Самый крупный из Балеарских островов превратился в пуп Европы
Если вы думаете, что название главного города испанского острова Майорка – Пальма – обязано экзотическому дереву, то глубоко ошибаетесь. Хотя пальмы вперемешку с вековыми оливами там встречаются повсеместно. Пальма по?испански – ладонь. И сюда, открытый как на ладони если не для всего мира, то уж точно для всей Европы остров, по многолетней традиции в начале августа приезжает король Хуан Карлос I. Чтобы отдохнуть в кругу детей и внуков, дать старт королевской регате, а потом вручить награду победителям.
Местные жители монаршей семье рады. «Каждый август вижу короля, прогуливающегося по улицам вокруг резиденции. Причем очень редко с охраной, – говорит менеджер отеля, примыкающего к замку Маривент, где проводит отпуск Хуан Карлос. – Скажу больше: его можно встретить даже в закусочной или ресторанчике за кружкой пива». А одну из испанских принцесс российская туристка вообще приняла за продавщицу и попросила принести облюбованную пару туфель.
Вот только парковка яхт в августе круто взмывает вверх. В так называемой капиталистической части порта аренда места достигает 6 тыс. евро в сутки. В «коммунистической» части все намного скромнее, но дорогостоящим яхтам, принадлежащим олигархам и шейхам, там, должно быть, неуютно.
Призы яхтсменам по окончании регаты Хуан Карлос вручает в замке Бельвер – единственном в мире круглом готическом сооружении. (Легенда гласит: пока мужчины обороняли остров, замок строили женщины, а они не любят выметать мусор и пыль из углов). Оттуда, как следует из названия замка-крепости, открывается великолепная панорама Пальмы: бегущий вдоль набережной Морской проспект, стройные ряды белоснежных яхт, гигантские круизные лайнеры, старый город и современные жилые кварталы.
Сегодня на Майорке самый высокий уровень жизни из всех регионов Испании. Об этом можно судить хотя бы по массовой ежевечерней марче – загулу после ужина. После 22.00 Пальма и близлежащие города становятся бурлящим водоворотом, в эпицентре которого находятся дискотеки и рестораны. В него с превеликим удовольствием погружаются туристы: окруженный со всех сторон теплым Средиземным морем остров превратился в крупнейший международный курорт. В Пальме поселились десятки тысяч иностранцев, придавших городу космополитический характер.
Официальных гостей из?за рубежа король принимает либо в своей летней резиденции (этой чести, как правило, удостаиваются те, с кем у Хуана Карлоса сложились дружеские отношения), либо во дворце Альмудайна. Акт примирения с президентом Венесуэлы Уго Чавесом после громкой размолвки на одном из последних Иберо-американских саммитов произошел именно здесь.
Но и этот дворец мавританско-готической архитектуры меркнет рядом с величественным Кафедральным собором. Нет в мире храма, так близко расположенного к морю, и нет в мире такого, который впускал бы столько яркого средиземноморского света. В соборе, вмещающем 18 тысяч человек, самое крупное витражное окно над алтарем. Говорят, только дважды в год, весной и осенью, примерно в 6.30 утра солнце становится напротив витража и все его разноцветные стекла отражаются на противоположной стене.
Сооружение собора началось еще в 1230 году на месте арабской мечети. Строительство велось на протяжении семи веков и не закончено до сих пор. Возможно, это самый величественный «долгострой» на планете. В начале прошлого века он впитал дух модернизма Антонио Гауди, работавшего над созданием главного алтаря.
Кстати, Гауди приложил руку и к церкви монастыря Льюк в горах Майорки. Он превратил ее в настоящее святилище Девы Марии, где хранится главная святыня острова – готическая скульптура Богородицы с младенцем Иисусом, держащим в руках Святое писание. Сюда в первое воскресенье августа совершается массовое пешее паломничество из Пальмы, чтобы воздать хвалу святыне Майорки. Среди паломников, разумеется, Хуан Карлос и королева София.