Отечественное судостроение вернулось в начало XIX века.
Когда в 1896 г. возник вопрос о праздновании 200?летия Российского флота, Николай II отклонил предложение о торжествах по причине отсутствия подлинных документов, подтверждающих точную дату рождения регулярных морских сил. Однако ни у кого не вызывал сомнения тот факт, что оно связано с именем Петра Великого. Развитие нашего флота зачастую зависело не от объективных обстоятельств, а от личностей лидеров государства и адмиралов, стоящих во главе ВМФ. Это подтверждается более чем трехвековой историей.
«Золотым веком» Российского флота стали 1960–1980?е: ежедневно в море было не менее 150–170 вымпелов – и это в условиях, когда «армейский сапог наступил». Низкий поклон Сергею Георгиевичу Горшкову, ученику и последователю талантливого флотоводца адмирала Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова, который и явился инициатором празднования Дня ВМФ, отмечаемого нынче в 71?й раз. 22 июня 1939 г. по предложению наркома ВМФ принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) об установлении и праздновании Дня Военно-морского флота СССР в каждое последнее воскресенье июля. Кузнецов и Горшков были государственными людьми, ибо ВМФ не только вид Вооруженных сил, но и один из державных институтов.
Каждый профессиональный праздник – не только парады и банкеты, а еще и итоги. Если честно, флот переживает времена, подобные началу XIX века Граф Воронцов в 1802 г. писал: «О худом состоянии флота и кораблей и дурном их снаряжении не надобно другого доказательства, как то, что в нынешнее лето флот принуждены были держать в гаванях; не только в море, но и на рейды его не вывели, когда англичане в водах наших разъезжали. Лучше соразмерное число кораблей иметь, но чтобы они всем нужным снабжены были…»
Эту задачу мы вынуждены решать и сегодня. За многие годы спущен на воду лишь один многотоннажный корабль – АПЛ «Северодвинск», до сих пор не доведена до ума ракета «Булава», без которой наши «Бореи» – дорогостоящие баржи. И самое главное, у нас отсутствует утвержденная судостроительная программа. А спонтанные обещания, как?то: «До 2015 г. флот должен получить 4 подводные лодки…», «разработана стратегия развития судостроения до 2030 г.» и пр. – в любой момент могут быть забыты или отменены. Так же, как не выполнен ни один пункт «Основ политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2010 года», утвержденных указом президента еще 4 марта 2000 года. Если этим документом предусматривалось усиление управления военно-морской деятельностью, укрепление и развитие ВМФ, то на практике все наоборот. Иначе как можно назвать подчинение флотов так называемым направлениям или военным округам, ползучее принижение роли ЦКП (центральный командный пункт) в управлении силами флотов и полную его ликвидацию в дальнейшем?
Военные моряки хотят верить словам президента: «Россия была и останется великой морской державой!». Сказано на совещании по вопросам судостроения в июне этого года.