Но искоренить его необходимо
Причина коррупции – в жадности, аморальности чиновников, считают большинство россиян. Она непобедима, – заявляют наши соотечественники, уверенные в том, что проблемы решать станет проще, если чиновники перестанут брать взятки. Некоторые выражают желание помимо правоохранительных органов проинформировать о случаях вымогательства лично президента. Может, оттого, что Дмитрий Медведев – автор закона «О противодействии коррупции». Именно в нем впервые дано понятие коррупции как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».
Правда, чиновники уже нашли обходные тропы к конкретизирующему преступление закону. Свою приспособляемость они блестяще продемонстрировали при декларировании доходов: кто?то оказался гол как сокол, а кто?то на иждивении жены-миллионерши. Сдвинется ли борьба против коррупции?
Ольга КРЫШТАНОВСКАЯ, руководитель Центра изучения элиты Института социологии РАН:
–?коррупцию в России вызывают два процесса. Один – снизу. Чтобы сэкономить свое время, к примеру, не стоять в очереди, мы часто даем мелкие взятки. Но есть вторая, более серьезная коррупция, нарушающая единоначалие. Власть устроена иерархично: если начальник дает приказ, то он должен быть уверен, что его задание будет выполнено. Но если подчиненному приносят взятку, то он уже слушает не вышестоящее лицо, а того, кто ему дал денег. В результате нарушается субординация, и механизм власти не функционирует. Руководству такая коррупция мешает. Но есть и другой процесс, так называемое кормление. Эта система возникла при Иване Грозном. Суть ее в том, что официально государство платит чиновнику мало, но разрешает ему получать теневой неконтролируемый доход, используя служебное положение. И на этой системе кормления чиновничий аппарат существует уже 500 лет. Когда чиновник идет в совет директоров – это не что иное, как система кормления. Или госслужащему дают квартиру в элитном доме, которую он через год может приватизировать и продать за несколько миллионов долларов. Если разделить стоимость квартиры, к примеру, в 4 миллиона долларов на срок его работы – 4 года, то получим его реальную зарплату. Или обеспечение шоферами, машинами и т.? д. Во всех демократических странах нет скрытой зарплаты – чиновники ездят на собственных авто или на метро, живут в своих домах или снимают жилье, никто каждый раз бывшему президенту не отдает резиденцию и не строит потом новую. Система кормления должна быть сломана. Если произойдет монетизация льгот чиновников, тогда она станет прозрачной и контролируемой. Будет известно, что чиновник получает не 800 долларов, а предположим 49 тысяч долларов в месяц, но при этом контролируются его расходы и доходы. Позитивно в антикоррупционном пакете то, что каждое преступление должно быть подкреплено страхом наказания. Но нет оптимизма в том, что будет положен конец кормлению.
Михаил ТАРУСИН, начальник отдела исследований Института общественного проектирования:
–?мы провели исследование, в результате которого выделили три основных вида коррупции. Во-первых, это верхняя коррупция, связанная с деятельностью госорганов. Во-вторых, низовая, в которую вовлечены различные организации, созданные для предоставления так называемых услуг населению. В-третьих, существует деловая коррупция вне или внутри хозяйствующих субъектов. Каковы основные последствия коррупции?
Рост недоверия населения к государству и его институтам, криминализация и торможение экономики, ущерб авторитету страны и ее инвестиционному климату. Таким образом, коррупция деформирует основные функции государства и делает его органы не формально-правовыми, а полукриминальными.
Причин коррупции несколько. Первая – несовершенство законодательства. Вторая – сознательное создание чиновниками условий для коррупционной среды, когда пишутся специально несовершенные законы или различные запутанные подзаконные акты. Даже на уровне российских законов и Конституции исполнительная власть наделена большим количеством прав, но нигде не указана функция ответственности. Эксперты считают, что коррупция наиболее распространена в банковской деятельности, во всех монополизированных отраслях, включая добывающую промышленность, и в страховании. Вместе с тем уровень коррупции высок и в сферах налогообложения, распределения бюджетных средств, в судебной системе и правоохранительных органах, в здравоохранении, в сфере «имущество–собственность», в избирательных и законодательных процессах. Наиболее опасной и разрушительной для общества и государства является коррупция в правоохранительных органах и судебной системе. Сокращению коррупции будет способствовать рост предпринимательства и среднего бизнеса, а также благосостояния населения.
Андрей ПРЖЕЗДОМСКИЙ, член Комиссии Общественной палаты по общественному контролю над деятельностью правоохранительных органов и реформированием судебно-правовой системы:
–?бессмысленно требовать от чиновника, руководителя любого ранга принятия или реализации антикоррупционных законов, направленных на благо и интересы общества, если этот чиновник оказался в кресле в результате лоббистских конструкций экономического, а иногда и криминального свойства. Первопричина коррупционных процессов кроется как раз в закрытости власти и отсутствии системной государственной кадровой политики.
–?начну с истории, которая случилась со мной пять лет назад и продемонстрировала мою полную наивность в вопросах коррупции. Близкий знакомый, небедный человек, искал себе занятие, и серьезные люди дали ему список вакантных позиций. Там была одна министерская, несколько должностей замминистров, пост начальника УВД и ряд других интересных мест. Напротив каждой из позиций стояла цифра. Я понял, что ничего не понимаю, когда увидел, какая же должность стоит дороже всего. Если вы думаете, что министр или начальник УВД, ошибаетесь – начальник Управления капитального строительства одного из госконцернов!
Все говорят, как заклинание, что с коррупцией надо бороться, но начинать надо с судебной ветви власти. А уже следующим этапом пойдет и правоохранительная система. Чем отличается наша система управления от систем, скажем, стран Западной Европы, США, Израиля, где уровень коррупции намного меньше? Я обнаружил только одно отличие, очень серьезное: чиновнику есть что терять в конце карьеры. К примеру, советского чиновника ожидала персональная пенсия республиканского или союзного значения, сохранение ведомственной поликлиники с правом получения путевок в дома отдыха, с большими льготами по оплате квартиры, телефона и проезда в метро. «Морковка перед носом» отличает сегодня нашего чиновника от западного: на пенсию российского чиновника-отставника прожить невозможно.