ бассейна. Поэтому торговля в тех объемах, какие необходимы для сельского хозяйства и водоемких отраслей промышленности, не станет межрегиональной и тем более межконтинентальной, – комментирует Виктор Данилов-Данильян. – Но на глобальном рынке будут активно расти секторы, во?первых, водосберегающих разработок, во?вторых, водоохранных технологий, в?третьих, водоемкой продукции. Последнюю производят сельское хозяйство, «высокая» химия, целлюлозно-бумажная промышленность, энергетика – атомная и тепловая, металлургия. Продукция этих отраслей в предвидимом будущем останется водоемкой, она будет пользоваться растущим спросом на мировом рынке, ее производство станет особенно выгодным. Обеспечивать ее экспорт смогут только страны, богатые водными ресурсами, в том числе и Россия, если у нас хватит мудрости подготовиться к неизбежным сдвигам в реальном секторе мирового хозяйства.
Два в одном
Прежде всего необходимо сделать водную отрасль привлекательной для инвесторов, убежден гендиректор ГК «Росводоканал» Александр Малах. По данным Минрегиона, для модернизации всего централизованного водоснабжения и водоотведения России к 2020 г. требуется 15 трлн рублей. Притом что из всех бюджетных источников выделяется 14–15 млрд в год. Износ сетей в России достигает 70?%, при этом в год заменяется менее 1,5?% водопроводных и 0,5?% канализационных труб. Более чем в четверти регионов потери воды превышают 25?%, а количество аварий на погонный километр постоянно увеличивается из?за устаревающей инфраструктуры.
Бюджетных денег для поддержания и развития отрасли не хватит. Государственно-частное партнерство в управлении водоканалами уже зарекомендовало себя в мире. Ежегодно число людей, обслуживаемых частными операторами, увеличивается. Если в 2003 г. было 485 млн человек, то в 2008?м – уже 731, а к 2025 г., по прогнозам Global Water Intelligence, их число достигнет полутора миллиардов. К сожалению, в России привлечение внебюджетных инвестиций в водную отрасль идет медленно. Здесь доля частных компаний составляет лишь 16?%, в то время как в энергетике, теплоснабжении – 60 и 69 процентов. Одна из основных причин непопулярности отрасли у частных инвесторов – несовершенное законодательство, которое фактически сводит к минимуму конкуренцию.
Нет стимулов, которые бы мотивировали операторов повышать эффективность. Мешают прежде всего затратное тарифообразование и отсутствие долгосрочных программ. А в принципе этот бизнес довольно привлекателен. По расчетам Всемирного банка, ежегодная прибыль частных организаций, занимающихся управлением водными ресурсами, достигнет к началу 2020?х одного триллиона долларов. В начале 2000?х эта цифра составляла 200 миллиардов.
Эффективное управление водными системами городов – способ оптимизировать другие бюджетные издержки. Согласно данным ВОЗ инвестирование одного доллара в развитие водоснабжения и водоотведения позволяет сберечь от 4 до 12 долларов в здравоохранении. При правильной политике страна получает два в одном – рост качества жизни населения и существенное пополнение бюджета.