ВОЖДЬ НАРОДОВ ОБМАНУЛ САМ СЕБЯ ПО СОБСТВЕННОЙ ВОЛЕ
Интересна история элитного разведывательно-диверсионного формирования абвера – соединения «Бранденбург-800». Формирование появилось в строжайшей тайне от всех, даже от многих высших армейских инстанций.
«Бранденбург», даже когда он стал дивизией, ни разу не фигурировал в благодарственных приказах фюрера, тогда как все остальные в них исправно значились. Даже среди посвященных никто и никогда не знал точно, где действует эта таинственная часть и что она делает. Только начальнику военной разведки (абвера) адмиралу Канарису, его ближайшим помощникам да сменившему Канариса в 1943 году В. Шеленбергу было доподлинно известно о решаемых «Бранденбургом» особых задачах. А когда после войны книжные полки и прилавки заполнились потоком военных мемуаров, воспоминаний и исследований фашистских полководцев, не нашлось никого, кто бы осветил особую деятельность этой таинственной дивизии.
Почему же молчат и «бранденбуржцы»? Это объясняется не только тем, что они были «дворцовым войском» адмирала Канариса, но и теми акциями, которые во время войны провели диверсанты «Бранденбурга» во всех странах мира, выполняя акты саботажа и шпионажа, диверсии и террора, разложения войск и населения противника.
Все планы гитлеровских «молниеносных» войн и операций, разработанные генеральным штабом сухопутных войск еще до Второй мировой войны, строились на предварительной обработке жертв задолго до отдачи приказа о нападении. Вот что предписывалось в связи с этим в меморандуме Верховного командования (ОКВ) от 18 преля 1938 года: «…Война будет вестись всеми средствами… Она будет направлена против вооруженных сил противника, против его материальных источников, против духовных сил его народа. Лейтмотивом этой войны должен стать лозунг «Нужда не знает заповедей»… Чем дальше будет продолжаться борьба за исход войны и чем больше военные силы обеих сторон будут пытаться удержать равновесие в этой борьбе, тем решительнее окажется действие пропаганды, террора и экономической войны…»
Как утверждают некоторые зарубежные историки и мемуаристы, до 1933 года планомерной разведывательной деятельности против Советского Союза абвер не вел. Разумеется, когда представлялся удобный случай, от него не отказывались, но дальше этого не шли. Приход Гитлера к власти сразу изменил обстановку. Абверу было дано указание «всеми имеющимися средствами активизировать разведку в Советской России». Этот шаг был тем более симптоматичен, так как одновременно было приказано прекратить всякую активную разведывательную деятельность против Англии и других западных держав.
Абвер изменил тактику и попытался использовать для шпионажа существовавшие между Германией и СССР торгово-экономические связи. Но тут его ждало разочарование. За коммерсантами, ездившими в Советскую Россию, велось самое тщательное наблюдение, контроль за иностранцами в России был организован весьма добросовестно.
Засылка подготовленных абвером шпионов и диверсантов из числа белой эмиграции также давала весьма незначительные дивиденды. Красная армия и органы безопасности создали в те годы на советско-польской границе контрольную полосу, всю опутанную проволочными заграждениями и уставленную сторожевыми вышками и пикетами.
Невероятную трудность добывания сведений из Советского Союза и организации подрывной деятельности на его территории отмечают буквально все западные мемуаристы. Благодаря своевременно принятым мерам по переселению бывших немецких колонистов из западных и южных областей Украины, где их проживало несколько сотен тысяч, рейх был лишен возможности использовать в своих интересах и немецкое национальное меньшинство.
Об экономическом и военном потенциале Советского Союза гитлеровское руководство было довольно плохо осведомлено. Как пишет начальник германского генерального штаба генерал-полковник Франц Гальдер, немцы считали в 1940 году, что у Красной армии имеется только 180–200 дивизий. В действительности их оказалось более 300. Создать внутреннюю пятую колонну в том виде и масштабе, как на Западе, в СССР гитлеровцам не удалось. Тем настойчивее нацистское руководство требовало от абвера проведения широких диверсионных мероприятий на советско-германском фронте в первые же дни войны. С помощью диверсантов «Бранденбурга» оно надеялось компенсировать отсутствие внутренней пятой колонны. На состоявшемся 30 марта 1941 года совещании нацистского руководства Гитлер подчеркнул, что «борьба против Советской России будет в значительной мере отличаться от борьбы на Западе, и эту войну следует вести, руководствуясь лозунгом «На Востоке сама жестокость будет снисходительностью!». Это был открытый призыв к использованию против СССР самых бесчеловечных методов ведения войны.
Нападение готовилось нацистами исключительно тщательно, с соблюдением всех мер стратегической маскировки. Задачей абвера было подбрасывание иностранным разведчикам и дипломатам всякого рода хорошо сваренной и направленной дезинформации, то, что называется «амальгамой», в которой действительные факты были искусно сплавлены с дезинформацией.
В конце 1940?го–начале 1941 года главной целью абвера стало внушение советскому руководству ложной информации, что, дескать, сосредоточение германских войск вблизи советских границ не что иное, как ложное мероприятие, чтобы ввести в заблуждение англичан накануне вторжения на Британские острова. Провокация была грубой, малоправдоподобной, но весьма желанной в Кремле, где Сталин убеждал себя, что Германия действительно не намерена нарушать Пакт о ненападении, по меньшей мере в ближайшие год-два. Таким образом Сталин обманул сам себя по собственной воле.
О том, какие задачи стояли перед «Бранденбургом», поведал на Нюрнбергском процессе заместитель начальника 2?го отдела абвера полковник Эрвин Штольце: «К задачам этого созданного в 1940 году специального соединения относились захват важных в военном отношении объектов – мостов, туннелей, заводов и предприятий оборонной промышленности – и их удержание до подхода передовых частей вермахта. Для проведения этих операций были накоплены и использовались в нарушение международных правил ведения войны запасы подлинного русского военного обмундирования и оружия, а формировались группы из немцев, владеющих русским языком».
Помимо этого ставились задачи проникать глубоко в тыл советских войск, ликвидировать крупные штабы, сеять панику и смуту на дорогах и в населенных пунктах прифронтовой полосы.
Вечером 21 июня 1941 года все сосредоточенные на границе с СССР диверсионные подразделения получили последние инструкции и переоделись в советскую форму. С наступлением темноты диверсанты пересекли демаркационную линию. Начало светать. Вот-вот должны были заговорить немецкие пушки и начаться нападение фашистской Германии на Советский Союз.
P. S. У второкурсников в советской школе военной разведки одной из оценок их подготовки была фраза: «Ну вот теперь хоть в абвер». Наши специалисты понимали, с каким профессиональным оппонентом приходится иметь дело.